Ольга Писарева
Влияние развития мелкой и общей моторики на формирование речевой активности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В статье раскрываются пути повышения речевой активности детей раннего возраста посредством развития мелкой и общей моторики. Автор раскрывает приемы педагогического сопровождения речевого развития детей раннего возраста в соответствии с возрастной нормой.
Публикация «Влияние развития мелкой и общей моторики на формирование речевой активности детей раннего возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Современные исследователи речевого развития детей раннего возраста все чаще сталкиваются с выявлением показателей, свидетельствующих о наличии отрицательных отклонений от общепринятых норм возрастного развития речи, выражающихся в его замедлении. Особое место среди выявляемых нарушений занимает проблема формирования активной речи. Одновременно у большинства таких детей, диагностируется как общее моторное отставание, так и недостаточное развитие мелкой моторики. Недостаточное формирование речевой активности на ранних возрастных этапах чревато серьезными проблемами в речевом развитии на последующих этапах онтогенеза.
В связи с вышесказанным очевидна необходимость своевременного информирования родителей и педагогов групп раннего возраста о возможностях психолого - педагогического сопровождения речевого развития детей посредством использования всего комплекса имеющихся педагогических приемов и использования всех факторов, обеспечивающих позитивную динамику такого развития.
Описанные в научной литературе методические приемы, формирующие речевую активность, включают приемы стимуляции желания ответить словом, применение словесных образцов для детского подражания. Но, по мнению А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева, М. М. Кольцовой, сами по себе такие приемы малоэффективны. Взрослым необходимо не только использовать вышеописанные приемы, но и параллельно сочетать их с приемами развития мелкой и общей моторики ребенка.
Как показывает накопленный нами опыт, начинать такую работу можно уже на втором полугодии жизни ребенка, с постепенным усложнением на всем этапе раннего детства. Для развития мелкой моторики мы рекомендуем родителям использовать массаж кистей рук, активную тренировку всех трех типов движения рук: сжатия, растяжения, расслабления, изолированных движений пальцев. Опираясь на рекомендации М. М. Кольцовой, мы считаем необходимым обеспечить равное развитие тонких движений пальцев обеих рук, а также поровну распределять выполнение действий ребенка в повседневной жизни между правой и левой руками, при этом "приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы эти движения были достаточно энергичными".
Для развития мелкой моторики рук в раннем возрасте педагогам групп раннего возраста следует активно использовать игровые приемы с мелкими кусочками поролона, игрушками из гибкого или упругого материала, которые ребенок может сжать в руке, народные и дидактические игры "с ладошками", игры с песком и водой. В своей ежедневной работе с детьми мы активно применяем и специальные упражнения: пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением, упражнения в пальчиковом бассейне, тренажеры с прищепками ("Прицепи иголки ёжику", "Солнце смотрит из-за туч, прицепи к нему ты луч" и др., тренажеры на прокатывание ("Прокати карандаш", раскатывание шариков из пластилина, разрывание на мелкие кусочки листов бумаги, перебирание крупных деревянных или пластиковых бус, складывание пирамидок или вкладышей (полых кубиков, пальчиковый театр, ниткотерапию, застегивание ребенком пуговиц, завязывание и развязывание узелков на веревочке, шнуровки, массаж с растиранием пальчиков массажёрами для рук.
Развитие общей моторики мы рассматриваем как своеобразную основу, на которую по мере взросления ребёнка накладывается мелкая моторика. Для развития общей моторики в нашей практике активно применяются все виды двигательной деятельности и физические упражнения, представленные в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования. Для достижения желаемого результата мы сделали работу по развитию мелкой и общей моторики регулярной, включая данную работу в различные виды детской деятельности и режимные моменты. Параллельно мы ведём консультативную и просветительскую работу с родителями. В качестве критерия эффективности такой работы мы рассматриваем "возникновение в семье такого взаимодействия с ребёнком, при котором у него максимально удовлетворяется основная социальная потребность - потребность быть личностью".
Вышеизложенные положения и собственный педагогический опыт позволяют нам сформулировать цели и задачи практической работы в группе раннего возраста по формированию речевой активности через развитие мелкой и общей моторики следующим образом :
Возрастная группа - ранний возраст (1ая младшая группа).
Образовательная область: сенсомоторное и речевое развитие детей раннего возраста.
Цель: формирование речевой деятельности и речевой активности детей раннего возраста через развитие мелкой и общей моторики.
Образовательные задачи:
- стимулировать зрительное и слуховое восприятие детей раннего возраста;
- обогащать активный и пассивный словарь детей;
- тренировать тонкие движения пальцев рук;
- способствовать развитию творческих способностей;
- развивать память и связную речь;
- формировать координацию движений пальцев и кистей рук;
- развивать навыки ручной умелости.
Основные направления деятельности педагога:
- анализ и сбор теоретической информации по проблеме активного речевого развития из различных источников;
- разработка перспективного и тематического планирования по теме;
- создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию мелкой и общей моторики детей раннего возраста как фактор речевого развития;
- мониторинг результатов;
- консультативная и просветительская работа с родителями, формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к активизации речевого развития посредством развития его мелкой и общей моторики.
Ожидаемый результат:
- развитие мелкой и общей моторики у детей раннего возраста;
- формирование речевых навыков у детей раннего возраста;
- интеллектуальное развитие детей;
- обогащение предметно-развивающей седы группы;
- обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Безусловно, развитие мелкой и общей моторики - не единственный фактор, способствующий речевому развитию в раннем возрасте. Но целенаправленная работа по развитию мелкой и общей моторики позволит значительно улучшить качество речи, четкость звукового произношения, расширить словарный запас, сформировать у детей интерес к познанию нового и интересного в окружающем детей мире.