Татьяна Бочкина
Использование нетрадиционного спортивного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 В. О. р-на
Тема: “Использование нетрадиционного спортивного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками. ”
Исполнитель : Руководитель физического воспитания Бочкина Татьяна Викторовна
Растить детей здоровыми, сильными – задача каждого дошкольного учреждения. И в наш современный век особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям и навыкам.
Публикация «Использование нетрадиционного спортивного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Не секрет, что большую часть времени дети проводят в статическом положении: у телевизоров, компьютеров, за столами. Поэтому в детских садах стараются повысить двигательную активность детей с целью формирования культуры движений, систематизации образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, которые бы обеспечивали физическое развитие, функциональное совершенствование организма и укрепление здоровья детей.
В дошкольных учреждениях одной из основных форма развития двигательной активности детей являются физкультурные занятия. В целях развития и поддержания интереса к занятиям важно позаботиться о подборе физкультурного оборудования. Рациональный подбор оборудования, его обновление, внесение новых пособий, их перестановка или чередование – все это помогает реализовать содержание разных типов занятий (тренировочное, игровое, сюжетно-игровое, контрольно-проверочное).
Одним из средств решения поставленных задач является использование на физкультурных занятиях, праздниках и развлечениях нетрадиционного спортивного оборудования.
В основном оно изготавливается из подручного материала: пенопласта, крышек от бутылок, фломастеров, остатков линолеума, поролона, клейкой бумаги, цветного скотча, капсул от киндер-сюрпризов и т. д. Сделанные пособия являются многофункциональными. Они используются в общеразвивающих упражнениях, в основных движениях, соревнованиях, на праздниках и развлечениях.
Целью использования нетрадиционного спортивного оборудования является создание оптимальной двигательной среды, способствующей воспитанию культуры здоровья дошкольников.
Задачи:
Задачи:
1. Проектирование и обогащение двигательной среды с помощью разнообразного нетрадиционного оборудования
2. Мотивировать педагогический коллектив и родителей на создание и использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.
3. Повысить интерес детей к занятиям физической культурой, разнообразить формы и методы повышения двигательной активности.
Мною разработано авторское тематическое планирование физкультурных занятий с детьми всех возрастных групп с использованием нетрадиционного спортивного оборудования.
группа сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
Младшая
группа Труба *Сухой душ *Горка с тоннелем *лыжи *Салютики *Задуй в воротики *паутинка *Гантели-иммунели
Средняя группа *Сухой душ *паутинка *Мяч для раскачива-ния *лыжи *массажные ролики *моталочки *ежики *Забрось мяч *змея-равнове
-сие
Старшая группа *ОРУ с гантелями-иммунелли *змея-равновесие *ежики *Ладошки потягушки *ходули *Мячи балансиры *скалолаз-ка *резиночки *накорми лисёнка
Подгото-вительн.
группа *перекинь колечко *ходули *накорми лисёнка *ходули *скалолазка *лыжи
*змея-равновесие *резиноч-ки *труба-для прыжков *моталочки
Разработано авторского планирования спортивных досугов с дошкольниками всех возрастных групп с использованием нетрадиционного оборудования.
Подготовительная группа
Сентябрь Конспект №1 (
Октябрь Игры на фитбольном мяче
Ноябрь Палочка- выручалочка (
Декабрь Спорт-это здоровье (ЗАГАДКИ, РЕБУСЫ, ИГРЫ)
Январь Игры с кеглями
Февраль День защитника Отечества (
Март Эстафетная палка
Апрель День подвижных игр (
Май Конспект №9 (
Используются нетрадиционные формы работы с семьёй :
-проведение практических занятий;
-семинаров;
-организация работы клуба «Здоровейка»;
- проведение совместных спортивных досугов и праздников;
- организация соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- участие родителей в совместных проектах «Спорт в моей семье», «Игры нашего детства», «Здоровый образ жизни в семье».
