Папки-передвижки

Конспект урока литературного чтения в начальной школе «Новогодняя сказка» по стихотворениям А. Барто и С. Дрожжина

Винникова Елена
Конспект урока литературного чтения в начальной школе «Новогодняя сказка» по стихотворениям А. Барто и С. Дрожжина
▼ Скачать + Заказать документы

Тема урока

Новогодняя сказка по стихотворениям А. Барто «Дело было в январе…» С. Дрожжин «Улицей гуляет»

Цель

Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением; знакомство с произведением А. Барто «Дело было в январе…», С. Дрожжина «Улицей гуляет»

Публикация «Конспект урока литературного чтения в начальной школе „Новогодняя сказка“ по стихотворениям А, Барто и С, Дрожжина» размещена в разделах

Задачи Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; за развитием сюжета, поступками персонажей; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.

Планируемые результаты Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом

Формируемые УУД

- Личностные

- Регулятивные

- Коммуникативные

- Познавательные

Основные понятия Зима, лирический герой, сквозистый.

Межпредметные связи Окружающий мир, русский язык, живопись

Оборудование

Учебник Л. Ф. Климановой, Л. А. Виноградской, В. Г. Горецкого «Литературное чтение» 2 кл. (Программа «Перспектива»)

Словари

Электронные физкультминутки

Презентация к уроку

Карточки для заданий

Задачи этапа урока

(вида работ) Деятельность

учителя

Задания для учащихся Деятельность

учеников Планируемые результаты

Предметные УУД

I. Организация класса на работу (Слайд 2)

Задачи:

Заинтересовать учащихся пред- стоящей работой на уроке.

Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. Ну, ребята, был звонок.

Начинается урок.

Повернитесь все назад,

Гости там у нас сидят.

Мило улыбнитесь,

Обратно повернитесь

И тихонечко садитесь!

Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок.

Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения. Коммуникативные:

• Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

• Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя.

II. Систематизация изученного материала на предыдущих уроках.

Проверка домашнего задания

Пересказ сказки «Новогодняя быль» от лица Ёлочки.

Расширяют свой кругозор.

Активное слушание

Коммуникативные:

• Уметь оформлять свои мысли в устной форме

III. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.

Речевая разминка (Слайд 3-5)

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы урока.

Артикуляционные упражнения (чистоговорка)

Скороговорка (Работа над логическим ударением)

- Прочитайте, пожалуйста, стихотворение

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром - в школу,

Днем - домой.

- Прочитать стихотворение, разделяя слова на слоги.

Ма-ма-ма – наконец пришла зима

Су-су-су – стало холодно в лесу.

Са-са-са – под кустом сидит лиса.

Ву-ву-ву – в лесу видели сову.

Ри-ри-ри – а на ветках снегири.

Ой-ой-ой – зайке голодно зимой.

Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.

- Давайте сформулируем задачи. (Познакомиться с ещё одним зимним стихотворением, отрабатывать навыки чтения стихотворения) Выдвигают предположение о теме урока, опираясь на стихотворение. Отвечают на вопросы учителя. Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.

Познавательные:

• Уметь выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Регулятивные:

• Принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

• Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

IV. Изучение нового материала (Слайд 6 -11)

1. Подготовка к восприятию нового материала.

Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.

- Исправь ошибку, расставьте по порядку зимние месяцы

(Декабрь, январь, февраль)

-Откройте учебники на с 148 и прочитайте имя автора произведения

- Есть ли у стихотворения название?

- Как же быть? Как нам его назвать? (По первой строке)

- Прочитайте ее. О чём нам может говорить это название? (В какое время происходят события стихотворения)

Работа с иллюстрацией

- Рассмотрите иллюстрацию и догадайтесь, о чем может быть стих?

Отгадайте загадки. Отгадки помогут вам проверить свои предположения.

1. Зимой белый, летом серый. (Заяц)

2. Серовато, зубовато –

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк)

-Где мы уже встречались с волком, зайцем?

А могут ли эти герои попасть в новогоднюю сказку?

- сформулируйте тему урока

- Что нам напоминает эта иллюстрация?

- Поднимите руку те, у кого дома в Новый год была ёлка и кто наряжал ее.

б) Проблемный вопрос.

-Знаете ли вы, откуда пошла традиция, наряжать ёлку под Новый год?

в) Слово учителя.

-Обычай украшать деревья появился у наших предков очень давно. Считалось, что в ветвях деревьев нашли приют добрые и злые духи, а для того чтобы договориться с ними приносили дары, развешивая их на ветвях.

