Юлия Владимировна
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе «Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»
▼ Скачать + Заказать документы
Разумова Юлия Владимировна
Урок литературного чтения 3 класс
Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока.
Цели. Виды работы Содержание взаимодействия с учащимися. Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Организационный момент.
Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;
Публикация «Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе „Русская народная сказка „Иван-царевич и серый волк“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). Приветствие
Эмоциональный настрой
Проверка готовности к уроку. - Здравствуйте, дети! Меня зовут Юлия Владимировна. И сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
-Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, вы улыбнётесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе! Я надеюсь, что мы проведем этот урок с пользой для всех нас! А также на протяжении всего урока не забывайте следить за правильностью вашей осанки.
-Проверьте вашу готовность к уроку. У вас на столах должен лежать учебник первая часть, дневник, пенал и раздаточный материал, который понадобится нам позже.
-Присаживайтесь. Начнем урок. Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок
II. Речевая разминка
Цель: подготовить артикуляционный аппарат к чтению. Упражнение в отработке дыхания
(стоя)
Упр. «Одуванчик» - Ребята, давайте проведем дыхательную гимнастику. Дыхательную гимнастику нужно выполнять стоя. Встаньте из-за своих рабочих мест.
-Представьте, что у вас в руках одуванчик, который уже отцвел, и покрыт белыми воздушными пушинками. Сделайте вдох и сдуйте с него все пушинки.
-Сдуйте теперь с трех, таких одуванчиков.
-А теперь представьте, что вы в руках держите 20 таких одуванчиков. Сдуйте все пушинки, чтобы ни одной не осталось.
- Восстанавливаем ровное дыхание, присаживайтесь. Подготавливает учащихся к выполнению упражнения для отработки дыхания; следит за выполнением упражнения. Выполняют упражнения для отработки дыхания; повторяют за педагогом.
Упражнение в отработке дикции
(чтение скороговорок) -Ребята, давайте теперь выполним упражнение для того, чтобы подготовить речевой аппарат к чтению.
Сл. 1
Продаются на рынке рыжики в корзинке.
Грузди, сыроежки продаются в тележке.
-Как вы думаете, что это? (Скороговорка)
-А что такое скороговорка? (Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.)
-Для чего нужны скороговорки? (Скороговорки развивают речь. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной.)
-(Читает учитель, потом читают учащиеся)
-Прочитайте скороговорку медленно. (читает учитель, потом повторяют дети)
- Прочитайте с восклицательной интонацией. (читает учитель, потом повторяют дети)
- Прочитайте, увеличивая темп чтения, прочитайте быстро.
-Молодцы, ребята! Ставит учебную задачу, демонстрирует образцовое чтение скороговорки, следит за правильностью выполнения задания, даёт указания на чтение скороговорки с разной интонацией. Читают скороговорку с различной интонацией и темпом, отвечают на вопросы учителя.
III. Целеполагание.
Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.
Введение в тему урока
(Повторение по теме «Сказки. Типы сказок») Сл. 2
– Ребята, внимательно посмотрите на доску. Что вы видите?
- Перед вами названия произведений, определите какие из них лишние и почему? (на слайде названия литературных и русских народных сказок)
-Сказки народные «Морозко», «Баба-яга», «Иван –царевич и серый волк».
-Авторские сказки «Принцесса на горошине» - Г. Х. Андерсен ; «Сказка о рыбаке и рыбке»-А. С. Пушкин; «Красная шапочка» - Шарл Перро.
-А что такое сказка? (Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил)
- Чем они отличаются от рассказов? (Рассказ — это цепочка правдивых событий, последовательное изложение какого-либо материала.)
-Какие виды сказок вам известны? (Волшебные, о животных, бытовые)
- А на какие еще две группы делятся сказки? (авторские и народные).
- Чем они отличаются друг от друга? (У авторских есть автор, а народные придумал народ)
– Сказки, Наверное, нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят взрослые и дети, потому что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный. Многие говорят, что сказки просты и понятны всем. Суть волшебных сказок – в народных верованиях и обрядах. Сказки читать не только интересно, но и поучительно.
-Вспомните, какие волшебные сказки вы знаете? («Морозко», «Летучий корабль», «Царевна – лягушка»)
– А почему они называются волшебными? (Волшебные сказки - это сказки в которых происходят чудеса, волшебство, чародейство. Где в ход событий вмешиваются сверхъестественные силы природы или персонажи наделенные магическими, сверхъестественными способностями, способный творить волшебство, чародейство). Формулирует учебную задачу, повторяет ранее изученный материал, корректирует ответы учащихся. Воспринимают учебную задачу учителя; отвечают на опросы; называют типы сказок; определяют тип сказки.
