Татьяна Немтинова
«Флешка-путешественница». Конспект НОД по формированию целостной картины мира у детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
конспект НОД
познавательного цикла
по формированию целостной картины мира
у детей подготовительной к школе группы
«Флешка – путешественница»
Воспитатель: Немтинова Т. А.
г. о. Домодедово
2016 г.
Тема: История письменности и хранения информации на протяжении существования человеческой общности.
Публикация «„Флешка-путешественница“, Конспект НОД по формированию целостной картины мира у детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Программное содержание: Познакомить с историей письменности путём расширения представлений о мире. Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность путём исследования свойств материалов. Содействовать активизации диалогической речи путём обогащения словаря.
Учить работать самостоятельно и в командах.
Развивать творческое воображение, внимание путём использования активных форм обучения: групповых, дискуссий, мозгового штурма.
Стимулировать физическую активность детей путём выполнения физических упражнений.
Цель: Дать знания об основных моментах истории письменности. Познакомить с первыми письменными материалами: камень, глина, папирус, бумага.
Затронуть историю печати книги (оттиски на бумаге, рукописные и печатные книги.
Отталкиваться от современных средств для хранения информации.
Задачи: Развивать умение анализировать, делать выводы, находить причинно-следственные связи.
Развивать познавательную инициативу детей, творческие навыки путём выполнения различных видов художественной деятельности в ходе познавательного процесса.
Погрузить детей в колорит стран посредством музыки, видеоматериала и оформления.
Поддерживать физическую активность во время образовательного процесса.
Оборудование: Мультимедийная система. Элементы декораций зон для творческой деятельности. Папирус, кисточки, гуашь (чёрная) по количеству детей. Листы белой бумаги А4, каменный уголь, палочки, заточенные для письма по количеству детей. Подносы с «песком» по количеству детей. «Глиняные пластинки» и палочки по количеству детей. Неоновые гирлянды для декорирования «машины времени». Элементы костюмов для участников-детей «Флешка», «Вождь Маниту».
Воспитатель: У нас сегодня гости. Доброе утро всем! (дети здороваются). Пусть и день сегодня будет радостным и светлым! Мы дарим Вам наши улыбки и хорошее настроение!
- Мы Вас сегодня приглашаем
С нами вместе поиграть!
Скажите, гости дорогие,
А вы любите читать?
Посмотрите на полки в нашей библиотеке. Все эти книги мы с ребятами прочитали.
- Скажите, дети, а кто из вас посещает библиотеку? (ответы детей)
- Сколько книг в библиотеке? (ответы детей)
А вы знаете, что все книги можно уместить в одной маленькой коробочке. Её называют ФЛЕШКА.
Вы знаете, что такое Флешка? (ответы детей)
Для чего нужна Флешка? (ответы детей)
Входит «девочка-флешка»:
Зовут меня – Флешка
Все меня знают
Я много в себе информации сохраняю
Лишь вставлю я шляпку
В разъём USB, -
Всё на экране!
Что хочешь, смотри!
На полочках чётко
Все папки разложены
Щёлкни 2 раза
По ним осторожно, -
Там книги хранятся
И фотоальбомы,
Фильмы и коды
Ключи электронные…
Действительно, какой только информации нет внутри нашей Флешка!
Скажите, уважаемая Флешка, а вы всегда были такой как сейчас?
Флешка: Конечно, нет. Мои пра-пра-пра-пра бабушки выглядели совсем по- другому.
Воспитатель - Как бы нам с ребятами хотелось с ними познакомиться. Но ваши пра-пра-пра-пра бабушки жили так давно…
Флешка - Я приглашаю вас в путешествие во времени!
Воспитатель - Но как же мы окажемся в другом времени, ребята? Что нам делать? (ответы детей)
Давайте построим «машину времени» и отправимся в ней в далёкое прошлое.
Все садятся в «машину времени». Звучит музыка. На экране монитора картинки.
В - ль: Мы оказались на африканском континенте в самой старой пустыне Намибии. Здесь пески и скалы. Древние люди жили в пещерах. Они оставили нам рассказы о своей жизни в наскальных рисунках. (Показ слайдов)
Как вы думаете, легко было высекать в камне рисунки? (ответы детей)
Предлагаю попробовать высечь на камне солнце. Ребёнок пробует высечь что-то на камне.
