Валентина Осадская
Проект по экспериментированию «Хочу всё знать» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Хочу все знать!»
Разработал:
Воспитатель средней группы «Цветочки» - Осадская В. В.
.
Г. Таганрог
2018г.
1. Паспорт проекта.
Тема проекта Хочу все знать!
Темочки:
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Название проекта Эколого-экспериментальная деятельность как средство познавательного, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру у детей среднего дошкольного возраста.
Участники проекта 1. Воспитатель средней группы «Цветочки» Осадская В. В.
2. Воспитанники средней группы «Цветочки».
3. Родители воспитанников.
Тип проекта Исследовательский, познавательно-творческий.
Срок реализации Краткосрочный. 1 месяц.
Основание для разработки 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 23.07.2013 – ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155.
3. Областной закон ростовской области «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 №26 – ЗС.
4. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с № 63.
Цель проекта Создание условия для получения конкретных знаний и опытов создания образов, отражающих элементарные научные представления детей среднего дошкольного возраста о земле, воде, воздухе и наполняющих их объектах (неживых и живых, природных и искусственных).
Задачи -расширить представления детей среднего дошкольного возраста об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями (развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, камня, воздуха);
-развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр-экспериментов;
- развивать у детей среднего дошкольного возраста умственные способности (мышление, восприятие, воображение);
- развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, творческую активность детей средней группы;
- заинтересовать и привлекать родителей воспитанников в процессы экспериментирования в ДОУ и дома.
Методическое обеспечение 1 Картотека игр – экспериментов.
2 Картотека дидактических игр.
3. Художественная литература: «Детская энциклопедия», «Занимательные игры для детей».
3. Оборудование для мини-лаборатории: емкости для воды, лейки, сито, камни, мыльные пузыри, песок и т. д.
Этапы реализации 1этап. Подготовительный (с 15.10.2018 по 19.10.2018).
Совершенствование методической базы группы в соответствии с проблемой.
2 этап. Основной – практический (с 22.10.2018 по 09.11.2018).
Реализация содержания проекта.
3 этап. Заключительный (12.11.2018 по 16.11.2018).
Подведение итогов по реализации проекта.
2. Характеристика проекта.
2.1. Проблема.
В среднем дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к исследовательской деятельности, задают много вопросов, но не всегда получают правильные ответы от взрослых. С помощью этого проекта мы научим детей находить ответы через эксперименты с различными предметами и веществами. А так же решим задачу взаимосвязи человека с природой.
2.2. Актуальность темы.
Воспитание любви у детей к природе должно идти через практическое применение знаний о ней, так как в дошкольном детстве дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность.
2.3. Индикаторы реализации проекта.
Индикативные показатели
Ожидаемые результаты
Наличие банка опыта работы (дидактического и методического материала) Да/нет
Наличие благоприятного и комфортного климата в группах ДОУ Да/нет
Наличие знаний игр - экспериментов Да/нет
Наличие разработанных и проведенных совместных мероприятий с родителями Да/нет
3. Содержание проекта :
1 этап – подготовительный.
Сроки реализации: с 15.10.2018 по 19.10.2018
№ Содержание деятельности Ожидаемые результаты проекта
ПЕДАГОГ
1. Разработка проекта. Подготовка к реализации проекта. Конспект проекта.
2. Изучение методической и художественной литературы. Создание банка методической литературы.
3. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы. Пополнены уголки:
- книжный (детская энциклопедия, загадки, стихи, рассказы про природу);
-экологии/экспериментирования (камни, песок, глина, емкости для воды, лейки и т. д.).
РОДИТЕЛИ
1. Изготовление дидактического материала. Разрезные картинки, непромокаемые картинки. Фотоотчет.
2. Изготовление поделок из природного материала. Макеты. Фотоотчет.
ВОСПИТАННИКИ
1. Заучивание стихотворений Н. Шумовой «Про воду» (отрывок, М. Андреевой «Воздух – это – то, чем мы дышим» (отрывок, Я. Акима «Есть одна планета – сад…» (отрывок). Знание стихотворений.
2. Рисование иллюстраций, изготовление поделок из глины, аппликация на темы: вода, земля, воздух. Иллюстрации, поделки.
3. Изучение мини – лаборатории, подготовленной к играм –экспериментам. Знание о правилах пользования материалами для экспериментирования.
2 этап: основной – практический.
Сроки реализации: с 22.10.2018 по 09.11.2018.
