Черкасова Диана Владимировна
Педагогический проект «Хочу все знать и уметь!» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
Тема: «Хочу все знать и уметь!»
Тип проекта : исследовательский, творческий, игровой.
Участники проекта : дети средней группы «Уточка», родители, педагоги.
Срок реализации проекта : сентябрь - май
Публикация «Педагогический проект „Хочу все знать и уметь!“ в средней группе» размещена в разделах
Актуальность: Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.
Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, особенно с наблюдением. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете о том, что увидели. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Цель проекта : развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования; формирование основ безопасного поведения в процессе экспериментирования.
Задачи:
1. Формировать навыки безопасной деятельности с предметами в ходе экспериментирования; закреплять правила первой помощи в случае возникновения внештатной ситуации в ходе экспериментирования.
2. Дать детям представление о свойствах воды, песка, воздуха, плавучести предметов, способности магнита притягивать некоторые предметы.
3. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные и искусственные; познакомить с образованием тени от предметов; понять причину возникновения солнечных зайчиков; познакомить детей с понятием «отражение»; познакомить детей с прибором-помощником - лупой и ее назначением; дать представление о температуре, познакомить с термометром.
4. Знакомить с разными способами исследования предметов, способствовать умению формулировать проблему и искать пути ее разрешения доступными средствами.
5. Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалах, из которых они сделаны; формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать свое решение; развивать умственные способности.
6. Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов.
7. Привлечь родителей к активному сотрудничеству.
Планируемый результат:
1. Дети соблюдают технику безопасности в процессе экспериментирования; владеют элементарными навыками оказания первой помощи.
2. Дети знают и называют свойства воды, песка, воздуха, магнита, различных предметов; знают о значении света в жизни человека; умеют пользоваться лупой, знают ее назначение и применение.
3. Дети могут сформулировать проблему и найти способы ее решения.
4. У детей пополнился словарный запас; они стараются озвучить проблему и отстоять свою точку зрения.
5. У детей есть интерес к экспериментированию и исследованию; они используют полученные знания в повседневной жизни.
6. Родители активно сотрудничают с педагогами, оказывают посильную помощь в реализации проекта.
Подготовка к реализации проекта :
1. Подобрать методическую литературу по теме.
2. Донести до участников проекта (в частности до родителей) важность данной темы.
3. Создать развивающую среду : подобрать материалы, игрушки, атрибуты для исследовательской деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме.
4. Составить перспективный план проведения экспериментальной деятельности и план взаимодействия с родителями в рамках заданного проекта.
Содержание педагогической работы
1. Перспективное планирование работы с детьми средней группы
№ Тема Цель Задачи Материалы
сентябрь
1 «Свет вокруг нас» Формирование умения определять принадлежность источников света к природному или рукотворному миру -показать значение света в жизни человека и всего живого на планете;
-объяснить, что источники света могут быть природными (солнце, луна, костер) и искусственными (лампа, фонарик, свеча);
-развить любознательность;
-воспитывать умение общаться со сверстниками через работу в команде;
-формировать основы безопасного поведения при рассматривании искусственных источников света Картинки с изображением природного источника света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, настольная лампа, фонарик, свеча.
2 «Вкусный сок» Формирование у детей представлений о здоровом питании как о части безопасной жизнедеятельности -закрепить знания детей об органах чувств, их назначении;
-опытным путем определить запах и вкус сока;
-дать элементарное понятие «Пищевая аллергия»;
-рассказать об опасности приема неизвестных продуктов и правилах первой помощи в этой ситуации. Стаканы с соком для каждого ребенка
3 «Почему все звучит?» Расширение представления о звуке -подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов;
-расширить представление об органах слуха;
-рассказать о необходимости бережного отношения к органам слуха (своим и чужим);
-знакомить с правилами безопасности в ситуации возникновения шума. Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, струна, натянутая на гриф (гитара, металлическая посуда, два стеклянных стакана
4 «Таинственные картинки» Расширение представления о цвете -показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла;
-формировать у детей самостоятельно находить ответ, на поставленные вопросы;
-закрепить представление детей о правилах безопасности при проведении эксперимента со стеклами. Цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши.
октябрь
1 «Нет формы у воды» Формирование представления о том, что вода не имеет формы, течет, разливается -развивать любознательность, самостоятельность,
-дать представление о том, что вода может принимать любую форму;
-формировать умение самостоятельно делать вывод;
-закрепить правила безопасного поведения при экспериментировании с водой.
