Ольга Гультяева
Конспект ООД в комбинированной подготовительной группе по формированию целостной картины мира «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
организованной образовательной деятельности
в комбинированной подготовительной группе
по формированию целостной картины мира
Тема: «Космическое путешествие»
(Подготовительная к школе группа)
Цель: Познакомить детей с планетами Солнечной системы. Способствовать развитию здорового образа жизни и снятию утомляемости на занятии для лучшего усвоения материала.
Публикация «Конспект ООД в комбинированной подготовительной группе по формированию целостной картины мира „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность, аккуратность и прилежность в работе, трудолюбие, любовь к точным наукам, любовь к родной Земле.
Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес, развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать.
Коррекционно-развивающие: Обогащать словарный запас, развивать зрительно-моторную координацию и функциональные возможности кисти и пальцев.
Образовательные задачи: Познакомить детей с планетами Солнечной системы. Упражнять в умении устанавливать закономерности, закрепить навыки обратного счета, умение ориентироваться на плоскости листа.
Коррекционно-образовательные задачи: Упражнять в умении составлять тематическую композицию по образцу; закреплять умение пользоваться кистью и акварельными красками.
Основная образовательная область - «Познавательное развитие»
Интегрированные образовательные области: «Речевое развитие», Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методы: Игровые, словесно-наглядные.
Приё мы: Вопросы, художественное слово, поощряющая оценка, дополнения.
Наглядные средства обучения: Глобус, иллюстрации космоса, планет, альбомный лист, восковые карандаши, акварельные краски, листок в клеточку и простой карандаш.
Словарная работа: обогащать словарь (космос, иллюминатор, скафандр, космодром)
Предварительная работа:
Т. А. Шорыгина серия «Педагогические беседы о космосе».
Чтение художественной литературы по теме «Космос» :
• Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
• В. Кащенко «Созвездие драконов»,
• П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
• О. А. Скоролупова «Покорение космоса»
Ход образовательной деятельности:
- Ребята, я люблю путешествовать и сегодня я хочу вас пригласить в увлекательное путешествие. Но, скажите, как вы думаете, что нужно для начала нашего путешествия?
- Для начала - это хорошее настроение. У меня настроение замечательное и я хочу с вами им поделиться (делаю жест руками).
- У меня для вас есть загадка. Отгадав её, вы узнаете, что я для вас принесла.
Как изучишь все бока
Расписного колобка,
Так узнаешь, где Дунай,
Где Кавказ, а где – Китай.
- Глобус - это модель нашей планеты Земля. За ее пределами – космос. Люди всегда мечтали взлететь в небо, как птицы, и возникало много вопросов о звездах, о планетах, о вселенной, и конечно придумывали сказки о коврах-самолетах. С тех пор прошло много-много лет, и люди давным-давно научились летать на самолетах, вертолетах, некоторые даже на ракетах.
- Вспомните, как звали первого космонавта полетевшего в космос? (показать портрет).
- Да действительно, 12 апреля 1961 года первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на космическом корабле «Восток» - это было важным событием для ученых всего мира.
На космическом корабле
Он летел в межпланетной мгле,
Совершив вокруг Земли виток.
А корабль назывался «Восток».
Его знает и любит каждый,
Был он юный, сильный, отважный.
Помним взгляд его добрый, с прищуром,
Его звали Гагарин Юра».
(Т. Шорыгина)
- Алексей Архипович Леонов – первый космонавт, вышедший в открытый космос» (показать портрет)
- Среди российских космонавтов были и женщины-космонавты. Валентина Владимировна Терешкова – первая женщина-космонавт» (Показать портрет).
- Светлана Евгеньевна Савицкая – первая женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос» (Показать портрет).
- Ребята, чтобы жить и работать в космическом корабле, надо быть очень образованным и здоровым человеком. Нужно пройти специальную подготовку. Вы хотите стать космонавтами?
Физминутка
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь. Шагать на месте
Быть здоровым, не лениться, в школе хорошо учиться. «Показать» бицепсы
И зарядку каждый день будем делать – нам не лень! Наклоны вперед.
