Татьяна Прасолова
Технология «Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность – как метод развития речевой активности у детей раннего возраста
“Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции, и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи”.
Л. С. Выготский
Пояснительная записка
Публикация «Технология „Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная деятельность в детском саду — это возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.
Театральная игра - самый актуальный и наиболее оптимальный вид игры в детском возрасте. Участвуя в театральной игре, дети познают окружающий мир через образы, краски, звуки.
Театральная игра развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать, сопереживать персонажам.
Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей. Ребенок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам.
Театральная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков благодаря тому, что литературные произведения для детей имеют нравственную направленность (воспитывают доброту, дружбу и другие качества).
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются : разнообразие и содержательность тематики соответствующая данному возрасту; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т. е. во все формы организации педагогического процесса; формирование интереса, к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности; взаимодействие детей с взрослыми.
С помощью театрализованной деятельности малыши учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами - игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику, учатся сочувствовать, отличать хорошее от плохого.
Театрализованная деятельность у детей раннего возраста формируется постепенно. Наша задача взрослых - вовремя создать условия для её появления и развития.
Использую театрализацию в разных видах деятельности педагогического процесса: в режимных моментах, например, в воспитании КГН персонаж - кукла покажет, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем; во время еды к ним в гости приходит Машенька из театра «Живая рука» и показать, как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой; перед сном споёт колыбельную.
Использовала персонажи - игрушки в адаптационный период, куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции
Также использую персонажи - игрушки, как сюрпризные моменты во время занятий; для организации сюжетно - ролевых, подвижных игр.
Разыгрываем для детей небольшие кукольные спектакли, инсценировки, игры с элементами театрализации, стараемся вызвать у детей желание включаться в спектакль (например, поют вместе с Колобком его песенку, заканчивают фразу персонажа «Я мышка -норушка», дети после представлений берут кукол- артистов, рассматривают, играют с ними.
Так, незаметно для себя, малыши включаются в театральную игру, т. е. от наблюдения за постановкой взрослого к самостоятельной игровой деятельности.
Театральная игра способствует развитию таких качеств личности: как наблюдательность, самостоятельность, выдержка, развитие фантазии, воображения, коммуникативные навыки.
Самым любимым театром для наших детей стал настольный театр. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками - персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (колобок, заяц, лиса и т. д., пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы (Колобок, я тебя съем).
Однако, дети в этом возрасте не могут развить и обыграть весь сюжет, так как не достаточен опыт игровых действий. Для расширения игрового опыта я использую индивидуальную работу с детьми, знакомлю детей с разнообразными видами театров, также разыгрывая небольшие представления. Это и театр «Живая рука».
Пальчиковый театр. Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, т. е развивается мелкая моторика, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, воображение, учится передавать настроение и характер персонажа.
Театр бибабо. После представления даём возможность детям пообщаться с куклами, куклы хвалят их за то, что они внимательно слушали и смотрели, интерес детей к куклам после этого не угасает, дети с удовольствием продолжают играть с ними. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом; играть дружно, не ссориться, полюбившиеся персонажи брать по очереди.
Театр «Варежка». Надев на руку варежку - персонаж ребёнок пытается словом, интонацией, выражением лица, жестикуляцией оживить его, дать ему настроение, характер (медведь сердится; бабушка с дедушкой обрадовались, увидев внучку).
Занятия театрализованной деятельностью активизируют творческие задатки детей, формируют способности, приучают к проявлению самостоятельности. А самое главное -навыки, полученные в театрализованных играх, дети могут использовать в повседневной жизни.
Актуальность
Большую тревогу среди педагогов вызывают проблемы связанные с развитием речи у детей. Нарушения речи у детей до 3-х лет, по степени распространенности, занимает третье место, относительно других нарушений (примерно 20%).
Не многие понимают, что речь представляет собой сложный психолингвистический процесс. Это одна из высших психических функций организма.
