Елена Канакова
Технология развития сенсорных эталонов и РЭМП по средствам использования палочек Кюизенера
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги!
СЛАЙД №1
Представляю вашему вниманию технологию развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений посредством использования палочек Кюизенера.
СЛАЙД №2
Публикация «Технология развития сенсорных эталонов и РЭМП по средствам использования палочек Кюизенера» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами.
С помощью цветных палочек детей легко подвести к осознанию отношений больше-меньше, больше-меньше на., научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению и вычитанию чисел.
Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия как "левое", "длинное", "между", "каждый", "одна из. ", "быть одного и того же цвета", "быть не голубого цвета", "иметь одинаковую длину" и др.
СЛАЙД №3
Игровые задачи для детей 3-4 лет:
«В младшем возрасте на первом этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма.
Упражнение: найди самую длинную полоску, самую короткую, красную и т. д. ; построй дорожку розового цвета, голубого, красного;
Построй заборчик, у кого самый высокий? Самый низкий? Какой выше, розовый или голубой?
Палочки можно использовать в О. Д. по ознакомлению с пространственными отношениями для развития пространственных представлений о направлениях и употребление наречий – справа, слева; предлогов «за», «перед»;
В О. Д. для развития представлений о количестве предметов без использования счета и без установления взаимно однозначного соответствия.
Как только ребенок без ошибок покажет вам все палочки, можете смело приступать учить его считать, т. е. переходите к математике.
СЛАЙД №4
Игровые задачи для детей 4-5 лет:
В среднем возрасте, ребенок учится переводить игру красок в числовые отношения. На этом этапе дети учатся устанавливать соответствие между цветом, длиной и числом.
Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.
Во всех возрастных группах палочки можно использовать в конструировании в качестве материала для выкладывания плоских изображений или объёмных построек, выкладывать из палочек на плоскости поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.
В сюжетно – ролевых играх (в качестве предмета заместителя)
Выложите несколько счетных палочек Кюизенера, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Дети должны догадаться, какая палочка исчезла.
Возьми по одной палочке каждого цвета, поставь их по порядку от низкой, к высокой (в вертикальной плоскости). Рядом составь еще такой же ряд из палочек, но в другом порядке — от длинной палочки к короткой. Теперь из двух рядов сделай один (совместив их, друг с другом). Перечисли цвета палочек слева направо и справа налево.
В О. Д. по РЭЛМ для развития представлений о сериационных отношениях между объектами. Самая большая палочка (красная)- это птичка, которая поет лучше всех, самая маленькая (белая)- птичка, которая поет хуже всех, и т. д.
В О. Д. по РЭМП для освоения детьми счета в пределах десяти.
Белая палочка- 1, розовая – 2, голубая -3 и т. д.
СЛАЙД №5
Игровые задачи для детей 5-7 лет.
Палочки Кюизенера можно использовать в О. Д. по РЭМП для формирования понятия состава числа из 2-х меньших чисел. Например, составили число 5: 4 и 1 (розовая и белая палочка), 3 и 2 (голубая и розовая, и т. д. Для закрепления прямого и обратного счёта; увеличения числа в пределах десяти на единицу;
Возьми самую короткую палочку. Придвинь белые палочки близко друг к другу, чтобы казалось, что это одна палочка. Поищи палочку в наборе, которая была бы точно такой же длины, какую имеют две палочки, сложенные вместе. Розовая палочка — это число "два", потому что она имеет ту же длину, что и две белые (по аналогии вводятся все остальные числа до 10).
Упражнение в игровой форме "Назови число — найди палочку". Ведущий называет число, играющие, находят соответствующую палочку. Затем ведущий, показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает ( например: белая — один, розовая — два, голубая — три, красная— четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.
Упражнение в игровой форме "Найди пару". Варианты:
(1) К цветной цифре (палочке) надо подобрать числовую карточку (число изображено на карточке в виде кружков линейно).
(2) К цветной цифре подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке.
(3) К цветной цифре подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке).
Игры и упражнения с палочками Кюизенера воспитывают у детей настойчивость, целеустремлённость, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребёнка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.