Светлана Лушняк
Автоматизация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время коллеги логопеды дошкольных образовательных организаций отмечают неуклонный рост детей, имеющих речевые нарушения. Особенно беспокоит, что у большого количества детей нарушения речи вызваны дизартрией (изменение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы, что затрудняет работу по постановке, автоматизации и введению звуков в речь.
Повышение эффективности коррекционно логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом «дизартрия» является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии
Публикация «Автоматизация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции» размещена в разделах
Одна из отличительных особенностей дизартрии — нарушение четкости кине-стетических ощущений, поэтому ребенок не воспринимает состояние напряженно-сти или, наоборот, расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или правильность артикуляционных укладов (Волкова Л. С, Селиверстова В. И., 1997). Отсюда трудности в выработке артикуляционных поз и соответственно в звукопостановке и автоматизации.
Традиционные методы и приёмы по устранению речевых нарушений, которые показывают эффективность при устранении речевых нарушений у детей без дизар-трии, малоэффективны для дизартриков. Коррекционная работа требует большого количества времени, которого зачастую не хватает нам дошкольным логопедам, и дети с речевыми нарушениями идут в школы, увеличивая число учащихся с дисграфией, дислексией.
У меня возникла необходимость решить эту проблему и разработать такой комплекс упражнений по автоматизации, который позволил бы ввести корригируемые звуки в речь более эффективно. Я взяла за основу комплексы специальные упражнения, усиливающие кинестетические ощущения на основе проговаривания чистоговорок с применением тактильных средств, разработанные А. С. Филевой.
В их основу вошли научные исследования о доминирующей роли руки, артикуляционного аппарата в произвольной моторной организации речи. В двигательной и чувствительной проекции коры головного мозга, зоны пальцев рук и артикуляционного аппарата занимают значительное место и расположены рядом. Утрированная артикуляция звуков способствует подаче более четких кинестезии в кору головного мозга, а движения пальцев руки подкрепляют моторные образы звуков, приводя большую часть коры головного мозга в возбужденное состояние, что способствует их запоминанию и впоследствии — воспроизведению.
Эффективности применения чистоговорок по автоматизации звуков с исполь-зованием тактильно-кинестетической стимуляции у дошкольников с дизартрией способствовало условное тактильное ощущение, которое дается на корригируемый звук.
Так, например, для свистящих звуков я использую чурбачки, веточки, палочки; для звуков [ш], [ж] — шишки, для звука [ч] — песок, для звука [щ] — цельно зерновые крупы; для звуков [л], [л’] — фасоль, а для звуков [р], [р’] — мелкие ракушки,камешки с шероховатой поверхностью.
По желанию можно использовать разнообразный материал.
Работа при автоматизации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции ведется в традиционном порядке. Речевой материал чистоговорок мож-но использовать на всех этапах автоматизации. Дети с удовольствием выполняют данные упражнения.
Необходимо отметить, что тактильная стимуляция может использоваться только с момента, когда нарушенный звук исправлен на изолированном уровне.
Отметим следующие этапы автоматизации звуков
• Изолированное проговаривание звука : логопед предлагает ребенку прого-варивать звук с применением природного материала.
• Автоматизация в слогах : на начальном этапе ребенок проговаривает только слоги, используя тактильную стимуляцию, затем взрослый начинает чистоговорку, а ребенок договаривает слоги, чтобы получилась рифма, либо ребенок начинает проговаривать слоги чистоговорки, а взрослый договаривает.
• Автоматизация звука в предложении : речевой материал чистоговорок может использоваться для составления предложений. Кроме того, для составления предложений могут быть использованы следующие приемы : ответы на вопросы, составление предложения по демонстрируемому действию или по картинке, составление предложений в играх-драматизациях, по проблемным ситуациям и т. д. Акцентировать внимание на том, что при проговаривании слов в предложении с автоматизируемым звуком используем тактильные упражнения.
• Автоматизация звука в чистоговорках и стихах: можно использовать, как
готовые чистоговорки с предложенными комплексами упражнений, так и чисто-
говорки с договариванием или незаконченные чистоговорки с использованием названий предметов, животных, имен собственных и т. д.
• Автоматизация звуков в коротких, затем длинных рассказах: работа ведется по тому же принципу, как и при автоматизации звуков в предложениях — проговаривание с одновременной тактильной стимуляцией
• Автоматизация звуков в разговорной речи.
Необходимо подчеркнуть, что на следующем этапе работы — дифференциро-ванном — также целесообразно использовать тактильные стимуляторы.
Так, например, для дифференциации свистящих и шипящих ребенку предлагается в одну руку взять чурбачок (звук [с], а в другую — шишку (звук [ш]) и выполнять произнесение смешиваемых звуков, нажимая по очереди на каждый раздражитель. Тем самым воздействуя на речеслуховой и речедвигательный анализаторы.
Данные упражнения, могут варьироваться логопедом в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Помимо автоматизации звуков упражнения развивают тактильную чувствительность, усиливают кинестетические ощущения, совершенствуют мелкую моторику.