Вода, стаканы разной формы, ложка, чашка, блюдце, пузырек.
2 «Что растворяется в воде?» Формирование представлений о свойствах воды -сформировать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свой цвет, если в нее добавить красящие вещества;
-показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ;
-объяснить, что нельзя пить незнакомые напитки, даже если они выглядят как обычные. Мука, сахарный песок, речной песок, гуашь, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, палочки, подносы, картинки с изображением представленных веществ
3 «Как вода пошла гулять» Формирование у детей представления о свойстве воды передвигаться -показать детям, что вода имеет свойство передвижения;
-опытным путем доказать, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой;
-учить детей выполнять опытные действия аккуратно, не мочить одежду, по окончании насухо вытирать руки, закреплять КГН. Вода, 2 прозрачных пластиковых стакана, губка, пипетка, груша, салфетка
4 «Исчезли капельки воды» Формирование у детей представления о свойстве воды впитываться -опытным путем показать детям, что вода имеет свойство впитываться;
-развить любознательность, желание экспериментировать;
-закреплять правила безопасного поведения при экспериментировании с водой. Бумажные полотенца, страница из глянцевого журнала, алюминиевая фольга, дерево, пластмасса, лейка с водой
ноябрь
1 «Легкий – тяжелый. Вес предмета» Формирование у детей представлений весе предмета -опытным путем дать понять, что предметы имеют вес;
-показать, что вес предмета зависит от материала и размера;
-формировать основы безопасного поведения в деятельности с использованием тяжелых предметов, объяснить, что ударом тяжелым предметом можно нанести вред здоровью. Предметы из одного материала разных размеров, предметы из разных материалов одного размера
2 «Какие предметы могут плавать» Расширение знаний детей о плавучести предметов различного веса -формировать у детей представление о плывучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести;
-формировать основы безопасного поведения в деятельности с водой и с использованием тяжелых предметов, чтобы исключить нанесение ущерба здоровью Миска с водой, различные предметы для проверки на плавучесть
3 «Мыльные пузыри» Формировать представление о свойстве жидкого мыла -познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёнку; летает в виде мыльного пузыря;
-формировать основы безопасного поведения с мылом (попадание в глаза; можно поскользнуться и пр.) Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.
4 «Как сделать воду холоднее» Формирование у детей представления о двух состояниях воды (жидком и твердом) -показать, что вода может быть в жидком и твердом состоянии (лед);
-опытным путем доказать, что если в теплую воду опустить кусочек льда, то вода станет холоднее;
-закрепить знания о правилах обращения с льдом и холодной водой.
1 «Удивительный песок» Расширение представлений о песке – на прогулке -продолжать знакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением;
-развивать любознательность, аккуратность при работе с песком;
-закреплять правила безопасного поведения с песком;
-закреплять правила оказания первой помощи в случае попадания песка в глаза и рот. Песок, пластиковые стаканчики, ведерко с водой, сито, лопатка, ложка, пластиковые дощечки
2 Прибор-помощник - лупа Знакомство с лупой -опытным путем установить способность лупы увеличивать предметы;
-установить, из какого материала сделана лупа;
-формировать основы безопасного поведения и оказания первой помощи при работе с лупой как стеклянным предметом. Лупы для каждого ребенка, различные мелкие предметы
3 «Своды и тоннели» Формирование представлений о рыхлости и сыпучести песка – на прогулке
-опытным путем выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми;
-закрепить знания о свойствах песка;
-развивать любознательность и умение делать выводы;
-закреплять правила безопасного поведения с песком;
-закреплять правила оказания первой помощи в случае попадания песка в глаза и рот. Емкость для песка, насекомые, лупа
4 «Хочу все знать и уметь!» Закрепление пройденного материала; повторение наиболее понравившихся экспериментов -организовать опытно-экспериментальную деятельность по запросу детей;
-оценить умение анализировать и делать выводы;
-определить полученные знания по безопасному поведению при опытно-экспериментальной деятельности и оказанию первой помощи в случае травмирования. Оборудование и материалы детской лаборатории
Консультация
«Значение опытно-экспериментальной деятельности
для всестороннего развития ребенка»
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации. Дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания. «Активный деятель» характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т. е. ребёнку предоставляется возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности ребенка, отвечает современным требованиям концепции модернизации российского образования. Дети могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний.
