Аурика Шишенина
Дымковская игрушка
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей подготовительной группы "Дымковские мастера"
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи: Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
Публикация «Дымковская игрушка» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
- Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами.
- Познакомить с историей Дымковской игрушки.
- Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации, напечатанные трафареты на белой бумаге (формат А4) и акварельные краски.
Ход занятия
Воспитатель Ребята, у вас всех есть игрушки, а из чего они сделаны?
Дети Наши игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, дерева, ткани.
Воспитатель Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымково?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В. Феофанов)
Воспитатель Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Мы с вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками. Родились они, в заречной большой слободе Дымково, близ города Вятка. В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника <Свистопляска>. Позднее ярмарка-праздник стала называться <Свистунья>. Что же это за игрушки, давайте посмотрим?
Презентация «Дымковская игрушка»
Воспитатель .Что общего у всех этих игрушек?
Дети. У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель. А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети. Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель. А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?
Дети. Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!
Воспитатель. Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?
Дети. Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель. Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети. Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель. Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети. На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.
Воспитатель. Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети. Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.
Воспитатель. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.
Воспитатель. Давайте посмотрим как создается игрушка?
(Дети смотрят видео на интерактивной доске, воспитатель параллельно рассказывает).
Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и формируют, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?
Дети. В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель. Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающего еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.
Воспитатель. Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки.
Напечатанные трафареты раздается детям. Красками они начинают с удовольствием <расписывать>.В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается выставка.