Определение темы урока - Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой «Иван Царевич и Серый волк»
Какие задачи должны решить на уроке? (характеризовать персонажей сказки; называть волшебные предметы, встречающиеся в сказке; определять основные черты характера героев)
- Что нужно делать, чтобы достигнуть поставленной цели? (Быть внимательными, слушать учителя, активно работать на уроке) Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи Формулируют тему и задачи урока под руководством учителя.
IV. Изучение нового материала.
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и усвоение изучаемого материала.
Словарная работа
«Определение значения слов по контексту»
- Сейчас вы прослушаете сказку, но по ходу чтения вам встретятся слова, которые могут быть вам непонятны. Давайте вместе разберем данные слова, объясним их лексическое значение.
(на слайде предложения с этими словами)
- Читайте предложение, объясняйте лексическое значение выделенного слова.
СЛ. 2-3
1. Посылает он туда караулы.
Караулы - воинское подразделение, несущее охрану кого- или чего-либо.
2. Никакие караулы не могут уследить похитника.
Похитник — похититель.
3. Как его сон задолит, он росой с травы умоется, сон и прочь с глаз.
Задолит — одолеет.
4. Иван Царевич перелез в крепость, там все сторожа спят,зашел на конюшню, поймал коня златогривого, да позарился на уздечку- она золотом, дорогими камнями убрана.
Позарился — зариться — смотреть на кого-, что-либо с завистью, желать получить для себя.
5. Гуляла,гуляла и только приотстала от мамушек и нянюшек,серый волк ухватил Елену Прекрасную, перекинул через спину- и наутек.
Наутёк — бегом (спасаясь от кого-либо). Создает речевую ситуацию, знакомит учащихся со словами, требующими объяснения, объясняет их лексическое значение, проверяет уровень усвоения информации. Воспринимают учебную задачу, слушают учителя, высказывают свои предположения, запоминают значения сложных слов.
Первичное восприятие текста
(читает учитель) - Итак, ребята, сейчас вы прослушаете сказку «Иван Царевич и Серый волк», и попробуете ответить на вопрос, какая беда приключилась с царем. Осуществляет первичное восприятие произведения, читает текст сказки с целевой установкой. Слушают чтение учителя, воспринимают художественное произведение на слух.
Проверка первичного восприятия
-Так что же произошло в сказке? Какая беда приключилась? (Стал кто - то царский сад посещать, золотые яблоки воровать.)
-О чем говорится в сказке, которую вы услышали? (в сказке говорится о том, что сыновья царя искали Жар-Птицу)
Понравилась ли вам эта сказка?
- Назовите главных героев сказки? (Главными героями сказки являются Иван-Царевич и Серый волк)
- Какой выход из ситуации придумали герои сказки? (Герои сказки стали караулить сад, чтобы найти похитника)
-Кто нашел похитника? (младший сын царя Иван Царевич нашел похитника)
- Кто оказался похитником? (похитником оказалась Жар- Птица) Выявляет уровень эмоционального воздействия на слушателей, задает вопросы по прочитанному. Отвечают на поставленные учителем вопросы, делятся впечатлениями об услышанном.
ФИЗМИНУТКА -Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, (топают ногами)
Ручками похлопали. (хлопают руками)
Покрутились, повертелись (крутятся, вертятся)
И за парты все уселись. (садятся за парты)
Глазки крепко закрываем, (закрывают глаза)
Дружно до 5 считаем. (считают до 5)
Открываем, поморгаем (открывают глаза и моргаю)
И работать продолжаем. Осуществляет профилактику переутомления на уроке, показывает образец выполнения упражнений. Выполняют упражнения вместе с учителем
Повторное чтение и анализ произведения
(под руководством учителя)
Выборочное чтение. - Ребята, а сейчас мы прочитаем первую часть сказки.
-Вчитываемся внимательно в текст, чтобы вы могли ответить на мои вопросы.
(чтение первой части)
- С чего начинается сказка? Прочитайте эти строки. (Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.)
- Как называется этот прием в сказке? (Зачин.)
-Какое богатство было у царя? (в сказке у царя был сад)
-Что росло в саду у царя? (в саду росли золотые яблоки)
- Почему братья решили караулить сад с золотыми яблоками? Найдите и прочитайте эти строчки в тексте. (Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать.)
- Кто же воровал яблоки из сада? (Яблоки из сада воровала Жар-птица.)
- Что можно сказать о братьях-царевичах? Какие они? Как они относятся к отцу? (Все три брата любили отца, относились к нему с уважением. Они утешали его, когда он затосковал из-за вора в саду.)
- Как они повели себя, когда он отправил их за Жар-птицей? (Они поклонились ему и отправились в путь-дорогу.)
