Оксана Абрашкина
Создание развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Создание развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО
Автор: Абрашкина Оксана Ивановна воспитатель МБДОУ «Детский сад № ««Якорек» поселок Усть-Мая Усть-Майского района Республика Саха (Якутия)
Описание: материал будет интересен и полезен воспитателям дошкольных учреждений.
Цель: проектирование развивающей образовательной среды.
Характеристика группы:
Публикация «Создание развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Детей данной группы я приняла с младшей группы. В группе было 18 детей из них 9 девочек и 9 мальчиков Группа - общеразвивающая. Есть дети с задержкой речевого развития, которым требуется помощь учителя-логопеда (16%, есть дети (64%, речевое развитие которых соответствует возрасту, у остальных детей (20%) – чистая речь.
Факты, полученные в результате анализа.
а) безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в ДОУ.
Работая над созданием развивающей среды в группе, я, прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность детей в группе. Чтобы детям было уютно в группе я старалась приблизить обстановку к домашней. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности.
Меняя местоположение мебели в игровых зонах позволяет уйти от надоедливой однообразной обстановки. В группе есть мягкая мебель, (мягкий уголок, что создает уютную атмосферу, а так же игрушки детей, которые дети приносят из дома. Отношения с детьми я строю на уровне личностно-ориентированной модели воспитания, тесно взаимодействую с родителями с целью изучения потребностей ребенка.
б) реализация образовательных программ дошкольного образования.
Детский сад работает по общеобразовательной программе Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова «От рождеия до школы», поэтому все центры в развивающей среде созданы в соответствии с этой программой, с рекомендациями по развивающей среде : учтены основные требования и основные принципы организации среды.
Работая над созданием развивающей среды в своей группе я делала акцент на следующие параметры:
• содержательность, насыщенность;
• трансформируемость;
• вариативность;
• доступность;
• безопасность;
• здоровьесбережение;
• эстетически-привлекательная.
Площадь в группе я распределила по зонам и центрам, которые можно легко переоборудовать для другого предназначения. Они оснащены развивающим материалом (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее игры. и пр.). Все предметы в зонах находятся доступных детям местах. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса :
художественно- творческий уголок, уголок безопасности, музыкально- театрализованный, уголок природы, экспериментальный, конструкторский, познавательно-речевой.
в) Учет возрастных особенностей детей.
Дети группы соответствуют физическим и психологическим данным.
Инвалидов и с задержкой психического развития - нет.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр сюжетно - ролевой игры
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно в семье ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. В своей группе я старалась создать именно игровую среду именно для развития игровых навыков. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые.
Сюжетно-ролевые игры: Библиотека, Ателье, Почта, Салон красоты, Супермаркет, Больница, Семья.
Центр дежурства.
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса дошкольников. Уголок дежурного помогает определить очередность дежурства детей по столовой и в группе где дети сами ставят карточки в кармашки с маркировкой. Форма дежурного фартук и колпачок находится тоже в уголке.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Физического развития «Мамонтенок»
«Физическое развитие» является одной из основных областей развития ребенка. Создавая условия для реализации задач этой области в группе, я делала акцент на охрану жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. В группе в уголке «Мамонтенок» расположен спортивный инвентарь также имеется спортивный инвентарь, который сделан руками родителей. Во время образовательного процесса устраиваются динамические паузы, на прогулках с детьми обязательно проводятся спортивные и подвижные игры. В работе с детьми использую различные виды гимнастики: пальчиковая, дыхательная, для глаз, бодрящая, различные виды самомассажа: точечный массаж, массаж рук, ног, дети делают друг другу массаж спины. Витаминотерапия.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр театральных игр «Театр»
знакомлю детей с различными видами театра: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, деревянный на ложках, би-ба-бо, теневой. Уголок «Ряжение» любят все дети там они перевоплощаются в своих героев ими задуманных. Театральные уголки пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками и конечно при помощи родителей.
Музыкальный уголок «Веселые нотки»
Музыкальный центр оснащен разнообразными детскими музыкальными инструменты, иллюстрациями с портретами композиторов, иллюстрациями с музыкальными инструментами, дидактическими игры на развитие музыкального слуха, знание музыкальных инструментов.
Центр творческой деятельности «Акварелька»
Центр оснащен разнообразными средствами для творческой деятельности детей: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, пластилин, природный и бросовый материал и др.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Познание «Хочу все знать»
В данном центре имеются разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры». «Учись считать»,«Цвет», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», Целое из частей, «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические домики», «Составь число»,»Математическая рыбалка»,«Детям о времени», «Измеряем всё подряд», «Составь задачу».Развивающие игры : Блоки Дьенеша и схемы к ним, Палочки Кюйзенера и схемы, счётные палочки и схемы к ним. Сложи узор, сложи Квадрат», «Прозрачный квадрат», «Логический пояс», Игры на плоскостное моделирование: Танграм. Игрушки для сенсорного развития детей : пирамидки, вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки.
Центр экспериментирования «Я исследователь».
В центре экспериментирования имеется: различные емкости для воды и сыпучих, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы, природный материал для проведения эксперементов; знакомство с растениями и животными различных климатических зон, живая и неживая природа и т. д.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Развитие речи «Раз словечко, два словечко»
В центре развития речи используются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи.
Игры по звуковой культуре речи
Игры на звукоподражание: Кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши», «Позови громко», «Повтори».
Игры и пособия на развитие речевого дыхания : «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Ветерок», «Султанчики», «Кораблики».
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения
«Дин-дон», «Звуковой поезд», «Звуковое лото»,«Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку», «Шумящие коробочки», «Звуковой коллаж».
Картотека артикуляционных игр и упражнений.
Игры на развитие словаря, и грамматического строя речи «Глаголы в картинках», «Учимся использовать предлоги», «Автобус для зверят», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки».
Игры на развитие связной речи
«Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала,что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов», «Я знаю», «Телефон», «Сам себе сказочник».
Книжный центр «Сказкин дом».
В книжном центре находится художественная литература соответственно возрасту и тематике. Рядом стоит столик для просмотра книг. Все книги на полочке расположены соответственно тематике «Сказки», «Стихи», «Познавательная литература».
Центр «Игрушки-мобиле».
Очень интересное и увлекательное занятие для детей, создавая игрушки-мобиле совместно с педагогом дети знакомятся с подводным миром, временами года, веселыми клоунами, которые могут стать оформлением в группе на любое развлечение.
Выводы: развивающая предметно – пространственная среда группы направлена на возможность заниматься детям по своему интересу, что определенно укажет на ориентир одаренности каждого, обеспечит возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Развивающая предметно- пространственная среда соответствует требованиям ФГОС.