Кетлер Люция
Создание образовательной среды ДОУ на принципах полифункциональности, гибкости, транспортируемости в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Конспект на тему «Создание образовательной среды ДОУ на принципах полифункциональности,гибкости,транспортируемости в разновозрастной группе»
Выполнил: воспитатель
Кетлер Люция Наиловна
г. Челябинск, 2018
Предметно-развивающая среда разновозрастной группы
Публикация «Создание образовательной среды ДОУ на принципах полифункциональности, гибкости, транспортируемости в разновозрастной группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Новизна данной работы заключается в разработке и создании оригинальной современной предметно-развивающей среды в условиях разновозрастной группы ДОУ с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий. Я планирую организовать так предметно - развивающую среду, чтобы были задействованы все виды деятельности, такие как игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная, трудовая, чтение художественной литературы, согласно требованиям ФГОС.
Принципы построения предметно – развивающей среды
В ФГОС раскрыта система принципов построения развивающей среды в ДОУ, именно ими я руководствовалась при реализации поставленной цели.
- Принцип дистанции позиции при взаимодействии взрослого и ребенка.
В групповой комнате я создала условия для того, чтобы была возможность видеть глаза ребё нка: имеются разно уровневая мебель, напольный строитель, трансформеры, театральная ширма, мягкая мебель, сюжетный коврик, книжный центр. Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
- спокойная (центр продуктивной деятельности, книжный центр,центр «Наша Родина»);
- средней интенсивности (центр музыкально – театрализованной деятельности, центр конструктивной деятельности, центр экспериментальной деятельности центр познавательно – исследовательской деятельности);
-
- Принцип активности
Предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. В групповой комнате оборудован уголок экспериментальной деятельности. Создан уголок для продуктивной деятельности, где стоит мольберт, листы бумаги разного размера, мелки, карандаши, краски, где дети самостоятельно могут определить, как можно использовать тот или иной материал.
- Гендерный принцип
Принцип учёта полоролевой специфики, построение среды предполагает предоставления возможностей, как мальчиков, так и девочек проявлять свои склонности в соответствии с принятыми эталонами в обществе. Содержание в группе соответствует интересам мальчиков и девочек. Есть разные по габаритам и назначению машины для мальчиков, коляски и куклы для девочек, есть и общий материал который интересен и девочкам и мальчикам: парикмахерская, кукольный уголок.
- Принцип этапности и учета возрастных особенностей ребёнка
отражает наличие центров экспериментирования; центра познавательно – исследовательской деятельности;
- Принцип интеграции образовательных областей.
Предметная развивающая среда подобрана с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Оснащение уголков меняется в соответствии с планированием образовательного процесса. Дети принимают участие в проектировании и изменении среды.
- Для развития активности, самостоятельности и творчества детей
В центре познавательно – исследовательской деятельности - инструменты для труда и наблюдений за ростом растений; в уголке продуктивной деятельности - раскраски и другие материалы для детского творчества; в познавательных центрах – дидактические и развивающие игры и пр.
В групповых комнатах имеются в наличии материалы для обследования с помощью различных анализаторов: зрительного, тактильного, слухового и пр. : наборы пуговиц, бусин, шнуровки, бросовый и природный материал (шишки, камешки, горох, бобы и пр.)
- Комплексирование и гибкое зонирование.
Разнообразие предметной развивающей среды структурируется по видам детской деятельности, обеспечивает для детей выбор по интересам и позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать самостоятельно.
Обстановку в группе создала таким образом, чтобы предоставить
ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Используя принцип зонирования помещение группы разделила на несколько уголков, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры.
Центр музыкально – театрализованной деятельности
Музыкально - театрализованная деятельность помогает реализовать потребности ребёнка-дошкольника в положительных эмоциях, новых впечатлениях, знаниях, умении чувствовать себя уверенно в общении со взрослыми и сверстниками, взаимопонимании и сопереживании, соответствии положительному нравственному герою. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Помогает моим воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.
Центр продуктивной деятельности
В группе отведено место для изодеятельности детей. Здесь мои воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. На полочках расположены дидактические игры, альбомы с разными видами жанров. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.
Центр природы
Для развития экологически грамотного и бережного отношения к окружающему в нашей группе оборудован природный уголок. Здесь представлены макеты «Домашние животные» и «Дикие животные». Так же дидактические игры по темам: климат, растительный и животный мир, природные зоны земного шара и т. д. В этом уголке дети наблюдают за изменениями в процессе роста растений. Гербарий позволяет детям получить представления о многообразии мира природы родного края.
Центр конструктивной деятельности
В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
Центр дорожной безопасности
С целью научить наших детей безопасному поведению на дороге мною был создан центр дорожной безопасности. Данный центр оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм; дидактическими и настольными играми для закрепления знаний правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог, макет по правилам дорожного движения.
Игровой центрОсновным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра. Атрибуты к играм мною были подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у наших детей желание играть. Подобранный игровой материал позволяет нашим детям комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Центр экспериментальной деятельности
Большой популярностью у детей моей группы пользуется уголок экспериментальной деятельности, представляющий собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы : мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.
Для познавательного развития подобрана специальная детская литература, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов.
.
Книжный центр
С помощью него формируются потребности рассматривать книгу, беседовать по поводу ее содержания; происходит развитие литературной речи, художественно-творческого потенциала, а также интереса к художественной литературе.
Книжный уголок, созданный в нашей группе, я считаю, является ступенью в мероприятиях для детей и родителей по приобщению к художественному чтению, формированию запаса литературных, художественных впечатлений, развитию литературной речи.
Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Именно поэтому игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, придается исключительное значение. Организация игрового пространства в группах предоставляет возможность для много вариативных игр, свободного сотрудничества детей со сверстниками и взрослым.
Заключение
Проведенная мною работа позволила разнообразить материальное оснащение группы. Также, реализация проектирования предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС помогла сделать нашу группу привлекательной для детей, они стали более инициативными, самостоятельными. Дети стали более коммуникативными как в игровой, так и в познавательной видах деятельности, у них нет затруднений в выборе рода занятий. Подобная организация пространства создала возможность для реализации права детей на свободный выбор вида деятельности.
В заключении следует сказать, что определяющий момент в создании развивающей среды – это то, как наша среда стала работать. При наблюдении за своими детьми ясделала выводы, что созданная ППРС несёт в себе деятельностный характер.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.