Ольга Сафина
Семинар для педагогов ДОУ «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через создание комфортной образовательной среды»
▼ Скачать + Заказать документы
«Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды детского сада в соответствии с требованиями Профессионального стандарта педагога и ФГОС ДО»
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в числе одной из важных задач выделяет охрану и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия).
Публикация «Семинар для педагогов ДОУ „Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через создание комфортной образовательной среды“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Думаем, что не случайно авторы стандарта задачу эмоционального благополучия детей выдвигают в область приоритетных, так как продолжительное время в нашей стране система дошкольного образования была ориентирована, прежде всего, на развитие интеллекта, познавательного развития детей. Хотя, научно доказано, что эмоционально -волевые структуры являются фундаментом активной деятельности: творческой, познавательной, коммуникативной. Другими словами от того какое эмоциональное состояние преобладает у ребенка - зависит и то, как он будет воспринимать новую информацию, да и в целом окружающий мир.
2. Профессиональный стандарт «Педагог», который вступает в силу с 1 января 2020 года, устанавливает трудовые функции педагога дошкольного образования. Трудовые функции включают в себя трудовые действия, необходимые умения и необходимые знания. Одним из приоритетных трудовых действий профессионального стандарта педагога является участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка.
3. Ученые относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат – появление неврозов.
4. Нашими педагогами было отмечено, что в группах есть процент детей с признаками эмоциональной неустойчивости, такие дети трудно засыпают, плачут без причины, повышенно возбудимы, агрессивны, не проявляют инициативы в общении со сверстниками и взрослыми, обидчивы, замкнуты, сложно адаптируются.
А ведь комфортность эмоционального самочувствия дошкольника является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.
5. Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное состояние ребенка, является правильно организованная работа воспитателя. Для организации такой работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатель был сориентирован на создание эмоционально-развивающей среды в группе.
Все выше сказанное и определило одно из важнейших направлений педагогической работы с дошкольником в нашем детском саду.
6. Проанализировав со специалистами среду детского сада на предмет эмоциогенности, мы обозначили следующие проблемы:
- отсутствие в группах центров эмоциональной разгрузки.
- отсутствие сенсорной комнаты. Поэтому, на группу детского сада накладываются дополнительные задачи, обеспечения психологического комфорта.
- большинство педагогов в детском саду, при построении окружающей среды были ориентированы больше частью на познавательное развитие детей.
7. Понимая проблемы, мы с педагогическим коллективом детского сада решили преобразовать развивающую среду в группах с позиции принципа эмоциогенности и создали эмоционально-развивающую среду.
Объекты эмоционально-развивающей среды :
1. Центр приветствия «Здравствуйте, я пришел»
Помогает ребенку увидеть свою значимость в жизни детского сада, создавать эмоционально-положительный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между взрослыми и детьми.
2. Экран настроений.
Помогает детям понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности.
3. Уголок достижений
Позволяет детям гордиться своими успехами, успехами других детей и группы в целом.
4. Уголок уединения– это личное пространство, место уединения. Благодаря которой у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться. Уголок может быть огражден ширмой, сверху можно подвесить полупрозрачный балдахин или разноцветные ленты, уголок должен быть отделен от активной зоны группы. В уголке должно стоять кресло, стульчик или диванчик.
В уголке уединения могут находиться:
• Семейные альбомы с фотографиями
• Чашечки с различной крупой, для успокоения
• Подушки-обнималки
• Волшебные клубки (в клубок заматывается какая-нибудь маленькая игрушка, позволяет успокоить агрессивного или повышенно возбудимого ребенка)
• Чудесные коробочки (с сокровищами из дома)
• Светящиеся фонарики, игрушки с летящим снегом
• Мешочки или стаканчики злости (в них ребенок может высказать все негативные эмоции)
• Релаксационная музыка для снятия у детей напряжения или усталости, которое возникает в результате получения огромного количества информации и постоянного общения с другими членами группы.
• Подушка-отбивнушка или лист гнева (для снятия агрессии)
• Коврик злости и коврики примирения
• Коробка или муфточка мирилка
Для примирения и изгнания злости подобрать короткие стишки, которые дети произносят во время ритуала.
5. Творческие работы детей в группе (в том числе персональные выставки) помогают неуверенным детям поднять самооценку, дают повод погордиться собой, позволяет ребенку увидеть самоценность.
6. Центр воды и песка
Является мощным ресурсом предметно-развивающей среды, помогающий создать радостное настроение, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, что создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы ребенка.
7. Дерево добрых дел
Где ребята отмечают сделанные добрые дела, записывают их на яблочках и прикрепляют к дереву.