Наталья Разваляева
Занятие непосредственно образовательной деятельности: «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомить детей с характерными особенностями росписи дымковской игрушки.
Задачи:
1. Знакомить детей с характерными особенностями росписи дымковской игрушки. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
2. Развивать глазомер и умение соотносить размер прорези и вкладки.
Публикация «Занятие непосредственно образовательной деятельности: „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
3. Воспитывать интерес к народному творчеству, прививать любовь и уважение к труду русских умельцев.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: дымковские игрушки, лента, карусель, платочки, дидактическая игра «Наряди барыню», аудиозапись мелодии «Петушок», русской народной мелодии.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций дымковских игрушек, чтение стихотворений по дымковской игрушке, знакомство с техникой изготовления игрушек из глины и гончарным мастерством, рассматривание глиняных дымковских игрушек.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Звучит музыка (тема «Петушок»).
Воспитатель:
Скрип-скрип сапожки, трень-трень серёжки.
Кто-то в гости к нам идёт и стучится у ворот!
Давайте уберем игрушки и приготовимся к встрече гостя.
Повторяется музыка (тема «Петушок»).
Воспитатель:
Как у наших у ворот Петушок поёт.
Петушок поёт, к себе ребят зовёт.
Воспитатель берёт в руки дымковскую игрушку Петушок и общается с детьми от имени Петушка.
Петушок:
Здравствуйте ребятки!
Я - петух нарядный, весь такой я складный.
Посмотрите, у меня все расписаны бока,
Ну а мой пышный хвост ну, совсем-совсем не прост -
Точно солнечный цветок. И высокий гребешок.
Воспитатель:
Петушок, а откуда же ты к нам такой расписной пожаловал?
Петушок:
Есть на реке Вятке село, зовется Дымково оно.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом. Голубые дали.
И поэтому село наше большое Дымково назвали.
Нынче ярмарка у нас всем на удивление.
Там на ярмарке у нас дымковские игрушки – просто загляденье!
А пожаловал я к вам с приглашением! Приглашаю вас на ярмарку в наше знаменитое село Дымково! Цепляётесь за мой яркий хвост, вмиг домчимся!
Воспитатель расправляет ленту от хвоста Петушка. Дети цепляются за ленту. Звучит музыка. Воспитатель держит Петушка и ведёт за собой детей «змейкой».
Петушок : Приехали!
Звучит музыкальная тема «Ярмарка». К детям выходит Хозяйка.
Хозяйка:
Здравствуйте, гости дорогие! Я к ребятам собиралась, долго-долго наряжалась. Добро пожаловать к нам на ярмарку в село Дымково. Здесь живут замечательные мастера, которые умеют делать из глины забавные игрушки и украшать их яркими узорами. Вы знакомы с такими игрушками? А как их называют?
Ответы детей: Дымковская игрушка.
Воспитатель: А как ласково мы называем дымковские игрушки?
Дети: Дымка.
В разных местах группы стоят столы, закрытые платочками. Под платочками – дымковские игрушки.
Хозяйка: Ярмарка открывается!
Хозяйка снимает платочки с игрушек.
Приглашает детей к столу, на котором стоят дымковские барыни.
Хозяйка:
Дымковская барышня ходит не спеша.
Ею все любуются – ах, как хороша!
Кружочки, клеточки, полоски - простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор от барыни и водоноски.
Воспитатель:
-Как вы думаете, эти игрушки лепили и разрисовывали веселые мастера или грустные?
-А как они передали нам веселое настроение?
- Как вы думаете, почему эту игрушку мастер назвал водоноска?
- Какие узоры использовали мастера для росписи одежды?
- Каким цветом нарисованы круги, полоски?
Хозяйка подходит к столу, на котором стоят петух и курочки.
Дети с воспитателем следуют за Хозяйкой.
Хозяйка:
А теперь добро пожаловать к нашему голосистому семейству.
Голосисты эти птицы и нарядны, словно ситцы!
По двору петух шагает – курочек он охраняет.
Воспитатель задает вопросы об игрушке.
Хозяйка подходит к столу, на котором стоит индюк.
Дети с воспитателем следуют за Хозяйкой.
Хозяйка:
Вот индюк нарядный весь такой он складный.
У большого индюка все расписаны бока.
Воспитатель задает вопросы об игрушке.
Хозяйка:
В колокольчик позвоню, всех ребят позову.
Как услышат, прибегут и со мной играть начнут.
Наша дымковская карусель – просто класс, сделана на показ.
Всем на удивленье, всем на настроенье.
Хотите покататься на нашей яркой карусели?
За ленты беритесь, на карусели прокатитесь!
Проводится игра «Карусель».
«Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели,
А потом кругом, кругом, кругом и бегом, бегом, бегом…
Тише, тише, тише, тише, карусель остановите.
Повернулись и поехали в другую сторону».
Игра повторяется.
В конце игры дети отпускаю ленточки, хлопают в ладоши и произносят: «Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра!»
Хозяйка:
Вы не устали? Тогда я предлагаю вам поиграть ещё в одну интересную игру, которая называется «Наряди барыню». Согласны?
Хозяйка приглашает детей стать рядом со стульчиками.
Хозяйка: Но сначала приготовим наши ручки и глазки.
Пальчиковая и зрительная гимнастика.
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни,
(руки согнуты в локтях, сжимать и разжимать пальчики)
И вот этак, и вот так, не обидятся никак
(поворачивать руки в разные стороны).
В прятки пальчики играют, наши глазки закрывают
(зажмурить глаза, прикрыть ладонями).
1-2-3, смотри! Нашлись глазки!
(широко открывают глаза).
Быстро-быстро поморгает глазками.
(быстро моргать глазами)
И играть сейчас начнём.
Дидактическая игра «Наряди барыню».
Цель:
1. Учить подбирать нужный размер юбки для барыни.
2. Развивать умение соотносить размер прорези и вкладки.
3. Воспитывать интерес к народному творчеству.
Материал и необходимое оборудование:
Изображение на листах А4 трёх барынь разного размера, юбки которых обозначены силуэтными прорезями. Изображение разноцветных юбок трёх размеров, вырезанных по контуру.
Ход игры:
Каждый ребенок получает изображение барынь и три разноцветные юбки разных размеров. Необходимо подобрать для барыни юбку соответствующего размера– соотнести размер прорези и вкладки.
Хозяйка:
- Ах, какие красивые барыни получились у вас! А вот и коробочка для них,
дымковскими узорами расписанная.
Воспитатель:
- Спасибо вам, что позвали нас к себе в гости. Спасибо за интересные игры будем у себя в группе играть, село Дымково вспоминать.
Хозяйка:
- А наша ярмарка закрывается.
Накрывает игрушки платочками.
Будьте здоровыми, будьте счастливыми,
Будьте, как солнышко, красивыми.
Наш Петушок проводит вас в детский сад.
До свидания.
Звучит музыка. Хозяйка уходит.
Воспитатель:
- Ребята, мы на ярмарке с утра, нам уже домой пора.
Воспитатель расправляет ленту от хвоста Петушка. Дети цепляются за ленту. Звучит музыка. Воспитатель держит Петушка и ведёт за собой детей «змейкой».
Воспитатель:
-Вам понравилось на Дымковской ярмарке? Какие игрушки вы видели?