-Почему старший брат не поймал вора? (брат припал на мягкую траву и уснул)
-Правду ли сказал старший сын отцу? (нет, старший сын сказал неправду)
- Кто из братьев самый ответственный? Почему? (Самый ответственный из них был Иван. Когда он стерег сад, то боялся даже присесть, не то что прилечь, чтобы не уснуть.)
-Удалось ли младшему сыну поймать вора? Найдите ответ в тексте сказки. (Нет. Дорогой батюшка, поймать не поймал, а проследил, кто наш сад разоряет. Вот от похитника память вам принес)
- Чему учит это произведение? (Это произведение учит доброте; принуждает к честности, взаимопомощи. Сказка учит помогать тем, кто когда-то помог тебе. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не быть ленивым.) Формулирует учебную задачу, контролирует правильность и полноту ответов, формулирует вопросы и задания, побуждает учащихся к вдумчивому чтению, дополняет ответы учащихся. Читают первую часть сказки, отвечают на вопросы учителя, объясняют мотивы поведения героев, осуществляют выборочное чтение, формулируют выводы
V. Закрепление изученного материала
Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые необходимы им для самостоятельной работы.
Работа с репродукцией картины В. Васнецова Сл. 4
-А теперь обратите внимание на слайд, перед вами репродукция картины В. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке».
– Какой сюжет из сказки изображен на картине? (когда Иван- царевич везет на волке Елену Прекрасную)
-Найдите в тексте сказки отрывок, который иллюстрирует картину. (Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой - синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает.)
– Каким изображен Иван? (счастливый)
– Какова Елена Прекрасная? (счастливая, спокойная)
– Какие чувства испытываете вы, глядя на картину? (Природа неотделима от судьбы героев. В одной картине призадумался густой лес, притих; а в другой лес дремучий, сказочный.)
Сл. 5
– А вот другая картина, посмотрите, как другой художник – И. Билибин – изобразил эти же события.
-Рассмотрите репродукцию картины И. Билибина «Иван-царевич и Серый Волк».
-Какой сюжет изображен на картине? (Иван-Царевич возвращается домой с Еленой Прекрасной и жар-птицей)
-Найдите в тексте сказки отрывок, который иллюстрирует картину. (Сел на златогривого коня, и опять поехали они с Еленой Прекрасной, с Жар-птицей. Доехал он до своих краев, вздумалось ему пополдневать. Было у него с собой немного хлебушка. Ну, они поели, ключевой воды попили и легли отдыхать.)
– Чем похожи обе картины?
– Каким настроением они проникнуты? Организует работу по репродукциям картин; формулирует вопросы; соотносит с текстом произведения, организует работу по развитию речи учащихся. Рассматривают репродукции картин, отвечают на вопросы, соотносят с текстом сказки, приводят примеры из текста, осуществляют выборочное чтение.
VI. Итог урока
Цель: обобщить знания учащихся, дать качественную оценку работы класса. Обобщающая беседа -Какие задачи ставили в начале урока? (характеризовать персонажей сказки; называть волшебные предметы, встречающиеся в сказке; определять основные черты характера героев).
-Все ли задачи мы решили на этом уроке? (ответы учеников)
- С каким литературным произведением мы познакомились на уроке? А есть ли у данной сказки автор? (сказка «Иван Царевич и Серый волк». Это русская народная сказка)
- Чему учит это произведение?
-Сказка «Иван Царевич и Серый волк» учит нас, что долг платежом красен. Серый волк сполна отплатил Ивану за погубленного коня. И нового коня помог добыть, и красавицу-жену приобрести и Жар-птицу для отца, царя Берендея. Организация деятельности учащихся по проверке усвоения изученного материала, выявление недостатков знания учащихся. Открыто осмысливают свою деятельность на уроке, отвечают на вопросы учителя.
Домашнее задание
- Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Дома вам необходимо прочитать сказку «Иван царевич и серый волк» со страницы с 28-ой по 32-ую. Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Усваивают необходимые и достаточные условия для успешного выполнения домашнего задания.
Рефлексия. Выставление оценок. - На столах у вас лежат карточки, в которых вам нужно подчеркнуть фразы, характеризующие вашу работу на уроке по трем направлениям.
Урок Я на уроке Итог
1. Интересно
2. Скучно
3. Безразлично 1. Работал
2. Отдыхал
3. Помогал другим 1. Понял материал
2. Узнал больше, чем знал
3. Не понял
- А теперь покажите свои листочки, кто работал, кому было интересно, и понял материал. Рефлексия деятельности учащихся на уроке. Оценивают свою работу на уроке. Отвечают на вопросы учителя.