Диана Козлова
Проект «Создание предметно-развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Создание предметно - развивающей среды
по музыкальному развитию в ДОУ»
Разработан музыкальным руководителем
МАДОУ № 17
Публикация «Проект „Создание предметно-развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Оформление детских садов
- Проекты
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Козловой Д. Ю.
Актуальность создания предметно - развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ связано с тем, что развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды.
Предметно - развивающая среда выступает как условие полноценного музыкального развития ребёнка. Музыкальное искусство и музыкальная деятельность в дошкольном возрасте - средство и путь всестороннего развития ребенка. Музыка тесно связана с другими видами искусства и сопровождает всю жизнь ребенка в детском саду. Все дети приобщаются к музыке, содержание которой отвечает общим и специальным задачам и учитывает возрастные ступени и индивидуальные различия.
Ребенок приобщается к искусству не только на занятиях. Музыка и стихи звучат на праздниках, развлечениях в исполнении взрослых и детей. Художественное оформление усиливает эмоциональное переживание ребенка. Театрализованные действия также требуют изобразительного и музыкального оформления. В самостоятельной игровой деятельности дети проявляют свой подход в передаче уже накопленного приобретенного художественного опыта и применяют его в новых условиях, ситуациях.
Огромное влияние на развитие музыкальных способностей детей, на их самостоятельное музицирование оказывает правильная организация предметно - развивающей среды.
В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослым и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе предметно - развивающей среды.
Под предметно - развивающей средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Интерьер и игрушки должны быть удобны в повседневном использовании. Игровое пространство динамично и меняться в зависимости от интересов детей и творческих замыслов педагогов.
Музыкальная предметная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметно-пространственной среды. А. Н. Леонтьев доказал, что стержнем деятельности является предметность.
Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.
Цель проекта: Создание современной развивающей предметно - пространственной среды по музыкальному развитию воспитанников.
Задачи проекта:
- обеспечить условия для систематического и планомерного занятия самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами;
- создание условий для отражения детьми, услышанного и увиденного на музыкальных занятиях в различных видах детского творчества;
- получение, закрепление знаний о музыке, развитие творческих способностей, любознательности, стремления к экспериментированию.
Основными принципами в создание музыкальной развивающей среды являются:
Принцип актуальности разработки среды предполагает её ориентацию на наиболее важные образовательные потребности детей, родителей.
Принцип системности предполагает целостность развивающей среды, гармонизацию стратегических приоритетов ДОУ, образовательных программ, материально- технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.
Принцип функциональности. Означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Используемые нами игры и пособия в основном многофункциональны, вариативны.
Принцип активности, самостоятельности, творчества - возможность проявления и формирования этих качеств у детей путем участия в создании своего предметного окружения.
Принцип стабильности - динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству.
Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);
Реализация проекта.
Музыкальная предметно - развивающая среда в детском саду организовывается по трем основным блокам:
-восприятие музыки;
-воспроизведение музыки;
-музыкально-творческая деятельность.
I блок. Восприятие музыки
- пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей.
II блок. Воспроизведение музыки:
- пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению;
- пособия, побуждающие к музыкально - ритмической деятельности: к восприятию, исполнению музыки для игры или танца, к творческой выразительности танца и т. п. ;
- пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации.
III блок. Музыкально-творческая деятельность
– пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.
Блоки восприятия и воспроизведения музыки были оборудованы техническими средствами, музыкальными инструментами, музыкальными игрушками, самодельными музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, набором картинок с музыкальными инструментами, портретами композиторов.
Из технических средств музыкальный центр активности оснащен, прежде всего, магнитофоном и набором компакт-дисков, содержащих разнообразный музыкальный материал с учетом требований, предъявляемых к работе с детьми данной возрастной категории по музыкальному развитию.
Оформление музыкальных центров активности в группах младшего дошкольного возраста было построено на сюжетной основе, в старших – на дидактической. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.
В музыкально – творческой деятельности представлены атрибуты для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:
- различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др. ;
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Содержание деятельности педагогов и воспитывающих взрослых.
В музыкальном центре активности дети могут послушать любимые произведения, спеть понравившиеся песни, подобрать их на металлофоне, помузицировать, поиграть в музыкально-дидактические игры и т. д.
В свободное время дети любят играть на музыкальных инструментах. В младших группах в музыкальном центре активности находятся ударные инструменты: бубны, барабаны, погремушки, маракасы; духовые: флейта, дудочка и др.
В средних группах имеются металлофон, ксилофон, кларнет, детские пианино, треугольники, музыкальные молоточки и др., на которых дети исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут сочинить и свои. Кроме того, музыкальные инструменты используются в музыкально-дидактических играх.
Для старших дошкольников в музыкальный центр активности мы добавили духовые гармоники, баян, аккордеон, скрипку, гитару и др. Духовые инструменты используются индивидуально, а в случае необходимости передачи другому ребенку мундштук обрабатывается спиртовым раствором.
Дошкольники охотно разыгрывают инсценировки на сюжеты песен с яркими и выразительными действиями: «Урожайная» А. Филиппенко, «Тень-тень» В. Калинникова, «Савка и Гришка» (народная) и др., организуют различные ролевые игры. Однако многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь при наличии атрибутов, которые помогают развитию сюжета.
Картонные пианино с нарисованными клавишами, дудочки, свирели, дирижерские палочки, красиво оформленные в виде маленьких книжечек с иллюстрациями ноты песен, некоторые детали костюмов для артистов – дают возможность организовать такие игры, как «Оркестр», «Концерт» и др.
Музыкально-дидактические игры требуют от дошкольников определенного запаса музыкальных впечатлений, навыков, умений. Вначале такие игры проводятся музыкальным руководителем или воспитателем. Когда же дети усвоят правила и содержание игр, они сами организуют их. Для развития музыкально-дидактических игр можно использовать «Музыкальное лото» фабричного производства.
В самостоятельной практике очень важно использовать слушание классической, народной музыки, песен из мультфильмов, музыкальных сказок, а также проводить музыкальную релаксацию, способствующую психическому расслаблению детей. Для этого необходимо иметь магнитофон в каждой группе. Аудиоматериал по слушанию музыки предоставит музыкальный руководитель.
Самостоятельная театрально-художественная деятельность в музыкально – творческом блоке позволяет детям организовывать игры-драматизации после прослушанных музыкальных произведений. Дети включаются в мини-игры, театрализованные игры-спектакли, организуют мини-сценки с куклами.
Используя музыкальную предметную среду, ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы, но это не значит, что он предоставлен самому себе. Характер руководства со стороны воспитателя становится косвенным:
- воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;
-воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;
- воспитатель должен стать тактичным соучастником детских игр.
Планируемые результаты:
- обеспечена совместная музыкальная деятельность детей и взрослых;
- организована самостоятельная индивидуальная и совместная деятельность детей, возникающая по их желанию и в соответствии с их интересами;
- дети имеют основные представления о музыке и театре;
- дети проявляют творческую активность, любознательность, стремление к экспериментированию.
Созданная система условий, средств и форм организации самостоятельной деятельности детей обеспечит необходимый уровень музыкального развития дошкольников.