Елку впервые стали украшать в 16 веке в Эльзасе (часть Франции). Существует легенда о том, как Мартин Лютер возвращался домой в ночь накануне Рождества (1513г., он был настолько поражен красотой звездного неба, что ему показалось, будто звездами украшены и ветви дерева. Придя домой, он развесил на елке звезды и свечи.

Со временем появились новые игрушки: шар в виде солнца, который прикрепляли на верхушку елки. Некоторый период было строго определено количество свечей: 12 – количество месяцев в году. В 18 веке праздничная елка распространилась из Эльзаса по всей Европе и к 20 веку завоевала весь мир.

В России же первое новогоднее торжество состоялось в Москве в честь нового 1700 года. Но в 1918 году елка была запрещена на 17 лет из-за принадлежности к рождеству.

- Кто для нас всегда является символом Нового Года? (Дед Мороз)

- Что вы о нём знаете?

- Где часто нам встречается он? (В сказках, он помогает добрым, наказывает плохих людей)

- Вот у нас Дедушка Мороз, а в других странах кто? (Санта Клаус)

- А где они живут? (В лесу)

- Какая у них работа? Как они приносят подарки?

- А в лесу у них, какая работа? (Снегом всё посыпать, укрывать, инеем)

- Какие животные обычно встречаются нам в лесу по сказкам?

- Что всегда между ними происходит?

Отвечают на вопросы учителя.

Активное слушание

Отвечают на вопросы, читают текст, отгадывают загадки

Учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.

Регулятивные:

• Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

2. Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез. (Слайд 12- 23)

Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.

Физминутка

- Кто автор стихотворения? (Агния Барто)

- У нас в стране, наверное, нет ни одного человека, который не знал бы, не слыша бы в детстве стихов А. Барто. Как вы думаете почему?

- Вспомните, какие стихи вы слышали в дет. саду или дома от родителей, бабушки, когда вам было 3,4 года.

- Про зайку, которого бросила, кто? Про бычка, который идёт, качается…

Составьте рассказ об А. Л. Барто

- Что интересного вы узнали об А. Барто?

- Внимательно слушаем запись стихотворения.

- Понравилось ли вам произведение? Почему?

- Что вы представили, слушая это стихотворение? Нарисуйте словесную картину.

- Какие чувства передает поэт этим своим стихотворением?

- А теперь, ребята, не мешая друг другу, в пол голоса, прочитайте стихотворение, обратите внимание на знаки препинания.

- Молодцы! Сейчас мы уже будем читать выразительно вслух, соблюдая критерии оценивания, представленные на доске:

1. Чтение по нормам литературного языка

2. Интонационное богатство

3. Дикция

- Ребята, все знают, что обозначают эти критерии?

Комментирует каждый критерий.

- Что вам особенно запомнилось?

- Какие чувства оно у вас вызвало?

Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя

Ребята работают с дополнительным материалом

Читают интересные факты из жизни Барто

Выполняют физкультминутку

«Дедушка Мороз»

Возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности. Познавательные:

• Уметь анализировать степень выразительности чтения.

Коммуникативные:

• Понимать на слух содержание произведения.

Регулятивные:

• Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу.

3. Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом. Слайд (24-25)

Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться.

- Хорошо. Теперь, читая это стихотворение, мы будем следить за развитием событий, чувств, будем анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Работа по содержанию стихотворения

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

- Как зайчата перехитрили волка?

- Почему им это удалось? Как вы считаете, почему волк поверил?

-Похоже ли это произведение на сказку? Докажи.

-Какие чудеса могут происходить в новогоднюю ночь?

- Как построено стихотворение? Чем начинается, чем заканчивается?

Отгадайте загадки. Отгадки помогут вам узнать, о чём будет второе

стихотворение.

Игра «Доскажи словечко».

1. Не колючий,

Светло-синий,

По кустам развешан (Иней)

2. Он вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз)

- Посмотрите на иллюстрацию на стр. 149.

Что на ней изображено? О чём нам может это говорить?

Работа над произведением С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз»

- Давайте послушаем аудиозапись стихотворения С. Дрожжина.

- Выразительно прочитаем.

- Что происходит в этом стихотворении?

- Кто герой?

- Что значит «улицей гуляет»?

- Что он делает? Зачем?

- Что такое иней? (Тонкий слой кристалликов льда, покрывающий поверхность разных предметов при их резком охлаждении.)

- Почему он его рассыпает?

- Как вы думаете, почему он топает и треск идёт?