План работы клуба «Здоровейка» на 2016-2017 учебный год
Сентябрь Встреча №1 «Система физкультурно-оздоровительной работы в ГДОУ д/с №38»в 2016-2017 уч. году
Задачи: - ознакомить родителей с системой физкультурно - оздоровительной работы в ГДОУ
- организовать активное взаимодействие с семьёй по вопросам физкультурно-оздоровительной работы
Основные вопросы содержания встречи:
- рассказ о мероприятиях «Системы физкультурно-оздоровительной работы ГДОУ д/с №38 на 2016-2017 учебный год»;
- анкетирование родителей;
- знакомство родителей с планом работы клуба
Октябрь Встреча №2 «Закаливание – путь к здоровью дошкольника»
Задачи: - организовать взаимодействие д/с и семьи в закаливании дошкольника
Основные вопросы содержания встречи:
- познакомить родителей с системой закаливания;
- беседа с родителями о закаливании в семье;
- выставка литературы
Ноябрь Встреча №3 «Мир мальчиков»
Задачи: - помочь родителям в осознании ребёнка себя как представителя определённого пола, в знании особенностей физического развития мальчиков
Основные вопросы содержания встречи:
-оказать помощь в физическом воспитании и развитии мальчиков в семье;
-показ игр для мальчиков;
-различные требования и особенности физического развития мальчиков;
-познакомить родителей с программой, используемой в работе с мальчиками и девочками в д /с;
-проиграть с родителями в некоторые игры
декабрь Встреча №4 «Мир девочек»
Задачи: - помочь родителям в осознании ребёнка себя как представителя определённого пола, в знании особенностей физического развития девочек
Основные вопросы содержания встречи:
-оказать помощь в физическом воспитании и развитии девочек в семье;
-показ игр для мальчиков;
-различные требования и особенности физического развития девочек;
-познакомить родителей с программой, используемой в работе с мальчиками и девочками в д /с;
-проиграть с родителями в некоторые игры
январь Встреча №5 «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста»
Задачи: - показать родителям важность формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста
Основные вопросы содержания встречи:
- беседа с врачом об основных правилах, которые необходимо соблюдать родителям для формирования правильной осанки детей;
-показ медсестрой по ЛФК упражнений, направленных на формирование правильной осанки;
-показ оборудования, которое может быть использовано в семье
-знакомство с литературой и информационно-наглядными материалами
февраль Встреча №6 «Беседа и показ нетрадиционного оборудования для спортивных занятий с детьми дома»
Задачи: - показать родителям нетрадиционное спортивное оборудование;
- активизировать творческую активность родителей в создании спортивных атрибутов из подручных материалов
Основные вопросы содержания встречи:
- показ оборудования, использование его в домашних условиях;
- игры с родителями с использованием нетрадиционного оборудования
март Встреча №7 «Подвижные игры с детьми в семье»
Задачи: - рассказать о важности подвижной игры в жизни дошкольника
Основные вопросы содержания встречи:
-рассказ и показ игр, в которые могут играть дома родители с детьми;
- использование нетрадиционного оборудования сделанного своими руками;
- любимые игры родителей;
- анализ результатов анкетирования родителей
апрель Встреча №8 «Обучение детей плаванию»
Задача: - рассказать родителям об обучении плаванию как одном из самых действенных средств закаливания ребёнка-дошкольника
Основные вопросы содержания встречи:
- знакомство родителей с программой по обучению плаванию;
- советы и рекомендации на лето по закреплению полученных в детском саду навыков
май Встреча №9 «Лето на пороге»
Задача: - дать практические советы и рекомендации родителям по организации летнего отдыха с детьми
Основные вопросы содержания встречи:
- практическое занятие с врачом ГДОУ (проведению закаливающих процедур с детьми, практика оказания первой медицинской помощи);
- подвижные игры с детьми на воздухе, в воде;
- выставка литературы, информационно-наглядных материалов
Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа.
Современный воспитатель - это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки.
Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной, для этого в нашем детском саду мы используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное руками педагогов, родителей и самих детей, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы.
При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни детей - дошкольников, следует исходить из необходимости учета следующих факторов:
• индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка;
• особенностей его эмоционально-личностного развития;
• индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей.
