Юлия Погорелова
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе «Лунный гость»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе
Тема: «Лунный гость»
Цель: обогащать круг представлений у детей, расширять словарный запас. Учить детей самостоятельно придумывать загадки. Способствовать развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения у детей.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе „Лунный гость“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Оборудование: Игрушка Лунтик, модель для придумывания загадок, картинки: самовар, меда, очки, ромашка.
Ход ОДД:
- У нас сегодня на занятии присутствует необычный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать кто это в игре "Да-нет-ка”. А подсказка будет такая: этот гость и он не является человеком.
Дети : Это птица?
- Нет, это не птица
Дети: Может это насекомое?
- Нет, это не насекомое
Дети: Может это какой-то зверек?
- Да, но зверек необычный, а волшебный. (Воспитатель загадывает загадку)
Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Знают, любят малыши. (Лунтик)
- Ребята, посмотрите, а вот и наш гость. Поздоровайтесь с ним. А как вы думаете, как он у нас появился? (Упал с луны).
- А каким образом еще мог у нас появиться? (прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки и. т. д).
- А если прилететь, то на чем? (На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле.)
- Лунтик говорит, что он пришел попросить у нас помощи. Дело в том, что Дядя Шер решил организовать конкурс загадок. Условия конкурса таковы: выиграет тот, кто придумает больше всех загадок. Лунтик слышал, что дети в детском саду умеют хорошо придумывать загадки. Поможем ему? Лунтик принес с собой картинки с изображенными на них предметами о которых он бы хотел придумать загадку (самовар, мед, цветок ромашка, очки) (да)
Вывешиваю одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку о самоваре. Значение признака в левой части таблицы обозначается словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Модель
Какой?
Что бывает таким же?
Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какой самовар по цвету? - Желтый.
Записываю слово желтый в первой строчке левой части таблицы.
- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Прошу детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Какой?
Что бывает таким же?
Желтый
Солнце
Шипящий
Вулкан
Круглый
Арбуз
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).
ПР: желтое - солнце, но не простое, а яркое солнце.
Табличка может выглядеть следующим образом:
Какой?
Что бывает таким же?
Желтый
Яркое солнце
Шипящий
Проснувшийся вулкан
Круглый
Спелый арбуз
После заполнения таблички предлагаю прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".
Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговая загадка про самовар: "Желтый как яркое солнце; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз". («записываю результат для Лунтика»)
- А теперь давайте поиграем в игру «Разбежались»
Подвижная игра «Разбежались!»
Правила игры
Дети в произвольном порядке стоят на ковре. Стою перед ними, называет какой-либо признак и показывает руками, в какие стороны должны разбегаться дети. Например: мальчики направо, девочки налево; у кого есть красный цвет в одежде — к двери, у кого нет — к окну и др.
Называются признаки, которые четко позволяют детям разделиться на две группы. Например, у кого одежда с карманами — без карманов; длинные рукава — короткие; в сандаликах — не в сандаликах; кто летал на самолете — кто не летал, кого в детский сад привел папа — кого не папа и др.
Не рекомендуются называть ситуации, требующие сравнений (высокие — направо, низкие — налево, предполагающие вариативность ответа («Кто любит конфеты, кто нет» — а если шоколадные любит, а леденцы нет, делящие детей на число групп больше двух
(«Любит собак — любит кошек» — а если любит других животных).
Игрушка Лунтик тоже принимает участи в игре и выполняет соответствующие команды. Игра проводиться в быстром темпе на выбывание.
После игры дети таким же образом составляют загадки на слова мед, ромашка, очки. Дети стараются сами подобрать признаки предмета и сравнения с другими предметами. Все придуманные воспитателем с детьми загадки записываются.
В конце занятия воспитатель с детьми прощается с гостем, отдают Лунтику придуманные ими загадки.