Речь, не является врожденной способностью, а формируется постепенно. Но предпосылки, необходимые для возникновения и развития речи, все же врожденные.
Развитие общей и мелкой моторики.
Отсутствие дефектов артикуляционного аппарата.
Сохранность анализаторных систем.
Сохранность и зрелость ЦНС, коры головного мозга.
Необходимые условия развития речи у детей
При нормальном развитии, малыши с раннего возраста проявляют большой интерес к речи. Создают новые слова, чувствуют, как смысловую, так и грамматическую сторону языка. Но при нарушении речевого развития, дети достигают лишь определенного уровня. И поэтому, нуждаются в помощи. Им необходимо целенаправленное обучение.
Я считаю, что развивать речь ребёнка, необходимо начинать с самого раннего возраста. Современная педагогика предлагает множество методов и приемов, позволяющих ребенку всесторонне развиваться, и, если необходимо корректировать недостатки в развитии. В 2012-2013 учебном году, работая с детьми третьего года жизни, я столкнулась с этой проблемой. Изучив ее, я решила внедрить в образовательный процесс театральную деятельность - как метод «обучаем играя». В детский сад малыш приходит в возрасте 1.5 лет. Я начала заниматься с детьми в 2013-2014гг. вторя группа раннего развития, и продолжила в 2014-2015гг. первая младшая группа.
В этом возрасте закладывается основа речевых умений, формируется потребность в общении, развиваются голосовые реакции, артикуляционный аппарат, фонематический слух, восприятие и понимание речи взрослого, подражание звукам и словам, запоминание слов, произвольность употребления усваиваемых слов в целях общения.
В этот период очень важно развивать понимание речи, через расширение ориентировки в пространстве. Учить узнавать и называть признаки предметов, героев рассказов, стихов, потешек.
Понимать и соблюдать простейшие правила поведения.
В этот период, я проводила работу по развитию речи - через режимные моменты, самостоятельную игру, занятия с развитием двигательной активности. А также, на занятиях по развитию речи с использованием наглядных средств (с игрушками, изображениями предметов или игрушек на картинках, с иллюстрациями, с театральными пособиями).
Перед детьми группы раннего развития я поставила задачи :
развивать понимания речи,
уметь подражать речи взрослого,
накопить словарь
использовать речь, как средство общения с окружающими.
Главная задача – развитие активной речи (воспроизведение слов и коротких фраз, для свободного общения со взрослыми и детьми. Ребёнок должен уметь задавать вопросы, передавать в нескольких словах, фразах, ранее полученные впечатления.
Для успешного, решения этих задач - рекомендую широко применять театрализованную деятельность
Она является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Развивает : фантазию, воображение, память. Учит доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия «добра и зла». Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу. Все дети любят слушать сказки, но когда сказка оживает, когда герои начинают двигаться и разговаривать - для детей это настоящее чудо!
Цели использования театральной деятельности :
развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности;
обогащение словаря детей, активизация его;
совершенствование диалогической речи, ее грамматический строй;
способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками,
развитие художественного вкуса.
В процессе театрализованных игр :
1. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.
3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, артикуляционного.
4. Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.
5. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
6. Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
7. Развивается выразительная публичная речь, ребенок учится не стесняться присутствия посторонних слушателей.
8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
Развиваясь, в процессе театрализованной игры ребенок постепенно переходит:
- от наблюдения театрализованной постановки взрослого - к самостоятельной игровой деятельности;
- от индивидуальной игры и «игры рядом» - к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
- от имитации действий фольклорных и литературных персонажей - к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.
Следуя принципу «от простого, к сложному», многократно повторяю один и тот же содержательный материал. Пока это произведение не укрепится в памяти малышей. Известно, что детям раннего возраста свойственна инфантильная амнезия. Дети запоминают яркие события, и некоторое время их помнят, а затем воспоминания об этих событиях угасают и стираются из их памяти. Поэтому, я не однократно в течение учебного года обращаюсь к одному и тому же сюжету.
