Наталья Шибарова
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий
в работе с детьми в ДОУ.
Н. А. Шибарова., воспитатель
МБДОУ ЦРР – детский сад №10, г. Мценск
В настоящее время в дошкольных учреждениях предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Однако сейчас всё чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремиться взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьёзные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он всё больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости «работать над собой».
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ» размещена в разделах
Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально - психологической и духовно-нравственной. Кроме того отмечается низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. [ 1]
Для нас стало важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия. Поэтому «здоровьесберегающие технологии» мы стали применять в своей практике как систему мер, включающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
В своей работе мы используем динамические паузы, которые проводятся во время занятий и длятся по времени от 2 до 5 минут в зависимости от того как устали дети. Они могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других, при выборе опираемся на вид занятия.
Например динамическая пауза «весна»- давайте поиграем на лесной полянке, отдохнём под чудесную музыку П. И. Чайковского «апрель».
Динамические паузы разработанные на основе народной игры «солнышко» и народной песни «во кузнице…» и т. д. [4]
Подвижные и спортивные игры очень помогают нам на прогулке, в групповой комнате – малой и средней степенью подвижности. В подвижных играх дети выполняют различные движения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, ловля и т. д. Увлечённые игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Всё это ведёт к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма. Игры подбираем в соответствии с возрастом ребёнка. И большим успехом пользуются игры, которые проводим во время непосредственной образовательной деятельности. Например: «щенок и кошки», «мишки – шалунишки», «обезьянки», «соберём цветочки», «прокати мяч», «поймай морковку» и т. д. [2]
Ежедневно в любой удобный отрезок времени проводим пальчиковую гимнастику, это прекрасная возможность отвлечь детей, переключить их внимание на телесные ощущения. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь. Например : «белка», «семейка», «компот», «паучок» и т. д. [7]
В зависимости от интенсивности зрительной нагрузки ежедневно проводим в любое свободное время гимнастику для глаз. По времени она занимает 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику проводим по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек. Проводим её в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность, и после гимнастики практикуем расслабляющие упражнения. Например: «а сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка». Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику. [4]
Большую пользу для сохранения и укрепления здоровья детей в нашей работе приносит дыхательная гимнастика. Проводим её в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Умение управлять дыханием позволяет управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легко возбудимые дети. Проводим её в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Перед проведением процедуры проветриваем помещение, даём детям инструкции об обязательной гигиене полости носа. («петушок», «собачки», «рубка леса» и т. д.).[4]
Особое внимание в нашей работе мы уделяем гимнастике после сна. Наша задача подготовить организм ребенка к двигательной активности после сна, осуществляя плавный, естественный переход от состояния покоя к бодрствованию, этому и помогает зарядка в постели. Она создает положительный эмоциональный настрой, дает оздоровительно-закаливающей эффект.
Достичь максимальной двигательной и эмоциональной активности нам позволяют комплексы, строящиеся на игровом сюжете и включающие элементы импровизации. Ребята охотно перевоплощаются в разных животных, изображая их движения и повадки, с удовольствием выполняют упражнения и с предметами и без. Например, с поролоновым мячом, который на время превращается в снежок, или со звездами, вырезанными из упаковочной бумаги. А если предмет спрятать под подушку или в детскую обувь, то проведение зарядки начнется с сюрпризного момента. Мы сопровождаем показ упражнений объяснением. Количество повторений каждого движения зависит от желания и физического состояния детей. Комплекс проводим в течение 5-7 минут. Форма проведения может быть различна, это и упражнения на кроватках, и обширное умывание, и ходьба по ребристым поверхностям, и лёгкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другое. [6]
Благодаря тому, что здоровьесберегающая деятельность используется в комплексе, у детей формируется мотивация на здоровый образ жизни, полноценное и неосложнённое развитие. Совершенствуются ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, и потребность к здоровому образу жизни.
Список литературы:
1. Бересневой З. И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. М. : Творческий Центр 2008.
2. Вареник Е. Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5 – 6 лет. М. : ТЦ Сфера 2008.
3. Галанов А. С. Оздоровительные игры для дошкольников. – СПб. : Речь 2007.
4. Галанов А. С. Игры, которые лечат. - М. : Творческий Центр 2006.
5. Маханева М. Д. Здоровый ребенок. – М. : АРКТИ, 2004.
6. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста - М. : Владос 2004.
7. Потапчук А. А. Лечебные игры и упражнения для детей. – СПб. : Речь 2007.