Базарова Наталия
Тексты цепной структуры в процессе развития связной повествовательной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тексты цепной структуры в процессе развития связной повествовательной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи 5 – 7 лет.
При ознакомлении детей с правилами строения рассказа педагоги используют небольшие по объему повествовательные тексты цепной структуры. Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в указанном типе рассказа принята денотативно-графическая схема в виде предметно-подстановочной таблицы. Таблица представляет собой ряд горизонтальных строчек - предложений, каждая из которых обозначает отдельную мысль. Квадратами в таблице обозначены предметные компоненты мысли: субъект и объект. Они заполняются предметными картинками. Стрелкой обозначен предикат, выраженный глагольным словом.
Публикация «Тексты цепной структуры в процессе развития связной повествовательной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи 5–7 лет» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Общая рамка указывает на подчиненность плана раскрытию единой темы сообщения.
Применение предметно-подстановочной таблицы позволяет реально
показать детям принципы одинакового смыслового строения всех предложений рассказа: на первом месте - обозначение предмета (денотата, на втором - действие, на третьем - снова обозначение, но уже нового предмета сообщения. Способ графической записи позволяет наглядно продемонстрировать основное правило смыслового соединения предложений в повествовательном рассказе, через повтор предметных значений. Применяются специально подобранные или адаптированные рассказы с «твердым» типом межфразовой связи, выраженной лексическим повтором.
«Для милой мамочки»
Оле купили пластилин.
Из пластилина Оля слепила уточку.
Уточку она подарила маме.
Мама поцеловала Олю.
«Строитель»
Вове подарили большую машину.
На машине он везёт кубики.
Из кубиков Вова построит дом.
В доме будут жить его игрушки.
«Белка – проказница»
Зайчик сидел под ёлкой.
С ёлки на него глядела белка.
Белка бросила в зайку шишку.
Шишка попала зайке в лоб.
Лоб болит у зайки.
«Запасливый ёж»
В лесу живёт ёж.
Ёж ночью ходит в сад.
В саду растут яблоки.
Яблоки ёж накалывает на иголки.
На иголках он носит их в свою норку.
В норке у ежа хранятся запасы.
«Как дети ходили на рыбалку»
Дети взяли удочку.
С удочками они пошли на речку.
На речке дети поймали большую щуку.
Щуку они положили в ведро.
Ведро со щукой дети принесли домой.
Дома мама сварила из щуки уху.
Уху ели все дети.