Елена Савыкова
Технология проектирования как способ формирования предпосылок экологического сознания у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Технология проектирования как способ формирования предпосылок
экологического сознания у детей раннего возраста»
Актуальность данной методической разработки очевидна, так как предпосылки экологического сознания закладываются в раннем возрасте, и было бы целесообразно совместить практическую и теоретическую деятельность, тем самым предоставить возможность малышам закрепить в сознании полученные знания.
Публикация «Технология проектирования как способ формирования предпосылок экологического сознания у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Для организации работы в данном направлении был выбран метод проектов, который стал ведущим подходом при планировании экологического воспитания в соответствии с программными требованиями.
Метод проектов в работе с детьми раннего возраста – оптимальный инновационный и перспективный метод.
Разработка методических рекомендаций и системы проектов экологического содержания для детей раннего возраста позволит более детально подойти к организации практической деятельности в данном направлении.
Внедряя в работу с детьми раннего возраста метод проектов, можно получить качественно новые результаты в имеющихся условиях.
С введением ФГОС ДО появилась возможность подойти к этой проблеме более детально, используя типовые документы как основу для разработки собственных.
Организация работы по данному направлению предполагает изучение и внедрение технологии проектирования в экологическое воспитание детей раннего возраста, защиту и презентацию проектов, привлечение узких специалистов (музыкальный руководитель, родителей в данный процесс.
Внедрение в практику данного метода:
изменить позицию педагогов к организации экологического воспитания детей раннего возраста, сформировать коллектив единомышленников через совместное проживание и обсуждение тем проектов;
предоставит возможность участия в проектах малышам в соответствии с их возможностями;
сформировать у воспитанников предпосылки экологического сознания, желание любить и оберегать природу, быть наблюдательными, общительными, действовать совместно с другими детьми и взрослыми.
поможет родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей.
Организация работы обеспечивает реализацию по 3 блокам
1. Аналитический блок
Уровень участия детей в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей детей : в раннем возрасте малыши в основном наблюдают за деятельностью взрослого.
На начальном этапе работы над проектами необходимо использовать методы педагогического наблюдения и диагностики, выявить проблему, что детям уже известно, что их особенно интересует, что наиболее понятно и близко.
Результаты, педагогического наблюдения показали большой интерес детей к природному окружению – комнатным цветам, овощам и фруктам, домашним животным, объектами живой и неживой природы.
Анкетирование родителей выявило их заинтересованность в познавательном развитии детей на основе ближайшего окружения:
• Все родители дали объяснение что такое «экология»;
• Данная проблема интересует 80% опрошенных
• Все родители любят природу, животных, птиц
• 30% поддерживают проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию
• Только 30% знакомят детей с правилами поведения в природе
• Однако все считают что это нужно делать
Закрепление и расширение знаний, полученных детьми на занятиях по ознакомлению с природой, было выстроено по следующим направлениям деятельности: исследовательская, детское экспериментирование и театрализованная.
Для организации исследовательской деятельности детей педагогам была предложена серия проектов : «Машина корзина», «Деревья», «В гостях у Курочки Рябы», «Дикие животные», «Насекомые и их знакомые», «Стоит на окошке цветок огонёк» (комнатные растения, «Покормим птиц зимой».
Цель работы в рамках данных проектов : расширение знаний детей о пользе овощных культур и фруктов, выращенных в природе человеком; формирование интереса и бережного отношения к живому (растения, животные, птицы и насекомые).
Для экспериментальной деятельности детей предложена серия проектов «Песок – вода», «Бумага - камень», «Воздух – ветер».
Цель работы в рамках данных проектов : развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования.
Практический блок
Для повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросам внедрения в работу с детьми раннего возраста разработанных проектов проведена серия обучающих семинаров общеразвивающей направленности.
Для реализации проектов в ДОУ была расширена предметно – пространственная среда: оборудован зимний сад, подобран демонстрационный и дидактический материал; подготовлена серия мультимедийных презентаций для каждого проекта.
