Екатерина Зозуля
Конспект НОД по развитию речи с использованием ТРИЗ, ИКТ, мнемотехники в старшей группе «Письмо белому медведю»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи с применением инновационных технологий в старше группе : «Письмо белому медведю»
Цель: показать знания и умения детей, полученные на занятиях.
Задачи:
Образовательные: уточнить словарь по теме «Весна», совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных, продолжать составлять сложноподчиненные предложения.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с использованием ТРИЗ, ИКТ, мнемотехники в старшей группе „Письмо белому медведю“» размещена в разделах
- Белый медведь
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Развивающие : развивать тонкую и общую моторику, фонематическое восприятие, диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, мышление.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, формировать навык сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.
Интегрируемые области: познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.
Программное содержание: Уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной. Закрепить приметы весны, названия весенних месяцев. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Активизировать словарь по теме: «Весна».
Материалы и оборудование: макет березки и листочки, мячик, картинки месяцев, мнемотаблицы, конверт,2 мольберта, презентация.
Методические приемы: загадка, вопросы, рассматривание картинок, игры, рассказ по картинке, сюрпризный момент, аппликация, физ. минутка.
Словарь: первоцвет, капель, проталина, скворечник, ранняя, поздняя.
Предварительная работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Ход НОД:
Дети с воспитателем в центре книги рассматривают книги, и вдруг находят конверт, рассматривают его.
В: Ребята, посмотрите, что это? (конверт, письмо, др. варианты). Что же там внутри? Как узнать? (метод «Мозгового штурма», дети предлагают варианты, приходят к выводу, что нужно открыть конверт)
В конверте письмо от белого медведя о том, что он не знает, что такое весна, и ему очень хочется узнать.
В: Ребята, вы хотите помочь белому медведю узнать о весне? (Да)А как мы можем ему помочь? (В ходе беседы приходят к выводу, что нужно написать письмо о весне)
В: Вы правильно думаете, что нужно написать письмо, только, чтобы ничего не упустить, нужно вспомнить все, что мы знаем о весне. Хотите? (Да)
В: Посмотрите, какую березку я вам принесла с собой, только на ней чего-то не хватает. (Листьев) Давайте вместе с вами оденем нашу березку и посмотрим, какой она станет. За каждый ваше правильное словечко о весне, я буду давать вам зелененький листочек, и вы будете наклеивать на березку.
В: Какая весна? (веселая, красная, теплая, добрая, солнечная, красивая, зеленая, ясная… и т. д.)
(На мольберте ствол березки с веточками. Дети прикрепляют по одному листочку, за каждое правильно названное прилагательное о весне).
В: Посмотрите, как зазеленела наша березка. Как она покрылась листвой. Значит, вы знаете много слов о весне. Молодцы!
Звучит аудиозапись «Пение птиц».
В: Ребята, вы слышите, кто-то поет, Кто же это (Птицы). Давайте присядем и послушаем.
Дети с воспитателем переходят на стульчики к экрану (Презентация). На экране картинка на весеннюю тему.
О чем она рассказывает? (о весне) А сколько месяцев у весны (Три)
В: Назовите их. (Март, апрель, май).
В: Посмотрите, пожалуйста, на картинку. Какой месяц на ней изображен? Почему (Ответы детей)
В: Правильно ребята, это март. А еще его называют Март - Протальник, потому что начинает таять снег, и образуются первые проталины. Снег начинает искриться в весенних лучах еще немного, и побегут ручьи, побежит по дорогам шумная вода.
В: А сейчас посмотрите на следующую картинку (репродукция художника, апрель). Какой месяц на ней изображен? (апрель) Как вы догадались (Ответы детей)
В: Апрель - Снегогон, потому что быстро, разливаясь ручьями тает снег. Ну-ка, приглядитесь к веточкам, на них маленькие пушистые комочки. Это почки, из них скоро выпустятся первые листочки. Снег почти растаял, а кое-где, на открытых участках, уже появилась зеленая травка. В середине апреля медведица с медвежатами вылезает из берлоги. На лесных полянах синеют подснежники.
