Ирина Забелина
Консультация для воспитателей «Родители как субъекты образовательной деятельности и создание единой образовательной среды»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольные образовательные учреждения работают по ФГОС ДО. Согласно этому документу в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. С введением ФГОС ДО большое внимание уделяется взаимодействию дошкольного учреждения с родителями — социальными партнерами, т. к. одним из принципов ФГОС является сотрудничество организации с семьей. На сегодняшний день одной из важнейших задач, стоящих перед детским садом является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В связи с этим изменяются не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества».
Публикация «Консультация для воспитателей „Родители как субъекты образовательной деятельности и создание единой образовательной среды“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
Современный педагог дошкольного учреждения, если не взаимодействует с родителями воспитанника, то достигает, лишь поверхностных и мимолётных результатов. Лишь прочно наладив сотрудничество с родителями воспитанника (или иными законными представителями ребёнка, педагог может выстроить единое пространство развития ребёнка, цельную развивающую среду, которая будет включать в себя как предметно-манипулятивную, так и социально-коммуникативную составляющую. Родители должны быть социальным эталоном для ребёнка, вместе с педагогическими сотрудниками дошкольного учреждения, которые контактируют с ребёнком (воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, образовывать референтную группу для дошкольника.
Как показывают результаты многочисленных исследований, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс является одной из самых результативных форм взаимодействия детского сада с семьей воспитанников, а также одним из наиболее эффективных методов повышения их психолого-педагогической культуры. В процессе такой работы родители знакомятся со спецификой воспитания и обучения ребенка в условиях детского сада, видят воспитательно-образовательную деятельность как бы «изнутри», становясь при этом активными участниками педагогического процесса. При этом участие родителей возможно практически во всех направлениях деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Принципы, которые необходимы для эффективной работы с родителями :
1. Принцип партнерства предполагает равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон, заинтересованность сторон, реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами, ответственность сторон.
2. Принцип доверительности отношений предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность педагога.
3. Принцип подхода к родителям, как к активным субъектам процесса взаимодействия, а не как к объектам воспитания. Реализация данного принципа заключается в том, что при определении содержания и форм взаимодействия с родителями, педагог должен помнить следующее: во-первых, родители являются социальными заказчиками, во-вторых, они для нас не ученики, а партнёры, и мы им призваны помогать.
4. Принцип интеграции. Интеграция — означает объединение.
5. Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ. Наиболее существенными принципами во взаимоотношениях ДОУ и семьи являются гуманность, толерантность, т. е. Признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого; доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
6. Открытость. Новые социальные изменения в обществе требуют от воспитателя ДОУ открытости по отношению к семье воспитанника. Подобный подход будет действенным в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех, живущих в едином педагогическом пространстве: самих детей, членов их семей, воспитателей, специалистов ДОУ, социальное окружение.
7. Принцип эмансипации родителей, предполагает освобождение родителей от прежних взглядов на развитие и воспитание, а так же самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, во — вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.
8. Принцип сотрудничества, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня, вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
9. Принцип системности и последовательности. Содержание взаимодействия ДОУ и семьи основывается на поэтапности, которая вычленяет социальные аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности.
Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать четыре основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.
1. Познавательное направление.
Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
2. Информационно-аналитическое направление.
Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
3. Наглядно-информационное направление.
Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
4. Досуговое направление:
Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Для достижения успехов в воспитании и обучении детей необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Социальное партнерство с родителями процесс достаточно трудоёмкий, требующий большой подготовки и чёткого планирования совместной деятельности, но при умелом сочетании традиционных и нетрадиционных форм сотрудничество с семьёй становится неотъемлемой частью развивающего процесса.
Таким образом, вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс касается практически всех направлений деятельности детского сада, и это замечательно. Ведь в таком случае в лице родителей мы находим союзников, равноправных партнеров и коллег, с которыми нас, сотрудников детского сада, сплачивает единое понимание цели воспитания ребенка дошкольного возраста.