МААМ-картинки

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Помощники Федоры»

Тюлютаева Арита
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Помощники Федоры»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Цель занятия :

Расширять и уточнять представления у детей о предметном мире (о посуде).

2. Задачи:

- Уточнить и активизировать словарь по теме «Посуда»; деталях и частях; ее назначении; учить классифицировать предметы посуды, формировать понятия: чайная, образовать прилагательные от существительных (из стекла – стеклянная); развивать связанную речь.

- Систематизировать и обобщить знания детей о посуде, материала, из которого она сделана.

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе „Помощники Федоры“» размещена в разделах

- Продолжать учить отгадывать загадки, припоминать знакомое произведение (сказку); называть его автора.

- Закреплять навыки рисования недостающих деталей у посуды.

- Совершенствовать коммуникативные качества через игру.

3. Тип занятия :

художественно-речевая деятельность.

4. Форма занятия : фронтальная, групповая.

5. Продолжительность: 25 минут

6. Участники: воспитатель и дети старшей группы

7. Возраст обучающихся: дети 5-6 лет

8. Оборудование и материалы:

волшебная палочка, портрет автора, конверт с письмом, аудиозапись, предметы посуды (чайной, столовой, кухонной, ребус с изображенной посудой, рисунки без каких-либо частей посуды, цветные карандаши, посуда, разрезанная в виде пазл, рисунки с изображением посуды, медальки.

9. Предварительная подготовка:

Разучивание физминутки, составление описательных рассказов детьми по опорным схемам, чтение произведения К. Чуковского "Федорино горе", рассматривание иллюстраций.

10. Методы и приемы работы с детьми:

словесные, игровые, наглядные, практические.

11. Структура занятия :

1. Вводная часть.

1. Организация детей.

2. Заинтересовать, нацелить детей. Сюрпризный момент. Чтение стихотворения. Отгадывание загадок. Введение детей в игровую ситуацию.

2. Основная часть.

1. Вопросы разных типов, выполнение заданий.

2. Чтение стихотворения. Отгадывание загадок.

3. Физминутка.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Показ наглядного материала.

6. Приемы словарной работы.

3. Заключительная часть.

1. Подвести итоги.

2. Чтение стихотворения.

3. Сюрпризный момент - чаепитие.

12. Ход занятия.

Дети и воспитатель в группе находят предметы посуды.

- Ребята, кто - то похозяйничал в группе пока нас не было. Давайте соберем эти предметы, возможно, они нам еще пригодятся. - Как все эти предметы можно назвать, одним словом? (ответы детей) Посмотрите, кто-то в нашей группе забыл не только посуду, но и… волшебную палочку. - Скажите, пожалуйста, вы любите сказки, волшебные превращения? (ответы детей) - Хорошо будь, по-вашему, сейчас вы закроете глазки и с помощью волшебной палочки у нас в группе произойдет волшебное превращение. Я стану уже не вашей воспитательницей, а героиней одной из сказки.

Повторяйте волшебное заклинанье: «Баррамба, маррамба, тарики, варики, купорос, шафорос, барики, шарики». (воспитатель преображается в героиню) - Ребята, кто-то из вас может быть и догадался кто я. Но, чтобы не ошибиться, я вам даю подсказку. Послушайте отрывок сказки, из которой я пришла. (Прослушивание отрывка сказки) - Как называется эта сказка? (ответы детей) – Кто написал эту сказку? (показать портрет) - Теперь я думаю, вы точно мне скажите, как меня зовут? (ответы детей) - Ребята, а какая беда со мной приключилась, вы помните? (ответы детей) - Ой, горе мне, горе! Убежала от меня вся посуда. Ой, не мыла я посуду, не любила я ее, а она взяла да убежала в лес. Убежала, и возвращаться не хочет. Бегала я по лесу, искала посуду, да видно старая стала, не могу быстро бегать, устала. Вот только письмо нашла, а вот от кого даже и не знаю? Может, вы, мне подскажите. Здесь какая - то загадка. (Читает) : Ты не сядешь за обед, Если в доме меня нет. (делает задумчивый вид) - Ничего не понимаю! Что это? -Ребята, а вы догадались? Помогите, мне, пожалуйста! (ответы детей) А как вы догадались? - Так значит это письмо от моей сбежавшей посуды. Что же она пишет? «Вернусь я к тебе, если выполнишь мои задания, а найдешь ты их в конверте», (после этих слов Федора начинает плакать) : - Как же я выполню задания? Я же старая, в детский сад не ходила, в школе не училась, не смогу задания выполнить, что же делать, как мне быть, как мне без посуды жить? - Ребята, помогите мне, пожалуйста! Поможете? (ответы детей) Я даже дам вам и посуде обещание. Уж не буду, уж не буду я посуду обижать! Буду, буду я посуду, и любить, и уважать! -Ну что ж, не будем терять времени, ведь на дворе уже зима, нужно поторопиться, а иначе всю посуду в лесу снегом занесет. Давайте разомнемся, да приступим к делу. Физкультминутка Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд (шаги на месте) Я всем напоказ выставляю живот (руки на поясе, повороты туловища вправо-влево)