Вывод: Это сложно и неудобно. Потому, что нельзя никуда увезти картинки и показать другим людям.
В гости приходит индеец из племени Маниту:
Моя ваших очень любить
Вождь Маниту вам письмо приносить
Вождь Маниту не умеет писать
Мои узелки вам всё рассказать…
В - ль: Вождь Маниту говорит с нами на языке жестов. Это самый универсальный язык всех народов. Его понимают практически все. Можно разговаривать с помощью мимики и жестов. Давайте поговорим с вождём на его языке. Дети повторяют речь вождя, сопровождая её жестами.
Вождь отдаёт «Узелковое письмо»
В - ль: Попробуем разгадать узелковое письмо. Узелки завязаны на ниточках разных цветов. Красная – Я. Белая – Вы (много узелков). Они связаны между собой – вместе. Серая или коричневая – дорога. Голубая или синяя – река.
В - ль: На чём ещё в пустыне можно было рисовать? (ответы детей). На песке?
- Я предлагаю вам попробовать нарисовать солнышко на песке.
Дети рисуют на поверхности песка в спец. лотках.
В - ль предлагает перенести лоток и понаблюдать, - что будет с картинкой?
Вывод: Рисунок не сохраняется, потому, что песок сыпуч.
Время шло и всё менялось. Я предлагаю всем с помощью «машины времени» переместиться на несколько столетий вперёд.
Дети занимают свои места в «машине времени». Звучит музыка. Мигают иллюминации.
В - ль: Мы оказались в Египте. Это страна древних пирамид, фараонов. Здесь тоже много рисунков на гранитных монументах. Но Египет знаменит тем, что там научились делать папирус. Пластинки из папируса очень похожи на бумагу, но гораздо толще. Его изготовляли из тростника- папируса,который растёт по берегам полноводной реки НИЛ. (демонстрация видео).
В - ль: А сейчас я предлагаю всем рассмотреть, потрогать папирус и попробовать нарисовать на нём древние символы. (Символы распечатаны на листах для демонстрации).
Дети садятся за столы и рисуют кисточками и гуашью на папирусе символы (древние знаки).
Вывод: Листы папируса можно сложить как книгу. Но она получается большая и тяжелая, занимает много места.
В - ль: Где же всё-таки изобрели бумагу, на которой мы любим, рисовать и писать?
Я снова приглашаю вас в «машину времени».
Звучит музыка. На экране слайды о Китае.
Какая мягкая и нежная музыка, будто сама природа поёт. Где мы?
Мы оказались в Китае.
Физминутка в технике У-ШУ.
В - ль: Китайцы первыми научились делать бумагу и долго хранили в секрете её изготовление.
-Зачем нужна бумага? (ответы детей)
-Что и как на ней писали? (ответы детей)
-Чем писали? (ответы детей)
Предлагаю вам ненадолго стать китайцами и изобразить иероглифы, которые обозначают (показ иероглифов и объяснение их значения)
Дети пробуют писать угольками, но обращают внимание на то, что когда стряхиваешь бумагу, - уголь осыпается.
Вывод: Угольками писать неудобно.
В - ль: Китайца нашли способ сделать уголь жидким. Они его растолкли в порошок и добавили немного масла. Получились своеобразные чернила.
А сейчас выберите иероглиф, который вам больше всего нравится, и попробуйте его написать специально заточенной палочкой. Если обмакнув, писать широким концом, - то получится широкая линия. Чтобы сделать узкую линию, - нужно писать узким концом.
Дети выполняют работу самостоятельно.
Итог:
- В каких странах вы сегодня побывали? (Намибия. Египет. Китай.)
- Что новое узнали о носителях информации? (Высекали на камне. Писали на песке. Рисовали на папирусе и бумаге.
- Какими они были? (ответы детей)
- Какой носитель информации вам кажется наиболее удобным?
Вы можете взять на память листы папируса с изображёнными древними символами и загадочными иероглифами. Обязательно расскажите дома обо всё, что сегодня узнали.