Ольга Юдина
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с подростками школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с подростками школьного возраста
В современных реалиях осуществление основных идей модернизации образования призвано повысить качество образовательного процесса, обеспечить его доступность, укрепить те направления в его организации, содержании и педагогических технологиях, которые становятся наиболее актуальными в современном мире.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с подростками школьного возраста» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Безусловно, на состояние здоровья воспитанников оказывают существенное влияние факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях. Они приводят к постепенному ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, предусматривает:
- Здоровье физическое;
- Здоровье психическое;
- Здоровье социальное ;
- Здоровье нравственное.
Выявлены некоторые причины школьных болезней : недостаточная освещенность класса; плохой воздух школьных помещений; неправильная форма и величина школьных столов; несоблюдение режима дня, что приводит к перегрузке учебными занятиями; Так, влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы. Усилилась роль «внутришкольных факторов», вот некоторые из них:
- Снижение двигательной активности;
- увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни;
- нарушение зрения, осанки;
- Ухудшение нервно – психического здоровья.
- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Именно поэтому на данном этапе необходимо тщательно и комплексно разнообразить организацию здоровьесберегающего образовательного процесса. В нашем оздоровительном центре педагоги дополнительного образования, стараются работать по методике доктора Базарного В. Ф., проводят экспресс-диагностику, после которой на родительском лектории отчитываются перед законными представителями детей.
Владимир Филиппович Базарный – знаменитый хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор, ранее руководил лабораторией органов чувств при НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения Академии наук СССР в Красноярске.
Опираясь на методику доктора Базарного В. Ф., который создал систему
педагогических технологий позволяющих обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье. Уже сегодня в России и за ее пределами около 1000 образовательных учреждений работают по технологии Базарного, в том числе и наше МБУДО ДООСЦ г. Губкина Белгородской области технологии доктора Базарного в их общей доступности, их внедрение не требует дополнительных материально-финансовых затрат. Все необходимое оборудование можно сделать своими руками.
Какие же принципы Базарный В. Ф. предложил использовать во всех школах и детских садах? Рассмотрим некоторые из них:
Во-первых, оздоровительные занятия должны проводиться в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока-занятия ученик сидит за партой (шахматы, шашки, а другую часть стоит за конторкой.
Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма. Организм ребенка сам тянется к, тому, что для него желательно. Дети меняют позу через 15-20 минут или по своему желанию занимают свободное место, меняя позу.
Во-вторых, в процессе урока-занятия для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции необходимо использовать схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры «Бегущие огоньки». Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т. п.). Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока-занятия и проводятся на материале учебного процесса.
В-третьих, с целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках-занятиях должен применяться специально разработанный «Экологический букварь» (картина-панно, расположенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты данного урока-занятия. Это даёт возможность практически «бескнижного» обучения в детском саду и в начальной школе, что исключает формирование у детей шизоидной психической конституции и раннюю потерю зрения. Разумеется, компьютеры в этом возрасте абсолютно исключены.
В-четвёртых, важнейшая особенность всех уроков-занятий состоит в том, что они должны проводиться в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого педагог использует подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле педагога оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. А также специальные держалки (коромысла, позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее.
В-пятых, дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду. Именно такой труд создаёт и возвышает человека, делает его Личностью в полном смысле этого слова.
Технологии здорового раскрепощённого развития детей дают положительные результаты, которые можно чётко зафиксировать и оценить. Это может сделать врач, медсестра, прошедший соответствующую подготовку педагог и даже сами родители. У детей, занимающихся в режимах сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения, значительно улучшается состояние здоровья в целом, улучшается образно-сканирующая функция зрения (как ядро психогенеза) и осанка (как биоэнергетический эпицентр организма). Эти дети практически не болеют и не пропускают занятий даже тогда, когда вокруг свирепствует эпидемия.
Педагоги работающие по системе Базарного, за частую на сталкиваются с проблемами учебной дисциплины, поскольку детям интересно познавать новое. Отношения между детьми, родителями и педагогами становятся более благожелательными, ибо это отношения союзников, делающих одно общее благое дело. Педагоги, освоившие систему Базарного в конечном счете, работается легче, и интересней, поскольку новые технологии предполагают также и раскрепощение учителя, открывают простор для педагогического творчества. А только свободный, раскрепощённый, творческий учитель может воспитать такими же и своих учеников.