Я чай кипячу, клокочу и кричу: (хлопки в ладоши) - Эй, люди, я с вами чай попить хочу (прыжки на месте). 1 задание «Загадки» 1. Имеет хобот, а не слон, Он чашкам отдает поклон… чайник

2. Для нас она необходима, Ведь пищу из нее едим мы Глубокая и мелкая Зовут ее …тарелкой

3. На кухоньке нашей Мы варим в ней кашу, Картошку, бульоны, Супы, макароны … кастрюля

4. На кухне ей всегда почет Она и жарит, и печет, Не приготовить нам еды На кухне без …сковороды

5. Лишь для хлеба создана, Бережет его она… хлебница

6. Ее за ручку мы берем Чай, кофе из нее мы пьем…чашка

7. Сама не ем, А людей кормлю… ложка

8. Сделаны из стекла, Предназначены для чая, сока, молока …стаканы

9. Имеет четыре зуба Каждый день появляется за столом, А ничего не ест…вилка

10. Новая посуда, а вся в дырках…дуршлаг - Молодцы, все оказались сообразительными, смекалистыми!

2 задание «Угадай, какая посуда спряталась» - Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и угадайте, какие предметы спрятались? (это чашка- чайная посуда, из чашки пьют чай). Молодцы, со вторым заданием справились! Впереди третье задание. 3 задание «Что без чего» Но перед тем как выполнить следующее испытание мы с вами должны ответить на вопрос: - Как нужно заботиться о посуде? (Мыть, чистить, вытирать, убирать на место, бережно и очень аккуратно обращаться, чтобы не разбилась). Сказать сказали, а теперь пришла пора и показать. Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре - Я посуду перемыла. (Моют) Чашку, чайник, ковшик, ложку И большую поварешку. (Пальчики загибают на правой руке) Я посуду перемыла, (Моют) Только чашку я разбила, (Пальчики загибают на левой руке) Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, Ложку я чуть-чуть сломали. - Ох, ребята, разбила я не только чашку, и много другой посуды. Такая я неаккуратная. Попробуйте починить посуду, для этого надо дорисовать недостающие части. (Чашка без ручки. Я дорисовал ручку). - Молодцы, все справились! Слушайте следующее задание. 4 задание «Что разбилось?» Физминутка по силуэтам посуды - Переставляла я посуду на другой стол, и кое-что разбила. А что разбила не пойму? У меня только фотографии посуды остались, попробуйте по ним собрать мою посуду. 5 задание «Сравни» - работа в парах 1. Чем кастрюля отличается от сковороды? (Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка). 2. Что едят из глубокой (мелкой) тарелки? (Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп). 3. Чем отличается чайная ложка от столовой? (Чайная ложка короче и не такая глубокая). 4. Почему ложка не может выполнять работу вилки? (У ложки нет зубчиков, как у вилки, ложка круглая). 6 задание «Наведи порядок в посуде» или «Накрой стол»

