Юлия Пономарева
Конспект занятия «Дифференциация звуков [ж]-[ш]» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Дифференциация звуков [ж] — [ш]»
Цель: «Учить проводить дифференциации звуков [ж] и [ш] в ряде звуков, слогах, словах».
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование умения дифференцировать звуки [ж] и [ш].
2. Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков [ж] и [ш] в ряде звуков, слогах, словах.
3. Формировать правильное произношение звуков [ж] и [ш] в ряде звуков, слогах, словах.
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [ж]-[ш]“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
4. Формировать умение определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки звуко - слогового анализа.
Коррекционные:
1. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [ж] и [ш].
2. Учить сравнивать звуки [ж] и [ш].
3. Учить дифференциации звуков [ж] и [ш]в ряде звуков, слогах, словах, чистоговорках.
4. Учить выразительно, исполнять стихотворение, интонационно передавать разнообразие его звучания, пользоваться естественными паузами, ударениями, передавать своё отношение к содержанию.
5. Учить расслаблению мышц речевого аппарата.
6. Учить правильному речевому дыханию, произнесению отдельных звуков, слогов, слов.
Воспитательные:
1. Воспитывать положительное отношение, интерес и желание к изучению нового материала.
2. Воспитывать умения слушать и выполнять инструкции.
3. Воспитывать желание активно работать на занятии.
3. Воспитывать любовь к родному языку.
Этапы Ход занятия
Деятельность логопеда Деятельность детей
1. Организационный момент Здравствуй!
Упражнение «Доброе утро»
(Шепотом, зевая, обычно, медленно, сказать приветствие «доброе утро»).
Выполняет задание
Снятие мышечного и эмоционального напряжения Упражнение «Волшебный весенний сон» (лежа на ковре)
(Тихо звучит музыка Джеймса Ласта «Одинокий пастух»).
Ты волнуешься? Чтобы наше волнение и тревога прошли, мы погрузимся в волшебный весенний сон».
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…
И послушный мой язык
Быть расслабленным привык…
Дышится легко, ровно, глубоко.
(Пауза)
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать… (встать)
Потянуться, улыбнуться… Выполняет задание
2. Основная часть
Сообщение темы Послушай внимательно стихотворение:
Дождик вылился из тучки,
Вымыл ёжику колючки,
Ёж доволен, сыт, умыт,
На кроватке сладко спит.
- Откуда взялся дождик?
- Что сделал дождик?
-Что чувствует ёжик?
- Что делает ёжик?
(Следить за тем, чтобы ребёнок отвечал строчками из стихотворения.
Обратить внимание на то, чтобы ребёнок выделял интонационно звук [ж] в стихотворении).
Вспомни, какой звук выделял?
Молодец, сегодня бы будем работать со звуками [ж] и [ш].
Отвечает на вопрос
Упражнение на расслабление, снятия, мышечного тонуса Упражнение «Деревья шумят» Повторяй за мной: Деревья «шумят» — поднять руки над головой и помахать ими в обе стороны. (под музыку)
Выполняет действия
Развитие фонематического слуха. Сравнение артикуляции (общее и различие) Дидактическое упражнение «Узнай по описанию».
Отгадай по артикуляции, что это за звук. (Логопед показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [ш] : губы округлены и слегка вытянуты вперёд, широкий язык наверху, образует «чашечку», тёплая воздушная струя идёт по центру язычка горлышко молчит). - Повтори, пожалуйста, и произнеси звук.
- Что это за звук?
- Какой он?
(Логопед показывает артикуляцию звука [ж] : губы округлены и слегка вытянуты вперёд, широкий язык наверху, образует «чашечку» тёплая воздушная струя идёт по центру язычка горлышко работает.
- Повтори за мой и произнеси звук.
- Что это за звук?
- Какой он?
Отвечает
Дифференциация звуков [ж] и [ш].
Дидактическое упражнение «хлопни в ладоши».
- Я буду произносить звуки, а ты слушай. Когда услышишь звук [ж], хлопни в ладоши.
Ж, ш, ш, п, ф, ж, ш, ж, м, ш.