К сожалению, в детских садах еще есть дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата: сутуловатость, вялая осанка, уплощенная стопа, вальгусное положение пяток. В процессе роста организма по различным неблагоприятным причинам могут возникнуть деформации позвоночника, ног и стоп.
Как утверждал Гиппократ "Стопа - это фундамент, на котором стоит здание - наше тело", и поэтому в нашем детском саду мы внедрили в практику своей работы нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия, дошкольники обязательно должны ходить босиком по разнообразным поверхностям. Выполнение упражнений с пособиями и дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения. Поэтому я постоянно работаю над обогащением развивающей среды - изготавливаю нестандартное физкультурное оборудование.
На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Моя задача - насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нетрадиционным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомофизиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям.
Я разработала конспекты занятий и развлечений с использованием изготовленного мной нетрадиционного физкультурного оборудования и успешно применяю их на практике. Под моим руководством в каждой возрастной группе создан физкультурный уголок или "Уголок здоровья", где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нетрадиционное, изготовленное педагогами и родителями. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки, для профилактики плоскостопия, кольцебросы, бильбоке, мишени, ленты, косички и многое другое.
В спортивном зале нашего детского сада установлен детский скалодром, который также является нетрадиционным оборудованием для решения следующих задач:
• создание оптимальных условий для реализации индивидуальных потребностей в двигательной деятельности;
• отработка техники безопасности в экстремальных ситуациях,
• обучение детей элементарным навыкам горного туризма.
Главной ценностью для человека является его здоровье. Причем эта ценность выступает в двух уровнях: личном и общественном. Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья и культуры движения. В современном обществе предъявляются высокие требования к психофизической подготовленности детей.
Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы. Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Мы осознаем, что физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно. Решение этой проблемы видится в совокупности социально – педагогических условий. Этому способствует и использование нетрадиционного оборудования в работе по физическому воспитанию детей.
Движение – это жизненная потребность, средство укрепления организма. Малыш по своей природе – деятель, и деятельность его выражается в движении. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идет интеллектуальное развитие. Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился с как можно большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов. Известен научно-обоснованный вывод, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия.
Успех физкультурных занятий, да и эффективность физического воспитания детей в целом, зависит от форм, методов и приемов, индивидуального подхода к детям, а также в большой мере от наличия необходимой материально-технической базы. Предметное окружение имеет огромное значение для развития активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.
Недостаточное материальное обеспечение, отсутствие возможности приобрести дорогостоящее оборудование, горячее желание, несмотря ни на что сделать физкультурные занятия занимательными и эффективными, разнообразными и увлекательными, побуждают многих педагогов к поиску новых форм работы.
Нетрадиционное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии.
С помощью нетрадиционного оборудования решаются задачи федеральных государственных требований образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» :
-развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
-накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
-формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
-
Результаты работы :
1 .Осуществлен мониторинг состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности.
2 . Проведена диагностика образовательной обстановки ДОУ: среды, двигательного оборудования.
3 .Создана творческая группа по проблеме.
4. Разработаны эскизы и изготовлены образцы нетрадиционного физкультурного оборудования.
5. Апробировано и внедрено в педагогический процесс ГДОУ использование нетрадиционного оборудования.
Опыт работы был распространен на районном уровне:
• на базе ГДОУ ЦРР д/с № 38, проведен районный мастер-класс «Использование нетрадиционного спортивного оборудования в профилактики плоскостопия ГДОУ» (2010 год)
Тема : «Профилактика плоскостопия с помощью нетрадиционного оборудования»
План мастер-класса:
1. О массажных ковриках
Приобщение к миру физической культуры, здоровому образу жизни начинается с создания условий для достижения оптимального уровня двигательной активности детей.
Эффективность реализации задач и содержания физического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от наличия рациональной предметно-игровой среды: спортивно-игровой материал, различные тренажеры, нестандартное оборудование. Интерес, игра, предметная среда являются главным побудительными стимулами для детей.