Данное направление осуществляется циклично:
демонстрация сказки;
игра – театрализация;
закрепление изученного материала.
Этот цикл можно применять к любому литературному произведению, соответствующему данному возрасту.
Использовала методы
Демонстрация наглядных средств, беседа, «инструкции к действию», обучение названиям действий в процессе показа. Метод вопросов – и ответов, а также приемы - нацеливающие ребенка на употребление конкретных слов (по образцу). Все это проводила в форме театрализованной игры или с элементами игры, совершенствуя речь малыша.
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речевой активности, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: «учить, играя».
Этапы работы:
подготовка атрибутов;
классификация театрализованных игр;
консультация на тему: “Развитие речи через театрализованную деятельность”.
разработка картотеки;
разучивание текстов, движений, мимики и т. д. ;
показ театрализованных спектаклей и мультфильмов;
разработка сетки занятий по театрализованной деятельности на учебный год;
подведение итогов проделанной работы анализ результатов диагностического исследования.
Комплекс игр, используемых для развития речевой активности в группе раннего развития, с применением театральных атрибутов :
Потешка Кто у нас хороший?
Кукла-марионетка Здравствуй, малыш, я Петрушка!
Игра - инсценировка Солнышко, ведерушко!
Игра развлечение Игры с мягкой говорящей игрушкой Повторять за игрушкой не большие стишки. Понимать и воспроизводить текст.
Потешка Киска- киска – киска брысь…
Дидактическая игра Кто пришел? Кто ушел?
Разучивание А. Барто Идет бычок…
Потешка Водичка, водичка, умой мое личико…
Музыкальная игра Заинька, попляши…
Обучающая игра Как говорят домашние животные Учить звукоподражанию
Потешка Ладушки – ладушки…
Подвижная игра Курочка и цыплята
Музыкальная игра Мишка с куклой
Рассматривание иллюстраций Цыпленок и утенок В. Сутеев Учить соотносить рисунки с текстом.
Чтение Колобок
Разучивание А. Барто Мишка.
Инсценировка (показывает воспитатель) Колобок
Потешка, Стихотворение Е. Благининой Петушок, петушок…
Настольный театр Колобок
Чтение Репка
Потешка Баю-баюшки-баю…
Разучивание А Барто Слон
Игра - инсценировка Мишка косолапый
Чтение Курочка Ряба
Спортивная игра Повторяй за мной…
Просмотр мультфильма Курочка Ряба
Разучивание А. Барто Зайка
Музыкальная игра Да, да, да! Муз. Е. Тиличеевой
Дидактическая игра Вопросник.
Дидактическая игра Репка Вопрос-ответ по иллюстрациям
Игра инсценировка Большие, маленькие ноги
Музыкально – ритмическая игра Бубен наш мышонок взял
Подвижная игра Раздувайся пузырь
Я старалась обогатить не только активный словарь, но и пассивный. Следующими методами и приемами :
• Активный словарь
• Пассивный словарь
• Активная речь ребенка
• Развитие артикуляционного аппарата
• Чтение стихов потешек сказок.
• Развитие общей и мелкой моторики
• Накопление научных знаний
• Эмоциональное развитие
• Развитие познавательной активности
Заключительное слово
На ряду, с театральной деятельностью, постоянно провожу: артикуляционную гимнастику; игры по развитию общей моторики; подвижные игры с речевым сопровождением; логоритмические игры с самомассажем, игры – подражания с речевым сопровождением; пальчиковые игры; игры с различными предметами и материалами (смотри приложение).
Все игры проводятся совместно с воспитателем, ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д.
Все игры, должны помочь ребенку, как можно быстрее адаптироваться в детском саду. Сформировать в детском коллективе радостное настроение и эмоциональный комфорт. Вызвать у детей желание узнавать «новое», и принимать в этом процессе активное участие.
Мои воспитанники – самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют. Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Я стараюсь сделать все, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.