- Как вы понимаете выражение «трескучий мороз»?

- В каком месяце зимы обычно такой мороз? Какой самый морозный месяц зимы? (В январе)

- Какая у вас любимая зимняя погода? Почему?

- Как вы думаете, зачем нам авторы учебников предложили оба эти стихотворения для одного урока? (Они объединены одной темой – Новым Годом)

- Эти стихотворения, что несут в себе? (Сказочность) Можем ли мы так сказать? Почему?

- Ребята, зима – всегда сказочное время года, как мы уже с вами знаем и с уроков окружающего мира. В это время наступают любимые нами праздники, происходят различные чудеса, особенно в ночь Нового Года. А Дедушка Мороз остаётся неизменным гостем этого праздника, мы все его ждём. Учащиеся размышляют, отвечают на вопросы учителя; наблюдают за «словом», за развитием сюжета; анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста. Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста. Познавательные:

• Осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков.

Коммуникативные:

• Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;

• Обосновывать своё мнение.

4. Работа учащихся в микрогруппах

Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.

- Ребята, я предлагаю вам выполнить задания. Для этого нам нужно объединиться в группы по 3 человека.

Карточка 1

Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени зайцев, используя предложенные ниже слова.

В январе всегда очень холодно! Мы гуляли и вдруг увидели стаю злых голодных волков. Нужно было скорее прятаться! Увидели мы ёлку и решили притвориться елочными игрушками в надежде, что волки поверят.

Карточка 2

Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени волка, используя предложенные ниже слова.

Зима – очень голодное и холодное время для волков. Ходим мы по всему лесу, чтобы поймать хотя бы одного зайца. Услышал я шум около ёлки, обрадовался, что это заяц. Оказалось, что просто ёлка стоит наряженная, потому что начало января. Эх…

Карточка 3

Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени ёлки, используя предложенные ниже слова.

Ой, холодно в январе. Иногда приходит Дедушка Мороз, укрывает меня снежными сугробами. Вокруг всё время бегают то зайцы, то волки.

Карточка 4

Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени Дедушки Мороза, используя предложенные ниже слова.

Люблю я январь! Такой морозец на улице, аж трещит всё. После Нового Года много работы в лесу. Хожу, охраняю я берёзы, ёлки, укрываю их снегом, инеем.

Карточка 5

Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени берёз, используя предложенные ниже слова.

Холодно в лесу зимой, особенно в январе! Вот у ёлки хоть иголки есть, а у нас одни тонкие веточки. К нам Дедушка Мороз часто приходит, укрывает нас, а мы ему очень благодарны.

Представление работ. Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания предложенного задания, его представления, защиты и т. д. Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор, формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике. Познавательные:

Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект.

Коммуникативные:

• Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности;

• Работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы.

Регулятивные:

• Учатся вносить коррективы;

• Принимают и сохраняют учебную задачу.

IV. Подведение итога урока. (слайд 26-27)

Обобщить и закрепить полученные школьниками знания.

- Стихотворение, каких поэтов мы сегодня читали?

- Что вы можете сказать об Агнии Барто?

- Понравилось ли вам стихотворения? Что хотели нам передать авторы с помощью этих стихотворений?

- Какие строчки больше всего вам понравились? Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно прочитанного произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы. Коммуникативные:

• Учатся оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

• Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические

рассуждения.

V. Рефлексия метод «Микрофон» (слайд 26 – 27)

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

- Я предлагаю вам оценить свою работу.

Я узнал…

Мне было интересно, что…

Я запомнил, что… Учащиеся анализируют степень плодотворности урока. Личностные:

• Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

VI. Домашнее задание

Выразительно читать стихотворения, нарисовать рисунок к

произведению по выбору

Приложение

Рассказ о творчестве А. Л. Барто

• Во время Великой Отечественной войны семью Агнии Барто эвакуировали в Свердловск. Там ей пришлось освоить профессию токаря. Она работала наравне с теми, кто давно уже стоял у станка. За трудовые подвиги во время войны ей была присвоена премия. Но Барто отказалась от денег, пожертвовав их на строительство танка.

• В дате рождения Агнии Барто имеется путаница. “Официально” она родилась в 1906 году, но исследователи полагают, что это произошло двумя годами позже. Путаница возникла из-за того, что Барто, рано познавшая нужду и голод, хотела устроиться на работу, но ей для этого “не хватало” пары лет. Поэтому она подделала свои метрики.

• Многие стихи Агния Львовна посвятила дочери Татьяне. А с появлением внука Володи написала ряд стихотворений : "Вовка — добрая душа".

