Мадаминова Гульнара
Конспект ОД в старшей группе «Путешествие в страну здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о пользе и применении лекарственных растений
Задачи:
Уточнить и систематизировать знания детей о лекарственных растениях.
Развивать у детей психические качества память, внимание.
Воспитывать у детей любовь к природе, понимания о необходимости беречь и охранять природу,
Методические приемы: рассказ воспитателя, беседа с детьми, художественное слово, рассматривание, дидактические игры, обращение к опыту, анализ занятия.
Публикация «Конспект ОД в старшей группе „Путешествие в страну здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Предварительная работа: беседа о Красной книге; рассматривание картинок о растениях, находящихся на грани исчезновения, беседы о пользе лекарственных растений, о правильном их сборе и безопасном поведении с ядовитыми растениями, игры – определи по запаху, вершки и корешки, узнай растение; экскурсия в лес, отгадывание загадок, заучивание стихотворений.
Оборудование: иллюстрационный материал лекарственных растений, Д/и «Разрезные картинки» музыкальное сопровождение А. Вивальди «Звуки леса», воздушные шары, алгоритм заваривания чая.
Ход ОД:
В-ль: Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие на лесную полянку. Отправимся на машинах. Итак, в путь! (Дети руками имитируют рули и под музыку едут по кругу)
В-ль: Вот остановка. Мы приехали к лесу. В лес на машинах заезжать не будем, а пойдем пешком, чтобы не потревожить лесных жителей. Посмотрите как красиво, ребята, давайте присядем на пенечки. Послушайте загадку:
«Есть растения такие,
Они вовсе не простые.
Если что-то заболит,
Эта травка исцелит.
Д: Лекарственные растения.
В-ль: Правильно, их называют лекарственные растения или целебные травы.
(на стене иллюстрации лекарственных растений) Посмотрите, на нашей полянке растения. Какие растения вам знакомы? (земляника, душица, мать и мачеха, шалфей, багульник, клевер, чабрец, фиалка, малина, черника) Эти растения не простые, а целебные.
В-ль: лекарственных трав очень много и каждая из них лечит от какой-то болезни. Сегодня мы узнаем, какие лекарственные травы лечат от простуды. Я, сегодня придя на работу, услыхала жаркий спор целебных трав. Но о чем они спорили, я вам расскажу чуть позже,
В какое время года люди чаще болеют простудными заболеваниями? (осенью, зимой)
Расскажите, что вы чувствуете, когда болеете гриппом. Что у вас болит? (нос заложен, болит голова, насморк, высокая температура, горло болит). Посмотрите, у меня воздушные шары. Представьте себе, что это бактерии гриппа. Капельки - бактерии гриппа тоже похожи на шарики, только они такие маленькие, что нам их не видно. Они летают по воздуху там, где есть больные люди и могут попасть к здоровым людям в нос и рот. Грипп передается по воздуху. Особенно опасно, когда больной человек кашляет или чихает и эти капельки, которые вылетают у него изо рта, попадают на нас. Если это произойдет, человек может заболеть. Поэтому, когда вы кашляете или чихаете, что нужно делать? (закрывать нос и рот носовым платком).
Нам необходимо победить бактерии гриппа. А исчезнут они в том случае, если вы назовете способы лечения простуды, (пить микстуру от кашля, закапывать нос каплями, ставить уколы)
(На каждый ответ один шарик лопается)
В-ль: победить простуду нам еще помогут отвары из целебных трав. Ну а какие, вы узнаете, если внимательно послушаете, о чем они спорили
Жаркий спор целебных трав.
Как черника с земляникой разбирались, кто же прав:
Кто кого из них полезней, Кто от всех спасёт болезней,
«Я черники много лучше», - земляника говорит,
- Хоть расту в лесу дремучем, улучшаю аппетит.
Мой лекарственный настой от простуд рецепт простой.
Возразила ей черника: «Я полезней, спору нет.
Потому что для людей я на сто бед один ответ.
Обладает мой сироп уменьем лечить горло у детей».
«С вами, девочки, поспорю,
- Встряла малина в этот спор, никто лучше меня не лечил простуду.
Пусть нас кто-нибудь рассудит», Земляника предложила.
И пошли они все вместе искать, кто б их рассудил.
Все, кого они встречали, только стеблями качали:
Говорили, что они и полезны, и нужны.
И багульник, и душица, клевер, спаржа, медуница,
И лаванда, и чабрец, и фиалка, наконец.
Оказался всех мудрей лишь лекарственный шалфей.
Он сказал: «Все вы полезны, Вы - лекарства для людей,
Помогаете от болезней. Спорить быстро перестаньте,
И не тратьте время зря, а в дорогу собирайтесь: Ждёт вас каждая семья!»
Беседа по содержанию стихотворения. Рассматривание картинок с травами.
Теперь вы знаете, много лекарственных растений можно найти на лугах, в лесу, в горах. С их помощью вылечить простуду, грипп. (Шарики лопаются
Самая лучшая аптека – это Природа. Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
Для этого необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.
Правила сбора лекарственных растений.
1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (можно отравиться).
2. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.
3. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.
4. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?
5. Сушить растения не на солнце, а в тени.
6. Не топтать растения, нельзя рвать много растений. Почему? (На следующий год они не вырастут на этом месте, если их все сорвать).
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?
Ну вот, теперь вы знаете, что надо соблюдать правила сбора лекарственных растений в лесу и всегда надо помнить: не навредить природе.
А теперь мы поиграем на лесной полянке.
Физминутка «Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Зверобой, душица, клевер.
Расстилается ковёр.
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу руки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся)
В-ль: предлагаю собрать лекарственные растения.
Д/ игра «Собери растение» - дети из разрезных картинок составляют лекарственное растение.
В-ль: из лекарственных растений можно готовить отвары, настои, целебные чаи, и мы с вами сегодня из трав приготовим фиточай состоящий из лекарственных растений
Д\ игра «Подбери слово»
Цель: развитие умения образовывать прилагательные от существительных.
-Если чай заваривали из листов смородины, как мы можем назвать этот чай?
Смородина- смородиновый,
Липа- липовый,
Малина- малиновый,
Ромашка- ромашковый,
Мята – мятный
Земляника-земляничный.
-Молодцы, хорошо у вас получилось. Я предлагаю вам поучиться заваривать фиточай из лекарственных трав. (алгоритм заваривания фиточая из сушенных листьев и ягод малины)
Заваривать чай нужно в специальном чайнике (фарфоровом или фаянсовом).
Последовательность этапов правильной заварки чая.
1. Пустой чайник ополоснуть кипятком.
2. В чайник положить сухой чай. 1 чайная ложка на чашку чая.
3. Залить кипятком на 1\3.
4. Поставить чайник 2-3 минуты, накрыв салфеткой.
- Так, чтобы она покрывала отверстия в крышке и носике чайника. (Ткань задерживает летучие ароматические масла.)
5. Долить чайник кипятком, но не доверху.
6. Накрыть салфеткой. Настаивать в течение 10 минут.
Пока наш травяной чай заваривается, сядем в наши машины и поедем в наш любимый детский сад. Наш целебный чай возьмем с собой.
Итог занятия: Давайте, теперь попробуем, что за напиток получился у нас. (дети пьют чай, рассматривают цвет напитка, обсуждают запах и вкус). Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Давайте скажем нашей природе, большое спасибо! И будьте здоровы!