Экспериментальная деятельность для детей является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, процесс исследования становится определяющим для построения обучения.
Памятка
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
Нельзя Нужно
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
Не следует молчать или делать вид, что Вам все равно в то время, когда Ваш ребенок погружен в экспериментальную деятельность. Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность : она порождает потребность в исследовании.
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формировать желание узнать новое.
Если у Вас возникает необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему Вы это делаете и помогите определить, что можно или как можно.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата.
Консультация
Мастер- класс
«Игры с водой и песком. Это интересно!»
Игра для ребенка - это вид активности и возможность узнать окружающий мир.
Современных родителей обычно интересуют два вопроса: как играть и во что? Начнем с естественных материалов. Вода буквально притягивает к себе даже самых маленьких ребятишек. Стоит наполнить мисочку или ведерко водой, как детские ручки словно сами собой погружаются в нее, а вскоре уже во все стороны летят брызги… Столь же неравнодушны малыши и к лужам.
Песок - еще один любимый материал детворы. Собственно, все мы вышли из песочницы. Вспомните, как приятно, пропускать его шероховатые струи между пальчиками, разбрасывать, рыть ямки или насыпать холмики. Психологи утверждают, что такие игры с песком для любого ребенка очень полезны. Они улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений. Польза многократно возрастает, если у малыша нарушено моторное развитие, выявлены порезы или слабость мышечного тонуса. Гиперактивным детям такие игры с водой и песком помогают безболезненно и безопасно «сбросить» избыточное психомоторное возбуждение.
Игры с песком
1. Непременно покажите ребенку, как рисовать на песке (пальчиком или палочкой, как выкладывать узоры, используя камешки, ракушки, листья, цветы и т. д. Наш герой с завидным энтузиазмом примется мастерить несложные композиции: «Солнышко», «Садик», «Змейку».
2. Перечисленные элементы можно использовать, если вы захотите создать вместе с крохой «Песочный мир». Замок, окруженный стенами и башнями (для них подойдут обрезанные пластиковые бутылки). Рвы и откидные мосты, подземные ходы и сады вокруг - все это можно населить игрушечными человечками или просто шишками и желудями.
3. А если поиграть с песком и водой одновременно! Например, закопать в песочницу тазик, налить в нее воды — вот вам прекрасное «озеро» для игр.
4. Еще вариант - завести дома песочницу (хотя на такое решится не каждый родитель).
Игры с водой легко организовать прямо в вашей ванной комнате. Это даже полезно, если ребенок плохо засыпает или боится воды.
1. Собрались искупать малыша перед сном? Посадите его в большую (взрослую) ванну с теплой водой, чтобы вода доходила до пояса, и дайте формочки, бутылочки, ситечко, воронку. Пустой флакон из под маминого шампуня легко превратится в «брызгалку», достаточно проткнуть дырку в крышке горячей иглой. Половинки мыльницы станут быстроходными корабликами, в которых плавают желуди-человечки. И какой же малыш откажется от удовольствия брызгаться, переливать воду из бутылочек в коробочки и мисочки (кстати, это развивает глазомер и моторную координацию, а также устроить игры в ванне «бурю», а потом и спасать «утопающих»!
2.«Плавает-тонет» - эта игра помогает детям с отставанием когнитивного развития (познание мира, основанное на личном опыте ребенка). В данном случае подвижная и веселая игра поможет малышу научиться различать классы материалов (дерево, камень, металл, пластмасса и т. д.).
3. Знание по крупицам. Помните, как Золушка перебирала крупу? Злая мачеха, не желая того, оказала падчерице хорошую услугу, ведь такие занятия полезны для развития тактильной чувствительности, концентрации внимания, мелкой моторики.
Памятка
«Детское экспериментирование»
При организации исследовательской работы с детьми должны соблюдаться определё нные правила:
1. Развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
2. Не сдерживать инициативу детей.
3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.
5. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
У детей 4-5 лет в процессе опытно-экспериментальной деятельности будут сформированы представления:
1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд).
3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растениях (овощи, фрукты, условиях, необходимых для их роста и развития (свет, влага, тепло).
4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т. д.).
5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т. д)