- Теперь, я буду произносить слоги, а ты слушай. Когда услышишь в слоге звук [ж], хлопни в ладоши.
Жа, ша, со, шо, жи, пи, ме, жу.
- А теперь я буду произносить слова, а ты слушай. Когда услышишь звук [ж], хлопни в ладоши.
Нора, шуба, кошка, ёжик, миска.
- Сейчас я буду произносить звуки, а ты слушай. Когда услышишь звук [ш], хлопни в ладоши.
Ж, ш, ш, п, ф, ж, ш, ж, м, ш.
- Теперь, я буду произносить слоги, а ты слушай. Когда услышишь в слоге звук [ш], хлопни в ладоши.
Жа, ша, со, шо, жи, пи, ме, жу.
- А теперь я буду произносить слова, а ты слушай. Когда услышишь звук [ш], хлопни в ладоши.
Пышка, мишка, жаба, нос, миска
Игра «Наоборот».
- Я буду произносить слоги со звуком [ш], а ты наоборот со звуком [ж]
Ша -
Ши-
Шу –
А теперь, я буду произносить слоги со звуком [ж], а ты наоборот со звуком [ш]
Жо -
Жы-
Же –
Повторение серии слогов:
Жа-ша-жа,
Жа-жа-ша,
Ша-жа-жа,
Закончи слово слогом ши или жи:
ГРУ….(ши)
Лу….(жи).,
Лы (жи,
У (ши,
У (жи,
Ер (ши,
Экипа (ж)
Камы (ш)
Пары слов.
- Назови те звуки в парах слов, которыми слова отличаются друг от друга:
ЖАР — ШАР
ЖАЛЬ – ШАЛЬ
ЖАРИТЬ – ШАРИТЬ
Разложи картинки.
- Разложи картинки в две коробки:
- Предметы, в названии которых есть звук [ш] положи в желтую коробку, а предметы в названии которых есть звук [ж] в красную коробку.
Лыжи, чашка, ручка, карандаш, ёж, кукла, гриб, миска, шляпа, жираф, подушка, пижама, ваза.
Я назову слово целиком, а ты называет его по звукам.
ЖАБА
КОШКА
ЛЫЖИ
МЫШКА
Чистоговорки.
Чистоговорки на звуки [ж] и [ш].
Учить при произнесении последнего слога интонационно выделять звук [ж] и [ш].
Ши — ши – ши, что шепчут камыши.
Ша – ша – ша, это утка, выходи из камыша.
Ше — ше – ше, нет уж утки в камыше.
Жа – жа – жа, есть иголки у ежа.
Жу – жу –жу, как–то уж пришёл к ежу.
Жи – жи – жи, мне ежаток покажи…
Выполняет
Жа
Жи
Жу
Шо
Шы
Ше
Повторяет
Заканчивает слово подходящим слогом
Отвечает
Раскладывает картинки.
Называет слово по звукам
Повторяет за логопедом
Развитие речевого дыхания (по методике А. Н. Стрельниковой) Давай немного отдохнем и подышим.
Упражнение «Насос».
Наклониться с опущенными вниз руками.
Сделать восемь вдохов.
При выдохе возвращаться в положение стоя.
Перерыв около трёх секунд.
Повтор 12 раз. Выполняет действия
Автоматизация звуков[ж] и [ш]. Игра «Звуковой лабиринт».
Сделай вдох, четко прочитай букву и назови предмет, нарисованный на картинке.
( С: сом, сова; З: заяц, коза; Ш: шишка, кошка; Ж: жук, жираф; Ч: чайка, бочка; Ц: цапля, цветок; Щ: щенок, щавель).
Дидактическое упражнение «Подари Жанне подарок».
- Давай с тобой подарим Жанне подарки на звук [ж] в начале слова, и на звук [ш] в середине слова.
- Я подарю Жанне: жука, жабу, жёлудь, жаворонка, мышку, мишку, кошку, лошадку.
Выполняет задание
Итог - Чем мы сегодня занимались?
- Умничка, молодец! Ответ ребенка