Татьяна Ступникова
Предметно-развивающая среда как средство развития сенсорных эталонов детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплений представлений об окружающем мире, распознавание творческих способностей ребенка.
Публикация «Предметно-развивающая среда как средство развития сенсорных эталонов детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. В своей многовековой практике человечество создало определенные эталоны величины, формы, цветовых тонов. Овладевая этими эталонами, ребенок получает как бы набор мерок, с которыми он может составить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.
Цель сенсорного воспитания - гармоничное развитие детей.
Большое значение для сенсорного развития имеет правильно организованная среда : оборудование групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек и т. п.
Предметная среда помогает нам решать следующие задачи сенсорного воспитания детей :
• создать оптимальные условия для сенсорного воспитания ребенка;
• содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими формы, цвета, фактуры предметов, сделанных из различного материала (дерево, бумага, ткань);
• обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности;
Для решения данных задач придерживаюсь следующих принципов:
• принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
• принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
• принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
• принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики;
• принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей раннего возраста.
При организации предметно – развивающей среды необходимо соблюдение следующих правил:
- используемый материал и игрушки отвечают педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям;
- материал размещен с соблюдением требований по обеспечению охраны жизни и здоровья детей
- комфорт и безопасность.
Современный детский сад — это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Предметная среда создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических игр, материалов, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребёнка.
Среда развития ребенка в детском саду это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит процесс подготовки детей к дальнейшему обучению в школе, но самое главное — «среда обитания» дошкольника, в которой он находится большую часть времени, где может реализовать свои интересы. Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. В группе должны быть любимые мягкие игрушки, лежать удобные подушки-черепашки, которые несут в себе и обучающие функции. Предметы обстановки группы подбираются таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величину, материалов, гармонию окружающего мира. Для развития сенсорных эталонов очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов : испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. Именно на это — следует обращать особое внимание, давая детям соответствующие задания: перенося предметы, почувствовать меру их тяжести, беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру. Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающём.
Среда должна быть обучающей. Прямое обучение не всегда ведёт к осознанию изучаемого содержания и возможности его использования. А детское экспериментирование — один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребёнку взрослыми заранее, а строится самим ребёнком по мере получения всё новых сведений об объекте. Для развё ртывания этой деятельности необходимы материалы: вода, песок, камни, мерные стаканчики, губки, формочки, совочки, трубочки. Желательно в группе организовать центр воды и песка, где малыши могут с удовольствием проводить эксперименты: лить воду, процеживать, переливать через трубочки, пересыпать песок через ситечко. Дети могут изучать свойства воды, песка, камней, играть с ними, проявлять творческие качества, развивать воображение, сенсорные способности, а также мелкую моторику.
В условиях предметно - развивающей среды ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации, ведущая роль в котором отводится воспитателю. Он - образец для подражания, через него происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил. Создавая предметно-развивающую среду в своей группе, старалась сделать ее безопасной, комфортной, наполненной разнообразными стимулами, где каждый ребенок имеет возможность исследовать окружающее самостоятельно или под руководством взрослого.
Кукольный уголок "Семья"
включает кукол, кукольную мебель, постельные принадлежности для кукол, игрушечную посуду, коляски различных цветов, форм и размеров.
Сенсорное развитие - форма в деталях мебели: круг, квадрат, прямоугольник;
- величина предметов : большой, маленький;
- цвет: розовый, голубой, красный, зеленый и т. д.
Уголок природы
включает календарь природы, мини огород, комнатные цветы.
Сенсорное развитие - форма : квадрат, прямоугольник, треугольник, круг;
цвет: белый, зеленый, желтый;
величина предметов : большой, средний, маленький.
Уголок ряжений
включает зеркало, банты, бусы, расческа, головные уборы, шарфы, маски.
Сенсорное развитие - форма : круг, прямоугольник;
цвет: синий, голубой, фиолетовый, белый, красный, розовый, желтый, оранжевый, зеленый и т. д. ;
величина предметов : длинный, короткий, широкий, узкий.
Физкультурный уголок
включает мячи, кегли, игрушки-забавы, кольцебросс, флажки, ленточки на палочках, обручи, скакалки; нестандартное оборудование: ловушки, мягкие мячи, пуговичные коврики, медальки, цветная дорожка "Змейка", ребристый коврик.
Сенсорное развитие - Форма : прямоугольник, круг, квадрат,
треугольник, овал;
цвет: желтый, зеленый, синий, голубой, розовый, серый и т. д;
величина предметов : длинный, короткий, большой, средний, маленький.
Книжный уголок
включает книги по возрасту детей.
Сенсорное развитие - оформление книг, книги " Счет, форма, цвет", "Говорящие цвета".
Дидактический уголок и игровая зона
включает игры и игрушки по возрасту детей.
Сенсорное развитие - игры : "Цвета", " Геометрические формы",
"Шнуровка", "Чей хвост", “Воздушные шары”, “Спрячь мышку”.
Игрушки: пирамидки из колец, цилиндров, " Башня", " Грибочки", матрешки, конструктор " Цветной", "Логика", кубики в картинках, неваляшки, музыкальный коврик "Транспорт", ксилофон, синтезатор, бубны, погремушки, колокольчик, дидактическая игрушка "Ведерко", "Логический куб".
Зона отдыха
Сенсорное развитие - цвет : красный, желтый, синий, голубой, зеленый;
форма: шар, куб;
величина предметов : меньше - больше.
Музыкально – театральный центр.
включает набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, металлофон, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.); музыкальные дидактические игры; театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.); театр, готовые костюмы, маски для постановки сказок, самодельные костюмы;
Сенсорное развитие - форма : круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, цилиндр;
- величина предметов : большой, средний, маленький;
- цвет: розовый, голубой, красный, зеленый, жёлтый, синий и т. д.
Уголок изобразительной деятельности.
включает разнообразие изобразительных средств, материалов и оборудования для организации различных видов творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация);
Сенсорное развитие - Форма : прямоугольник, круг, квадрат,
треугольник, овал;
цвет: желтый, зеленый, синий, красный и т. д;
величина предметов : длинный, короткий, большой, маленький.
Созданная предметно-развивающая среда для формирования сенсорных эталонов, знание особенностей психического развития детей дошкольного возраста, позволяют мне успешно проводить работу по развитию восприятия окружающего мира.