наталья панкова
Из опыта работы «Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ».
В период дошкольного детства важное значение для психического развития приобретает становление речи. Считается, что формирование речи происходит под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у дошкольника, тем быстрее он начинает говорить. Исследования подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает вести целенаправленную работу по коррекции речи дошкольников. Если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности. Чем больше дошкольник работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Ребёнок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Уровень и темп развития речи ребёнка напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.
Публикация «Из опыта работы „Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
Двадцать лет назад родители вместе с детьми больше всего работали руками : перебирали разные крупы, овощи, фрукты, стирали бельё, вязали, вышивали. Со временем люди стали использовать более современную технику, машины, которые упростили труд человека. Поэтому сейчас на каждое действие есть специальные машины. Чтобы не произошло замедление в развитии мелкой моторики рук у дошкольника из-за современных специальных машин и ребёнок не испытывал трудности на занятиях физкультуры, трудового обучения, важно начать развивать это качество своевременно и стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Для этого взрослые проводят с детьми разные занятия, гимнастики, упражнения, например: на занятии рисовании по изодеятельности можно использовать нетрадиционные приёмы. Рисование ладошкой, пальцами рук, ушными палочками, использовать кляксографию (при помощи ложки наносить краску на бумагу, дуть в трубочку не касаясь краски, рисовать с помощью трафаретов, делать брызги кистью и щёткой, создавать рисунок отпечатками листьев; выполнять рисунок поролоном из которого вырезаны разные фигурки, рисунки мелом, рисунки на мокрой бумаге и т. д. Также можно провести разные упражнения:
Упражнение с пробками. Пластиковые крышки от бутылок надеваем на указательный и средний палец, как обувь. И «идём» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стала, «шаркая». При этом используем стихотворение:
Крышки пальчики обули, Смело в них вперёд шагнули. Пальцы – словно балеринки, Но одетые в ботинки. Каждый пальчик – будто ножка, Только шаркает немножко.
Упражнение со счётными палочками. Четыре счётные палочки раскладывают на столе перед ребёнком, который берёт их одноимёнными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берёт одну палочку.
Очень длинный клюв у цапли, Вы длинней найдёте вряд ли. Клювом меряться пришли Аисты и журавли.
Упражнение «Шары». Пару шаров берём в одну руку и без помощи второй руки стараемся обвести один мяч вокруг другого.
Вы видели циркача? Мяч идёт вокруг мяча! Кружит с видом знатока, Будто шмель вокруг цветка.
Упражнение «Делаем. «Сухой бассейн» с горохом и фасолью». На дно ведро насыпают горох и фасоль. Под горох и фасоль кладут киндеры и проговаривают стихотворение.
В ведро насыпали горох. И пальцы запустили, Устроив там переполох, Чтоб пальцы не грустили. В ведре не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль. На дне - игрушки для детей, Мы их достанем поскорей. В работе с детьми можно использовать графические упражнения. Графические навыки формируют у детей точность, координацию движений руки, глаза, ритмичность и гибкость. Используются разработанные материалы : палочки разного цвета, геометрические фигуры, художественное слово, пальчиковый театр, игры с бусинами, пуговицами, камешками и другой бросовый материал. Природный материал: орехи (орех между пальцами, растирание между ладонями вверх – вниз,круговыми движениями, жёлуди, каштаны, шестигранные карандаши (растирание между ладонями, удерживание между пальцами). Нанизывание бус, брошек, макарон, рожки, сушки и т. д. Перемотка ниток, завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке, собирание разрезных картинок, застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний ; завинчивание крышек, банок, пузырьков, решётки для раковин, для горячего (ходьба указательным и средним пальцами, поролон с нашитыми пуговицами в ряд (счё т и названия: дни недели, месяцы, слоги, слова), перчатки с нашитыми пуговицами, бельевые прищепки (на каждый палец постепенно прищемлять по одной прищепке, воздушные шары наполненные солью, крупой, мелкими камушками (круговые движения, резиновый мячик (сжимание на ударные слоги, разбор круп: горох, гречка, рис. Используют разные предметы, оборудования на традиционных и нетрадиционных занятиях используя разные движения стихотворениями, в режимных моментах, повседневной и игровой деятельности, на прогулке. Чем активнее и точнее движения, тем быстрее ребёнок начинает говорить.
Немалую роль и хорошую тренировку движений пальцев рук обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простые. Они, как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей и их реальность, а также процессы, происходящие в природе. Входе пальчиковых игр дети повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Можно использовать такие развивающие игры, как «Пальчики спрятались», «Палочки», «Пальчики и рисунки», «Пальчики собирают яблоки», «Рисуем клубочки", «Весёлые шляпки»,«Камешки», «Плетение косичек», «Послушные ручки», «Рисунки на ткани». Можно ещё в работе с дошкольниками использовать поделки оригами, как «Самолёт», «Кораблик», «Шапочка», «Ёлочка», «Птичка», «Бабочка». Например, как делать бабочку. Бабочка выполняется из двух конфетных фантиков. Каждый фантик складывается гармошкой с уголка на уголок. Связываем за серединки ниткой и расправляем крылышки. Бабочка готова.
Разные виды деятельности, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению, способствуют формированию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.
Литература: «Энциклопедия развивалок» Т. Решетник, «Поделки из оригами» Л. Фоменко, «Развитие мелкой моторики у дошкольников»Т. Ткаченко, «Развитие мелкой моторики у малышей» А. Бондаренко, «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» А. Е. Белая.