Профилактические упражнения с применением профилактических ковриков направлены на формирования правильного свода стопы, массажа стоп, корректировки осанки. Чтобы суметь заинтересовать детей, взрослому необходимо в совершенстве научится самому владеть оборудованием. И чтобы у детей был стойкий интерес к профилактическим упражнениям, желание заниматься физической культурой, необходимо разнообразить предметную среду. Для формирования мотивации и повышения интереса к двигательной активности, профилактическим упражнениям, было изготовлено авторское нестандартное оборудование, которое способствует: общему укреплению организма, поддержанию психомоторного развития на возрастном уровне; профилактике нарушения осанки; исправлению имеющейся деформации стопы; укреплению мышц, формирующих свод стопы; формированию и закреплению навыка правильной ходьбы.
Упражнения с нестандартным оборудование, способствуют совершенствованию функции равновесия и двигательного контроля, формируют правильную осанку, укрепляют мышцы свода стопы.
Массажные коврики и дорожки
Материалы: искусственная кожа разных оттенков; также можно использовать пуговицы разных размеров; бусинки – деревянные, пластиковые, разных размеров и цветов; искусственная и натуральная кожа.
Ходьба по дорожкам и коврикам - обычная, на носках, на пяточках, на внешней стороне стопы, на внутренней, прыжки, бег.
При ходьбе на ножку ребенка действуют разные раздражители – мягкие и жесткие, давая различные ощущения стопе.
Коврики могут использоваться в гимнастике после сна. Ребенок встает на коврик и выполняет действия, озвученные словами.
Массажный коврик для маленьких ножек. Итак, на коврик-основу нашиваются полоски-карманы. Их количество зависит от размеров основы, у нас гармонично смотрятся четыре. Размер кармана – основы, карман тщательно пришивается по периметру, при этом оставляется небольшой (4-5 см) незашитый участок для засыпания наполнителей. Засыпается (по порядку) : пшено, горох, ячмень и манку. Круп ушло по 1 кг, гороха хватило полпакета. Засыпать крупы удобно через воронку.
Коврик с крупами довольно тяжелый, поэтому при зашивании отверстий лучше попросить кого-нибудь помочь. Наполнители можно выбирать любые, лишь бы они отличались по ощущениям и не были очень грубыми. Во время эксплуатации коврика выявился приятный побочный эффект – обучающий
Массажная дорожка "Пуговички"Шьется такая дорожка очень просто, но не очень быстро (главное – терпение) : на штанину от старых джинсов (очень удобно - ткань плотная, швы остаются внутри штанины) крепко-крепко пришиваются все имеющиеся в доме плоские пуговицы. По ней мы топали ножками, гладили ручками и пытались «открутить» отдельные пуговички. А еще учили цвета, размеры (большая, маленькая, средняя, самая большая и т. д.). В пуговичках может быть две или четыре дырочки (посчитаем) или дырочек совсем не видно. Пуговички разной формы (кроме круглых, у нас нашлись квадратные и пуговичка-шарик). Наши игры: - находим две (три, четыре – сколько есть) одинаковые пуговички или любые одного цвета; вариант – какая пуговичка только одна? - мне нравится маленькая оранжевая квадратная пуговичка (или большая белая с четырьмя дырочками и т. д.). Где она? Вот так – начали с массажа ножек, а дошли до «зарядки для мозгов».
Состоит из трёх кругов с различным наполнением (гранулы, песок, поролон) и гофрированной зоны. Занятие на данной дорожке обеспечивает массаж стопы, предотвращает возникновение продольного и поперечного плоскостопия, а также происходит тренировка мышц голени.
Мастер –класс
Чтобы сшить «кочку» нам нужен- изолон и плотная ткань или клеёнка разных цветов (красная, синяя, желтая, зеленая).
Вырезаем из ткани круг (диаметр круга может быть различен).в середину вкладываем изолон. Зашиваем края.
Игра
Педагоги делятся на 2-3 команды. Каждой команде даётся определённый набор подручного материала (1- пуговицы, материя, изолон, 2- киндеры, изотон, каранкаши, 3-фасоль, мишура, фломастеры).Каждая команда за определённое время должны нарисовать коврик-дорожку из предложенного материала, а затем доказать 1 представителю от команды почему этот коврик лучше остальных, полезней и безопасней. Как ещё можно использовать этот коврик.