Ирина Махова
Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию – это Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155.
Публикация «Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС (средняя группа)» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считая, что, благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО это :
- образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей;
- развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития).
В связи с введением ФГОС ДО вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды в нашем ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, т. к. она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
В соответствии с ФГОС ДО, основная общеобразовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Предметно - развивающая среда в среднем дошкольном возрасте
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно - развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности: рабочая, активная, спокойная.
Предметно-пространственная развивающая среда должна быть :
содержательно-насыщенной;
полифункциональной;
трансформируемой;
вариативной;
доступной;
безопасной.
Насыщенность среды предполагает :
- разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;
- должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.
Полифункциональность материалов предполагает :
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.);
- наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители).
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений ППР среды в зависимости :
- от образовательной ситуации;
- от меняющихся интересов детей;
- от возможностей детей.
Вариативность среды предполагает :
- наличие различных пространств;
- периодическую сменяемость игрового материала;
- разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;
- появление новых предметов.
Доступность среды предполагает :
- доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность среды :
соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Центры развивающей активности детей.
Обстановку в группах создали таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры.
В группе создаются различные центры активности:
«центр познания» обеспечивает решение задач познавательно - исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты).
Наглядный материал Переносная лаборатория
Дары моря и земли Настольная игра «Рода войск»
«Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность).
Музыкальная деятельность. Изобразительная деятельность.
Уголок изодеятельности Пальчиковый театр
«Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно - ролевых игр.
Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская» С. – р. игра «Магазин»
С. – р. игра «Аптека» С. – р. игра «Больница»
С. – р. игра «Строители» С. – р. «Семья»
С. – р. игра «Салон красоты» С. – р. игра «Автобус»
«Литературный центр», обеспечивающий литературное развитие дошкольников.
Выставка книг «Любимые детские писатели» «Произведения К. И. Чуковского»
«О животных – детям» «Занимательная математика»
«Русские и зарубежные сказки» (цель выставки не только знакомство с произведениями русских и зарубежных писателей, но и знакомство с множеством национальностей, народностей, воспитание толерантности).
«Спортивный центр», обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей.
«Центр ПДД».
«Центр пожарной безопасности».
«Центр патриотического воспитания».
Выставка рисунков на тему «Мой родной край»
«Центр сенсорного развития».
Целенаправленно организованная предметно - развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Благодаря созданным условиям предметно – развивающей среды с учётом ФГОС ДО, дети стали более социализированы, умеют общаться друг с другом, смело и свободно передвигаются в пространстве ДОУ, повысился познавательный интерес, любознательность, желание экспериментировать.
На нашем участке имеется уличное стационарное игровое оборудование: горка, столы, скамейки, лестницы, качели, песочница.
Обязательно выносятся на участок атрибуты для спортивных игр: кольцебросы, скакалки, обручи, ракетки для игр в бадминтон, мячи разных размеров, корзины для метания и т. д.
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.