№ Содержание деятельности Ожидаемые результаты проекта
ТЕМА НЕДЕЛИ: ВОДА
ПОНЕДЕЛЬНИК
ВОСПИТАННИКИ
1. Беседа на тему: «Что такое опыты и для чего они нужны?». План – конспект.
2. Игра – эксперимент «Прозрачная вода». Картотека игр – экспериментов. Фотоотчет.
3. Дидактическая игра «Узнай и назови». Картотека дидактических игр. Фотоотчет.
ВТОРНИК
ВОСПИТАННИКИ
1. Загадывание загадок про воду. Картотека загадок.
2. Беседа на тему: «Для чего нужна вода?». План – конспект.
3. Игра – эксперимент «Разноцветная вода». Картотека игр – экспериментов. Фотоотчет.
СРЕДА
ВОСПИТАННИКИ
1. «Читаем вместе» - чтение художественной литературы. Чтение стихотворения Н. Шумовой «Про воду». Текст стихотворения. Фотоотчет.
2. НОД. Рисование способом монотипия. Тема: «По речке кораблик плывет». План – конспект. Фотоотчет.
3. Игра – эксперимент «Вода принимает форму». Картотека игр – экспериментов. Фотоотчет.
ЧЕТВЕРГ
ВОСПИТАННИКИ
1. Придумывание сказки «Вода – наша помощница». Текст сказки. Изготовление книжки – малышки.
2. Игра – забава «Рыбалка». Картотека игр. Фотоотчет.
3. Беседа на тему : «Животворная сила воды». План – конспект.
ПЯТНИЦА
ВОСПИТАННИКИ
1. НОД. Аппликация. Тема: «Бежит веселый ручеек». План – конспект. Фотоотчет.
2. Игра – эксперимент «Очищаем воду». Картотека игр – экспериментов.
3. Беседа на тему: «В какой воде живут рыбы?». План – конспект.
РОДИТЕЛИ
1. Участие в изготовление дидактического материала к игре «Узнай и назови». Дидактический материал. Фотоотчет.
ТЕМА НЕДЕЛИ: ВОЗДУХ
ПОНЕДЕЛЬНИК
ВОСПИТАННИКИ
1. Дыхательная гимнастика: «Пузырики», «Ветерок», «Летят мячи». Картотека дыхательной гимнастиски.
2. Беседа на тему: «Воздушные шары». План – конспект.
3. Игра – ситуация «Издает ли воздух звук?». Картотека игр.
ВТОРНИК
ВОСПИТАННИКИ
1. «Читаем вместе». Чтение стихотворения Ф. Бобылева «Шар воздушный, шаловливый…» Текст стихотворения.
2. Игра – эксперимент «Воздух повсюду». Картотека игр. Фотоотчет.
3. Игровое упражнение «Почувствуй воздух». Картотека игр. Фотоотчет.
СРЕДА
ВОСПИТАННИКИ
1. НОД. Конструирование. Тема: «Изготовление веера способом оригами». План – конспект. Фотоотчет.
2. Загадывание загадок про ветер. Картотека загадок.
3. Рассматривание иллюстраций с изображением ветреной погоды. Составление описательных рассказов.
ЧЕТВЕРГ
ВОСПИТАННИКИ
1. Беседа на тему: «Летающие животные». План – конспект.
2. Игра – эксперимент «Воздух и его свойства». Картотека игр. Фотоотчет.
3. Наблюдение на прогулке. Тема: «Какой сегодня воздух?». План – конспект.
ПЯТНИЦА
ВОСПИТАННИКИ
1. НОД. Аппликация. Тема: «Летят листья». План – конспект. Фотоотчет.
2. Дидактическая игра «Летает – не летает». Картотека игр.
РОДИТЕЛИ
1. Участие в изготовлении Лэпбука на тему: «Эколлогия». Макет Лэпбука. Фотоотчет.
ТЕМА НЕДЕЛИ: ЗЕМЛЯ ( что у нас под ногами: песок, глина, камни)
ПОНЕДЕЛЬНИК
ВОСПИТАННИКИ
1. Беседа на тему: «Наш дом – природа». План – конспект.
2. Дидактическая игра «Раздели предметы на две группы». Картотека дидактических игр. Фотоотчет.
3. Игра – эксперимент «Твердое – жидкое». Картотека игр. Фотоотчет.
ВТОРНИК
ВОСПИТАННИКИ
1. «Читаем вместе». Чтение стихотворения Г. Люшинина «Песчаный дом». Текст стихотворения.
2. Игра – эксперимент «Такой разный песок». Картотека игр.
3. Беседа на тему: «Кто живет в песчаном доме?». План – конспект.
СРЕДА
ВОСПИТАННИКИ
1. Беседа на тему: «Для чего человеку песок и глина?». План – конспект.
2. На прогулке. Рисование на песке. Свободная тема. План – конспект. Фотоотчет.
3. Дидактическая игра «Составь узор». Картотека игр.
ЧЕТВЕРГ
ВОСПИТАННИКИ
1. НОД. Лепка. Тема: «Черепаха». План – конспект. Фотоотчет.
2. Рассматривание предметов из глины. Составление описательных рассказов.
3. Игра – эксперимент «Можно ли менять форму глины и камня?». План – конспект. Фотоотчет.
4. Дидактическая игра «Выложи картинку». Картотека игр. Фотоотчет.
ПЯТНИЦА
ВОСПИТАННИКИ
1. Физическое упражнение «Походим по камешкам». Картотека упражнений.
2. НОД. Коллективная работа. Создание пано на тему: «Наши камешки ожили». План – конспект. Фотоотчет.
3. Игра – эксперимент «Может ли камень издавать звуки?». Картотека игр. Фотоотчет.
4. Итоговое выставки на тему: «Вода. Воздух. Земля.». Фотоотчет.
РОДИТЕЛИ
1. Участие в изготовлении Лэпбука на тему: «Вода. Воздух. Земля.» Макет Лэпбука. Фотоотчет.
3 этап. Заключительный.
Срок реализации: с 12.11.2018 по 16.11.2018
Содержание деятельности Ожидаемые результаты проекта
1. Результаты реализации проекта.
2. Отчет о мероприятиях, проведенных в рамках реализации проекта.
3. Диссемиляция опыта работы.
1. Повышение уровня знаний на 15% у детей.
2. Презентация.
3. Участие в конкурсах, публикация проекта.
Список литературы:
1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009.
3. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4 -7 лет. МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.
4. Лыкова И. А., Рыжова Н. А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду: Учебно-методическое пособие. – М. : Издательский дом «Цветной мир»,2012.
Отчет по реализации проекта «Хочу все знать!»
С 15.10.2018 по 16.11.2018г. была проведена работа по исполнению проекта «Хочу все знать!» с детьми средней группы №1 «Цветочки». Вид проекта был предоставлен как исследовательский, познавательно-творческий.
Продолжительность проекта - 1 месяц.
Для того, чтобы добиться поставленной цели данного проекта – создание условия для получения конкретных знаний и опытов создания образов, отражающих элементарные научные представления детей среднего дошкольного возраста о земле, воде, воздухе и наполняющих их объектах (неживых и живых, природных и искусственных, мы решили следующие задачи:
- расширили представления детей среднего дошкольного возраста об окружающем мире через знакомство элементарными знаниями (развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, камня, воздуха) на 15%;
- развили у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр-экспериментов на 12%;
- развили у детей среднего дошкольного возраста умственные способности (мышление, восприятие, воображение) на 14%;
- развили коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, творческую активность детей средней группы на 15%;
- заинтересовали и привлекли родителей воспитанников в процессы экспериментирования в ДОУ и дома на 15%.
В процессе подготовительной работы (с 15.10.2018 по 19.10.2018) были изучены нормативно-правовые документы, усовершенствовалась методическая база группы в соответствии с проблемой, что позволило повысить теоретический и практический уровень педагога.
На основном этапе проекта были проведены беседы с детьми, придумывание сказок, дидактические игр, игры – эксперименты, что позволило расширить представления детей среднего дошкольного возраста об окружающем мире (о свойствах воды, воздуха, песка, глины).
Непосредственная образовательная деятельность по данной теме проводилась в игровой форме, что позволило развить общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. Дети отражали в рисунках, поделках объекты живой и неживой природы.
С помощью чтения художественной литературы формировали умение отвечать на вопросы, развивали связную речь.
Дети с удовольствием приняли участие в этом проекте, что позволило им узнать о конкретных знаниях о создании образов (свойствах воды, воздуха, песка, глины, с помощью проведения опытов.
Участие родителей в данном проекте позволило продолжить доверительные и партнерские отношения.
Данный проект был предоставлен как отчет о мероприятиях, проведенных в рамках реализации в ДОУ.
ФОТООТЧЕТ
Игра – эксперимент «Издает ли воздух звук?»
Игра – эксперимент «Очищаем воду».
Конструирование. Тема: «Изготовление веера способом оригами.»