Вправо-влево повернуться и опять назад вернуться, Наклоны вправо-влево
Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать… Приседание, бег на месте.
- Молодцы, я вижу, вы уже готовы для покорения межпланетного путешествия.
- На чем мы сможем отправиться в межпланетное путешествие? ( показ воздушного транспорта: вертолет, самолет, воздушный шар, ракета).
- Значит, для путешествия нам нужна ракета.
- Занимайте свои места, сядьте правильно.
Воспитатель Типичные дети Дети с ОВЗ
У вас лежит листок в клеточку и простой карандаш. Слушаем и рисуем за мной математический диктант.
Поставили карандаш на точку. 4 клетки вверх,
1 клетку вправо,
8 клеток вверх,
1 клетку вправо,
1 клетку вверх,
1 клетку вправо,
1 клетку вниз,
1 клетку вправо,
8 клеток вниз,
1 клетку вправо,
4 клетки вниз,
1 клетку влево,
1 клетку вверх,
1 клетку влево,
1 клетку вниз,
1 клетку влево,
1 клетку вверх,
1 клетку влево,
1 клетку вниз,
1 клетку влево.
Что получилось у нас? Дорисуйте иллюминатор, кто умеет писать, напишите название ракеты. Дети пишут математический диктант. Из геометрических фигур по образцу выкладывают модель ракеты.
- Сколько замечательных ракет у нас получилось, они все разные, мы построили целый космодром! (Обязательно похвалить детей с ОВЗ)
- Теперь давайте выберем одежду, подходящую для полета в космос ( показ иллюстраций с изображением разной одежды: комбинезон, куртка, пальто, спортивный костюм, скафандр).
- Ребята, вы сделали правильный выбор. А почему вы решили, что именно в скафандре нужно лететь в космос? (Защищает от вредных воздействий, потому что смоделирован из специальных материалов.)
- Ну вот, мы с вами готовы. Ракеты сконструированы, скафандры одеты, пора отправляться в космос. Обязательно возьмем с собой фотоаппарат, чтобы сфотографировать все планеты.
- Внимание, внимание! Наш экипаж отправляется в полет. Начинаем обратный отсчет 10,9,8,7,. 1 Старт! (включается музыка, показ иллюстраций с изображением космоса)
- Вот мы с вами и в космосе! Вы чувствуете невесомость? Вы стали легкими словно пушинки. Внимательно посмотрите в иллюминатор. Что вы видите? (много звезд и планет).
Что такое звезды?
Если спросят вас
Отвечайте смело:
Раскаленный газ.
И еще добавьте,
Что притом всегда,
Ядерный реактор –
Каждая звезда!
(Р. А. Алдонина)
- Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется Солнечной системой. Как вы думаете, почему? (главой этой семьи является Солнце).
- Планеты все одинаковые? (они маленькие и большие, разного цвета). Чем они походят друг на друга? (круглые). Планеты все круглые, но, тем не менее, они не похожи друг на друга и находятся на разном расстоянии от Солнца. Каждая планета вращается по своей собственной орбите.
- Давайте, посчитаем, сколько всего планет в солнечной системе?
- Первая, самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. На этой планете очень жарко, потому что он находится ближе всех к Солнцу. Давайте эту планету сфотографируем.
- Вторая от Солнца планета – Венера.
В честь богини красоты,
Названа Венера– ты.
В темных небесах сияешь,
Красотой нас озаряешь.
- Эти слова не случайны, ведь Венеру называют утренней или вечерней звездой, потому что она видна на небе то утром, то вечером. Венера светится как горный хрусталик и очень красива! (Фотографирует)
- Вы узнали третью планету?
- Почему вы решили, что это Земля?
- Земля - это единственная планета в Солнечной системе, на которой есть все условия для жизни животных и людей.