(На экране след. картинка. Май)
В: Какой месяц на ней изображен? (Май) Как вы догадались (Ответы детей)
В: Май - Травень, потому что всюду появляется трава и тянутся к солнцу молодые листья. Вот и полностью очистилась природа от зимы. От снега ничего не осталось, а вокруг раскрываются венчики цветов. Расцветают деревья и кустарники. Птицы заливаются в весеннем лесу, радуются солнцу.
В: А теперь, ребята, отгадайте загадки. Снег на полях, лед на водах, вьюга гуляет. Когда это бывает (Зимой)
Зазвенели ручьи, прилетели грачи. В улей пчела первый мёд принесла. Кто скажет, кто знает, когда это бывает (Весной)
В: Ребята, а зима и весна похожи друг на друга? (Нет) Давайте про это расскажем. Поиграем в игру «Скажи наоборот».
Зимой снег белый, а весной (серый)
Зимой снег чистый, а весной (грязный)
Зимой дни холодные, а весной (теплые)
Зимой дни короткие, а весной (длинные)
Зимой солнце тусклое, а весной (яркое)
Зимой небо серое, а весной (голубое)
Зимой ветер холодный, а весной (теплый)
Зимой солнце низкое, а весной (высокое)
Зимой похолодало, а весной (потеплело)
Физ. минутка : Весна – красна
Весна-красна, ты с чем пришла? (Руки в стороны, поклониться.)
С цветами, с травой, с лошадкой вороной. (Руками указать на траву, цветы, взять поводья.)
Мы на ней поскачем по траве луговой, (Подскоки на месте.)
К воде ключевой. (Наклониться, зачерпнуть воображаемую воду.)
Солнышку улыбнёмся, (Соответственно.)
Домой к мамочке вернёмся. (Сесть на свои места.)
В: И правда, зима с весной не похожи. Молодцы, ребята, нигде не ошиблись, все вспомнили! Как думаете, теперь мы можем составить письмо белому медведю? (да). В этом нам помогут наши картинки-подсказки (Подходят к столику с мнемотаблицами).
В: А сейчас я предлагаю вам составить рассказы о весне, и мы выберем лучший из них, и отправим белому медведю. А перед началом работы, вспомним главное правило: говорим всегда красиво, смело и неторопливо. Ясно, четко говорим, потому, что не спешим (Дети проговаривают правило).
Рассказы детей.
В: Как здорово вы все придумали! Как рассказали о весне. И пришло время выбрать лучший рассказ для письма белому медведю. Какой больше понравился? (Дети выбирают понравившийся рассказ. приходят к общему решению) Все ребята постарались, все рассказы хорошие, а этот лучше всех (Назвать рассказ)
В: Ребята, а как вы думаете, белый медведь умеет читать (нет? Как же быть, как ему написать письмо? (Варианты детей, при помощи воспитателя приходят к выводу, что нужно сделать картину). Да, можно сделать картину, а как? (Предположения детей) (На столе ИЗО уголка лежат готовые элементы аппликации, приходят к выводу: сделать аппликацию).
В: А хотите ее сделать (да? Дети выполняют коллективную аппликацию «Весна». Ах, какая красивая картина получилась, думаю белый мишка, когда посмотрит, все о весне узнает. Теперь нужно наше письмо отправить (Письмо запечатываем в конверт). А как? (По почте) Правильно! И мы, когда пойдем гулять, отправим его по почте, согласны? (да)
В: Вы сегодня молодцы, отлично потрудились, и я приготовила для вас первоцветы - крокусы (желтые и белые). Если вам понравилось помогать белому медведю, то возьмите желтый цветок. Если же вы не довольны своей работой, то белый. Все сегодня молодцы! Спасибо!