- Вся посуда перепуталась, а вы должны ее расставить по своим местам. Для этого нужно разделиться на 3 команды. 1 команда - накрывает стол к чаю, т. е. выбирает предметы чайной посуды. 2 команда - накрывает стол к обеду (столовая посуда). 3 команда - убирает и расставляет кухонную посуду. (Проверяется правильность выполнения задания. Дети по очереди перечисляют предметы посуды. При рассматривании столовой посуды обратить внимание на вилку, ложку, нож) - Как можно назвать эти предметы обобщающими словами? (Столовые приборы). В последнюю очередь проверяется чайный сервиз. - Ребята, а вы знаете, как можно назвать эту посуду (показывает на чайный сервиз) по-другому? (Сервиз, чайный сервиз) - Кто знает, что это за слово «сервиз» и что оно обозначает? (Набор посуды) - А что вы делали, когда расставляли сервиз на столе? (Накрывали). - Да, можно сказать «накрывать», а можно сказать по-другому – «сервировать», т. е. накрывать красиво, чтобы за столом было приятно сидеть. Давайте еще раз повторим новое слово, чтобы и я и вы запомнили (Сервировать - красиво накрывать стол (3-4 ответа). - Всю посуду красиво расставили, а вот из чего она сделана так и не сказали. Для этого нужно выполнить следующее задание. 8 задание «Что из чего» (с волшебной палочкой) Ложка из дерева – деревянная… Чашка из фарфора – фарфоровая… Ваза из хрусталя – хрустальная Терка из металла – металлическая Графин из стекла – стеклянный Масленка из пластмассы – Сковорода из чугуна – Миска из глины – 9 задание «Чтение стихотворения «Для чего нужна посуда» «Для чего нужна посуда?» Если б не было посуды, Нам пришлось бы очень худо. Мы бы тут же из людей, Превратились в дикарей: Брали мясо бы руками, Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке, Или в грязном ручейке. К счастью, помогает всюду Нам различная посуда: На неё еду кладут, Из неё едят и пьют. Сохраняют в ней продукты: Сыр и масло, хлеб и фрукты… В ней готовят сотни блюд- Варят, жарят и пекут! - Ну, что, ребята, давай выполним следующее задание (Заглядывает в конверт). - Да тут ни одного задания не осталось! Все выполнили! (Удивлено). Ну и молодцы! Выручили вы меня! Дети вы ничего не заметили? Посуда, то давно вернулась! (Открывают накрытый стол сверху скатертью, а там - стол сервирован, в центре чайник). — Вот посмотри, чай уже готов. А у меня к чаю, и угощение найдется (Достает корзинку). - Если все готово можно и гостей к столу приглашать! (Дети приглашают гостей за стол). Вручение медалек от Федоры.

13. Литература:

1. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы» 2018г

2. «Образовательный процесс. Планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы» 2017 г

3. «Конспекты комплексно-тематических занятий в старшей группе» Н. С. Голицина 2016г

4. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» Л. А. Парамонова 2015г

5. «Занятия по развитию речи в старшей группе» В. В. Гербова 2010г

6. «Конспекты занятий в старшей группе по развитию речи» Волчкова В. Н., Степанова Н. В. 2008г

7. https://nsportal.ru

8. https://www.maam.ru

9. https://infourok.ru/

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе «В. П. Катаев «Цветик — семицветик»Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе «В. П. Катаев «Цветик — семицветик» Интегрированное занятие по речевому развитию (ознакомление детей с художественной литературой) в старшей группе на тему: В. П. Катаев «Цветик.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Волшебные помощники» Конспект НОД по речевому развитию в средней группеТема: «Волшебные помощники» Цель: • Упражнять в подборе слов, характеризующих предмет.

Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе «Сюжетные рассказы о природе» Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: Игра-занятие по развитию речи (сюжетные рассказы о природе) Воспитатель.

Конспект занятия по развитию речи и речевому общению с использованием мнемотаблиц в старшей группе «В гостях у сказки» Задачи: Учить детей рассказывать сказку без помощи воспитателя с использованием мнемотаблиц и иллюстраций. Учить подбирать антонимы. Закрепить.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» .

Конспект занятия по предметному рисованию в старшей группе «Посуда для Федоры» (с элементами хохломской росписи)Конспект занятия по предметному рисованию в старшей группе «Посуда для Федоры» (с элементами хохломской росписи) Цель: 1) Создавать художественный образ, используя известные приемы. 2) Закрепить представление о цвете, форме, размере посуды. 3) Продолжать.

Конспект занятия по речевому развитию «Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком» для старшей группы Задачи: учить детей составлять описательный рассказ по картине; включать в него наиболее точные слова для обозначения цвета, величины, использовать.

Конспект занятия по речевому развитию «Рассказывание по картине «Северные олени», для старшей группыКонспект занятия по речевому развитию «Рассказывание по картине «Северные олени», для старшей группы Задачи: воспитывать интерес к составлению рассказа по картине; учить детей составлять сюжетный рассказ по картинке с опорой на имеющиеся.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Как прекрасна наша планета Земля» Цель и задачи Учить передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога. Придумывать конец.

Конспект занятия по речевому развитию «Знакомство с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания» в старшей группе Цель: Ознакомление дошкольников с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания». Задачи: Образовательные: -формировать у детей умение раскрывать.

Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Помощники Федоры»
Опубликовано: 13 января 2021 в 17:47
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Помощники Федоры»» (включая файлы) размещена пользователем Тюлютаева Арита в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД