Ольга Чурсина
Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личного и физического здоровья всех субьектов образования (детей, педагогов, родителей).
Здоровьесберегающие технологии делятся на три больших группы:
- физкультурно-оздоровительные;
- коррекционные;
- волеологические.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка : развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий
1. Ритмопластика
2. Динамические паузы (физкультминутки)
3. Подвижные и спортивные игры
4. Релаксация.
5. Гимнастика пальчиковая
6. Гимнастика для глаз
7. Гимнастика дыхательная
8. Гимнастика пробуждения
9. Оздоровительный бег
10. Физкультурное занятие
11. Самомассаж
Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду.
Степ-аэробика является одной из разновидностей аэробики, получившая в последние десятилетия огромную популярность в мире. Её основное отличие в том, что танцевальные и общеразвивающие упражнения выполняются со специальными платформами - «степами».
Оздоровительные подвижные игры - один из видов игровых здоровьесберегающих технологий.
Преимущества подвижных игр перед дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной, ненавязчивой форме.
Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр - одно из проявлений воли к жизни - усиливают мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы.
Стопотерапия считается одним из нетрадиционных методов сохранения и укрепления здоровья, закаливания, профилактики и коррекции плоскостопия.
Она включает в себя несколько видов:
• Массаж и самомассаж стоп;
• Игры и упражнения для профилактики и лечения, лечебная гимнастика
для стоп;
• Вибрационный массаж;
• Водные профилактические процедуры;
• Босохождение /игры, упражнения, разные виды деятельности на улице,
желательно на природе, и в помещении на физкультурных занятиях, утренней зарядке и др. /
• Ортопедическая обувь, коррегирующие стельки, супинаторы.
Эвритмическая гимнастика
Это вид оздоровительно-развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнениях, базовых шагах и элементах аэробики.
Развивающие занятия
«Театр физического воспитания дошкольников»
Это подход к физическому воспитанию, предполагающий использование новой методики физического развития детей. Это игровая по форме новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей.
Каждое учебное занятие, согласно программе «Театр физического воспитания дошкольников», представляет собой ситуационную мини-игру (СМИ, в которой дети вступают в этап ролевой или подражательной имитационной игры, выступая в роли животных, птиц, насекомых или сказочных героев. Во время занятий регулярно используются картинки-схемы, музыка.
Фитбол – гимнастика
Фитбол- гимнастика – это гимнастика на больших гимнастических мячах. По структуре фитбол-гимнастика напоминает классические занятия по физическому воспитанию со строгой трехчастной формой.
Стретчинг-гимнастика
Стретчинг – комплекс упражнений на растягивание определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря ему увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг снижает мышечное напряжение, повышает их эластичность, что, в свою очередь, снижает травматичность и болевые ощущения. Напряженные же мышцы хуже снабжаются кислородом и дольше восстанавливаются, что может привести к негативным последствиям. Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Растяжки полезны во время освоения приемов релаксации, они снижают болевые ощущения.
Эстетическая гимнастика – это красивый зрелищный вид спорта, который доступен для любого возраста женщин от 4 до 40 лет и старше. Гимнастика очень полезна для здоровья. Здесь не требуется выполнения сложных небезопасных элементов, композиция похожа на танец, со смыслом, одно движение плавно переходит в другое, преобладают грациозные движения телом.
В эстетической гимнастике не требуется исключительных данных, достаточно иметь хореографическую подготовку, музыкальный слух.
Главную роль играет артистичность, способность показать всей командой с помощью языка тела характер, мысль, красоту, чувства…
Са-Фи-Дансе
Оздоровительно-развивающая гимнастика Са-Фи-Дансе направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий, таких как: Танцевально-ритмическая гимнастика.
Представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.
Игроритмика.
Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Игрогимнастика.
Служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. В раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.
Игротанец.
Направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы).
Игропластика.
Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древнегимнастических движений и упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Кроме радостного настроения и мышечной нагрузки эти упражнения дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. Положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы зависит от разумной организации развивающей среды, которая максимально ориентирована на интересы дошкольника и укрепление его здоровья. Проводя занятия в Игротреке «Город здоровья» я использую свое творчество, выдумку и инициативу в использовании здоровьесберегающих технологий. В этом мне помогают забавные спортивные персанажи (Спортик, Гантелькин, Грация, Чижик-Пыжик, Доктор Градусник, Нотка, которые помогают дошкольникам в выборе игровой точки, дают им задания и контролируют результат. Каждый персонаж предлагает выбрать вид определенной деятельности с использованием здороьесберегающих технологий :
- Спортик приглашает детей в двигательную игроточку, на которой предлагает оздоровительный бег, фитбол гимнастику, степ гимнастику, стретчинг гимнастику, игры для развития основных видов движений.
- Грация приглашает детей в гимнастическую игроточку, на которой предлагает эвритмическую гимнастику, эстетическую гимнастику, парную гимнастику, гимнастические пирамиды, гимнастические этюды и композиции.
- Доктор Градусник приглашает детей в творческую игроточку, на которой предлагает в игровой форме укрепить свое здоровье с помощью игрового самомассажа, дыхательной и пальчиковой гимнастики, игрового стретчинга, гимнастики для глаз, стопотерапии.
- Нотка приглашает детей в танцевальную игроточку, на которой предлагает танцевально-ритмическую гимнастику, спортивные танцы, аэробику, флеш мобы.
-Чижик-Пыжик приглашает детей в игровую игроточку, на которой предлагает творческие, подвижные и спортивные игры.
- Гантелькин приглашает детей в тренировочную игроточку, на которой предлагает потренироваться на детских тренажерах.
Спортивных персанажей можно одевать по сезонно, в зависимости от целей занятия и тематики дня менять спортивные предметы на экране «Поле чудес» и проявлять массу творчества и элементов нетрадиционных технологий для достижения целевых ориентиров ФГОС ДОУ.