• Во время Великой Отечественной войны семья Агнии Львовны обосновалась в Свердловске. Она работала токарем на заводе. В 1942 году ушла на фронт фронтовым корреспондентом. В столицу Барто вернулась в 1944-м году.

Стихи Агнии Барто простые, легко запоминающиеся. Не зря Ю. А. Гагарин брал их с собой в космос.

• В 1925 году были опубликованы её первые стихи.

• Агния Львовна Барто вела передачу на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят. Благодаря этой передаче в течение 9 лет воссоединились 927 семей!

Карточка 1

Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени зайцев, используя предложенные ниже слова.

В январе всегда очень холодно! Мы гуляли и вдруг увидели стаю злых голодных волков. Нужно было скорее прятаться! Увидели мы ёлку и решили притвориться елочными игрушками в надежде, что волки поверят.

Карточка 2

Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени волка, используя предложенные ниже слова.

Зима – очень голодное и холодное время для волков. Ходим мы по всему лесу, чтобы поймать хотя бы одного зайца. Услышал я шум около ёлки, обрадовался, что это заяц. Оказалось, что просто ёлка стоит наряженная, потому что начало января. Эх…

Карточка 3

Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени ёлки, используя предложенные ниже слова.

Ой, холодно в январе. Иногда приходит Дедушка Мороз, укрывает меня снежными сугробами. Вокруг всё время бегают то зайцы, то волки.

Карточка 4

Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени Дедушки Мороза, используя предложенные ниже слова.

Люблю я январь! Такой морозец на улице, аж трещит всё. После Нового Года много работы в лесу. Хожу, охраняю я берёзы, ёлки, укрываю их снегом, инеем.

Карточка 5

Вставьте пропущенные слова в рассказ от имени берёз, используя предложенные ниже слова.

Холодно в лесу зимой, особенно в январе! Вот у ёлки хоть иголки есть, а у нас одни тонкие веточки. К нам Дедушка Мороз часто приходит, укрывает нас, а мы ему очень благодарны.

Публикации по теме:

Конкурс чтецов по стихотворениям А. Барто «Игрушки» Цель: Формировать умение выступать перед аудиторией, громко говорить слова, воспитывать желание активно учавствовать в играх, учить повторять.

Конспект НОД по развитию речи и рисованию «Мир игрушек» по стихотворениям А. Барто Ход Воспитатель: Посмотрите, ребята, в окошко на улицу. Какая хорошая погода. Какое время года на улице? Воспитатель: Правильно, весна.

Конспект открытого занятия в первой младшей группе «Игрушки» по стихотворениям А. Л. Барто Открытое занятие в первой младшей группе по стихотворениям А. Л. Барто «Игрушки» Цель: Развивать речевую активность, рассказывать стихи.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Наши игрушки» по стихотворениям А. Л. Барто Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Наши игрушки» По стихам А. Л. Барто. Образовательные области: социально - коммуникативное.

Конспект урока по культуре общения в начальной школе «Приветствие» Конспект занятия в начальной школе о культуре общения «Урок приветствие» Урок «Приветствие» Цель: учить культуре общения Плакат: Не хочешь.

Лэпбук по стихотворениям Агнии Барто «Игрушки»Лэпбук по стихотворениям Агнии Барто «Игрушки» Добрый день, уважаемые коллеги, педагоги, друзья и просто гости моей странички! На нашем любимом сайте маам. ру я также, как и вы знакомлюсь.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «М. М. Зощенко «Великие путешественники» .

Опыт использования конструктора LEGO на уроках литературного чтения в начальной школе Опыт использования конструктора LEGO на уроках литературного чтения в начальной школе Конструктор LEGO на уроках мы начали активно применять.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек» Учитель начальных классов: Зубова Олеся Алексеевна Тема. И. С. Соколов - Микитов " Листопадничек " урок № 2. 17.02.2018 Цель: формирование.

Урок литературного чтения в 4 классе по стихотворению С. Д. Дрожжина «Родине» Цели и задачи урока. 1. Образовательные. Продолжить работу по ознакомлению с поэтическими произведениями о Родине. Познакомить с творчеством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока литературного чтения в начальной школе «Новогодняя сказка» по стихотворениям А. Барто и С. Дрожжина
Опубликовано: 12 сентября 2018 в 14:49
+136Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока литературного чтения в начальной школе «Новогодняя сказка» по стихотворениям А. Барто и С. Дрожжина» (включая файлы) размещена пользователем Винникова Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД