Ольга Писарева
Формирование речевой активности в раннем возрасте посредством развития мелкой и общей моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование речевой активности в раннем возрасте посредством развития мелкой и общей моторики
Актуальность темы:
В настоящее время детские психологи и педагоги дошкольных учреждений все чаще поднимают вопрос о нарушении возрастных норм детского речевого развития с тенденцией к замедлению. Так, у большинства детей возникают проблемы формирования активной речи, и к трем годам их активный словарь по объему и количеству слов значительно ниже возрастных показателей (т. е. значительно меньше 1500 слов).
Публикация «Формирование речевой активности в раннем возрасте посредством развития мелкой и общей моторики» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Причины этих отклонений различными авторами объясняются по-разному, их связывают, прежде всего, с неблагоприятными экологическими условиями, увеличениемдетских инфекционных заболеваний, увеличением психотравмирующих ситуаций в молодых семьях, приводящих к микросоциальной педагогической запущенности детей, нарушениям развития их эмоционально-волевой сферы и дефициту речевого развития.
Не менее важным фактором, на наш взгляд, выступает активное проникновение различных гаджетов в нашу жизнь, заменяющих молодым родителям живое общение с ребёнком. Такие родители зачастую пускают развитие речи малыша «на самотек», не учитывая того общеизвестного факта, что при отсутствии или недостаточномпримененииспециальных приемов для развития активной речи голосовые реакции детей раннего возраста отличаются крайней примитивностью (Н. М. Аксарина, Н. Ф. Ладынина, А. Р. Лурия, Г. Л. Розенгарт-Пупко и др.). Невнимание к формированию речевой активности на ранних возрастных этапах чревато серьезными проблемами в речевом развитии на последующих этапах онтогенеза.
Проблема снижения негативных тенденций речевого развития детей в наше время весьма актуальна. А учитывая, что речевые нарушения закладываются в раннем возрасте, их необходимо своевременно диагностировать и исправлять. Педагогические приёмы, формирующие речевую активность, предполагают не только стимуляцию у ребёнка желания ответить словом, но и наличие словесного образца, то есть предполагают подражание. Но,само по себе оно мало что значит, если взрослые не используют чередование различных приёмов, среди которых в раннем возрасте особое место отводится развитию мелкой (разнообразные движения пальчиками и ладонями) и общей моторики (движения всей рукой и всем телом).
Большинство детских педагогов и психологов убеждены в том, что речевое развитие ребёнка нельзя отделить от его моторного развития. В работах И. П. Павлова, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьеваприводятся научные обоснования этой взаимосвязи. Опираясь на эти данные, М. М. Кольцова представила своё исследованиеи установила наличие значимой корреляции между развитием мелкой моторики рук, общей моторики и речи, что позволило ей отнести кисть руки ребёнка раннего возраста к речевому аппарату, а двигательную проекционную область руки считать еще одной речевой областью мозга.
Придя к выводу о необходимости тренировки движений пальцев рук (мелкой моторики) параллельно с развитием артикуляционного аппарата, М. М. Кольцова предлагает начинать эту работу как можно раньше, постепенно усложняя на всем этапе раннего детства. К конкретным приёмам автор относит массаж кистей рук, активную тренировку всех трех типов движения: сжатия, растяжения, расслабления, изолированные движения пальцев. Опираясь на учение И. П. Павлова, М. М. Кольцова считает необходимымравное развитие тонких движений пальцев обеих рук, а также равное распределение выполнения различных действий ребёнка в повседневной жизни между правой и левой руками. Автор подчеркивает, что приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение как можно больше пальцев, и чтобы эти движения были достаточно энергичными.
Предлагаемыеприёмы, в сочетании с предметной деятельностью детей раннего возраста, находят своё выражение враскатывании детьми шариков из пластилина, разрывании на мелкие кусочкилистов бумаги, перебирании крупных деревянных или пластиковых бус, складывании пирамидки или вкладышей (полых кубиков, застегиванииребёнком пуговиц, завязывании и развязывании узелков на веревочке, шнуровки, а также в организации специальных игр с пальчиками (пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики).
Для развития мелкой моторики рук в раннем возрастеэффективно использовать пальчиковую гимнастику, сопровождая её чтением стихов, детских песен, потешек или народных сказок; массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук; народные и дидактические игры «с ладошками», с природным или бросовым материалом, спредметамидомашнего обихода, игры с песком или водой; пальчиковый театр;ниткотерапию; занятия продуктивными видами деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией).
Перечисленные виды детской деятельности, направленные на развитие мелкой и общей моторики как факторов речевого развития, используются в ежедневной работе с детьми раннего возраста, поскольку эпизодическиезанятия не могут дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию мелкой и общей моторики регулярной, используя игровые упражнения в различных видах детской деятельности и режимных моментах.
Параллельно следует вести консультативную и просветительскую работу с родителями.
Развивая мелкую моторику рук и общую моторику детей раннего возраста мы развиваем, стимулируем и корригируем речевое развитие ребёнка. Безусловно, развитие мелкой и общей моторики – не единственный фактор, способствующий речевому развитию в раннем возрасте. Речь ребёнка необходимо развивать комплексно –много и активно общаться с ним в быту, стимулируя подражание, речевое общение со взрослым, активизируя ребенка посредством вопросов, просьб;читать, рассказывать об окружающем, показывать картинки, которые ребёнок с удовольствием рассматривает, а также используя специальные приёмы для развития детской моторики.
Работа по развитию мелкой и общей моторики позволяет достичь позитивной динамики не только в развитии мелкой моторики рук, но и в речевом развитии детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звукового произношения, расширить словарный запас; сформировать у детей интерес к познанию нового и интересного в окружающем детей мире.
Возрастная группа ранний возраст (первая младшая группа)
Образовательная область: сенсомоторное и речевое развитие детей раннего возраста.
Цель: формирование речевой деятельности и речевой активности детей раннего возраста через развитие мелкой и общей моторики.
Образовательные задачи:
стимулировать зрительное и слуховое восприятие детей раннего возраста;
обогащать активный и пассивный словарь детей;
тренировать тонкие движения пальцев рук;
способствовать развитию творческих способностей;
развивать память и связную речь;
формировать координацию движений пальцев и кистей рук;
развивать навыки ручной умелости.
Основные направления деятельности педагога:
анализ и сбор информации по теме самообразования из различных источников;
разработка перспективного и тематического планирования по теме;
создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию мелкой и общей моторики детей раннего возраста как факторов речевого развития;
мониторинг результатов;
консультативная и просветительская работа с родителями, формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к активизации речевого развития ребёнка посредством развития его мелкой и общей моторики.
Ожидаемый результат:
развитие мелкой и общей моторики у детей раннего возраста;
формирование речевых навыков у детей раннего возраста;
интеллектуальное развитие детей;
обогащение предметно-развивающей среды группы;
обогащение родительского опыта в воспитании детей