- Что это за условия? (воздух, вода). Земля средняя по размеру планета, она находится не слишком близко к Солнцу. Посмотрите, Земля, как будто, окутана голубоватой дымкой, которая защищает Землю от перегрева или охлаждения, от ударов метеоритов. Давайте сфотографируем нашу Землю.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой, похожей нету. Я. Аким
- Ой, ребята, посмотрите внимательно в иллюминатор, вы видите планету красного цвета? Кто знает, как она называется? Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но ученые доказали, что жизни на Марсе нет.
- Четыре самые близкие к Солнцу планеты, назовите их по порядку: Меркурий, Венера, Земля, Марс - являются твердыми и каменистыми.
Гимнастика для глаз:
"Весёлая неделька"
Всю неделю по порядку,
глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту
(Поднять глаза вверх, опустить их книзу, голова неподвижна; снимает глазное напряжение)
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда-сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна)
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
(Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глазки)
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи, что вдали
глазки рассмотреть должны.
(Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. укрепляем мышцы глаз)
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
(Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх)
- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
(Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый)
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
(Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко относа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот)
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
- А сейчас поиграем в игру. Придумайте родственные слова к словам «Космос» и «Планета» (дети придумывают).
- Молодцы!
- Следующая, пятая планета от Солнца, называется Юпитер. Она похожа на огромный шар, который в одиннадцать раз больше Земли. Состоит самая большая планета Солнечной системы из жидкости и газа. Эта планета совсем необитаема, потому что на ней лютый холод. (Фотографируем)
- Мы видим Сатурн – шестую планету. На Сатурне очень холодно. Почему? Вы заметили, что она желто-оранжевого цвета? Чем она отличается от других планет? (кольцо). Эти удивительные кольца состоят изо льда и камней. (Фотографируем).
- Планета следующая называется Уран. Посчитайте, какая она по счету?
- Восьмая планета – Нептун. Это самая холодная планета Солнечной системы. Как вы думаете, почему?
- Увидеть эту планету с Земли в телескоп невозможно. Зато её можно сфотографировать из иллюминатора нашей ракеты.
- Ребята, мы увидели все планеты и нам пора возвращаться на Землю. Приготовились к приземлению, начинаем обратный отсчет 10. 9.. Земля!
- Вот мы с вами и в саду. А где мы живем? (называют адрес)
- Давайте с помощью наших снимков соберем схему Солнечной системы и вспомним название всех планет.
- Молодцы все планеты расставили по порядку. А, сейчас я вам задам вопросы, вы отвечайте.
- Кто и на чем впервые облетел вокруг Земли? (Собаки Белка и Стрелка на космическом спутнике).
- Сколько планет в Солнечной системе? (8).
- Как звали первую женщину-космонавта? (Валентина Терешкова).
- Как называется площадка для взлета космических ракет? (Космодром).
- Как называется костюм космонавта? (Скафандр).
- Как называется окно в ракете? (Иллюминатор).
- В какой день отмечается день Космонавтики? (12 апреля).
- Как называется третья планета от Солнца? (Земля).
- Как называется спутник планеты Земля? (Луна).
- У нас получилось замечательное путешествие, мы много узнали о планетах Солнечной системы. Но планета Земля, на которой мы живем, самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом. Землю надо беречь и любить. И, может быть, через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет: «Как прекрасна наша земля!»
- Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с нашей главной задачей, все планеты на своих местах. Посмотрите, как много звезд!
- Что же такое звезды?
- Почему происходит смена дня и ночи и времен года? (Потому что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца).
Воспитатель Типичные дети Дети с ОВЗ
- На ваших столах лежат восковые мелки, акварельные краски и альбомы. Закройте глаза и еще раз вспомните наше путешествие (звучит музыка) Мы с вами нарисуем звездное небо, как мы видим его с земли. Дети рисуют самостоятельно. Вспоминаем правила работы с кистью и акварельными красками.
- Ребята, посмотрите, какое получилось у нас звездное небо. (Похвалить все работы, особенно работы детей с ОВЗ)
- Что понравилось вам в космическом путешествии?
- Спасибо, ребята! Мне с вами было очень приятно путешествовать.