Работа была организована в несколько этапов в первой и второй половине дня во время совместной деятельности в зимнем саду. На начальном этапе с малышами проводились беседы с целью выявления знаний полученных в ходе образовательной деятельности, составлялись листы наблюдения. На следующем этапе детям предлагалась игровая мотивация (сюрпризный момент) – исследовательская деятельность сопровождалась присутствием персонажей из хорошо знакомых детям сказок; далее детям предлагалась практическая деятельность по решению проблемы: наблюдение, дидактические игры, игровые ситуации, использование метода моделирования, экспериментирование. На следующем этапе реализации проектов была организована продуктивная деятельность – в нетрадиционной технике рисования, лепке и аппликации детям предложено закрепить полученные знания. В конце реализации каждого проекта было организовано итоговое мероприятие с участием музыкального руководителя, а именно, развлечения и экологические праздники.
На протяжении реализации каждого проекта осуществлялось взаимодействие с родителями, которое помогало родителям освоить педагогические приемы воспитания у детей предпосылок экологической культуры. На завершающем этапе по каждому проекту воспитателями подготовлена презентация результатов проекта.
В результате реализации серии экологических проектов у детей раннего возраста сформированы начальные представления о растениях, животных и насекомых: они живые, им нужны хорошие условия, о них нужно заботиться.
Для наблюдения динамики в ходе работы над проектом использовался метод педагогического наблюдения, осуществлялся мониторинг результатов достижений воспитанников.
Анализ проведенной работы по апробации предложенных экологических проектов, показал, что наиболее эффективной формой закрепления предпосылок экологической культуры у детей раннего возраста, сформированных в ходе реализации проектов, явилась театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность даёт детям не только яркие эмоциональные впечатления, но развивает способность сопереживать, творческое воображение, любовь к природе и формирует внутренний духовный мир ребёнка. В результате было принято решение расширить дальнейшую работу по экологическому воспитанию методом проектов через разработку и реализацию проекта «Театрализованная деятельность как средство экологического воспитания детей раннего возраста».
Основная цель данного проекта : формирование предпосылок экологической культуры детей раннего возраста через театрализованную деятельность.
Практическая деятельность по реализации проекта была выстроена в форме различных игр – развлечений, театрализованных постановок и праздников, в которых малыши приняли участие наряду с педагогами.
Родители малышей приняли активное участие в работе над проектом. Ими были изготовлены костюмы для театрализованных праздников и развлечений, дидактические игры экологического содержания в различной технике. Родителями была организована выставка плакатов «Берегите природу».
В результате реализации проекта отмечена положительная динамика сформированности начальных представлений детей о правилах поведения в живой и неживой природе.
Таким образом, работу по воспитанию предпосылок экологического сознания у детей раннего возраста, организованную с помощью технологии проектирования можно считать результативной. Отмечена положительная динамика овладения детьми раннего возраста основами экологической культуры в практической деятельности, наблюдается активное участие семей воспитанников в работе по данному направлению, собран большой практический материал.
Контрольно – оценочный блок
Работа по реализации предложенной системы была оценена по результатам анкетирования родителей, проводимого 2 раза в год и результатам педагогической диагностики детей - 2 раза в год.
Результаты и оценка работы над проектами представлены на итоговых педсоветах в ДОУ.
Заключение
Критерии оценки результатов работы:
Качественные:
участие и победа в конкурсе профессионального мастерства педагогов ДОУ «Инновации в образовании» – 1 и 3 место (2014 и 2015г.);
повышение профессиональной компетентности педагогов;
сотрудничество с родителями, их активное участие в воспитательно – образовательном процессе.
Количественные:
80 % педагогов ДОУ, включая узких специалистов (музыкальный руководитель) овладели технологией проектирования, научились применять интегративный способ в экологическом воспитании детей раннего возраста;
80% педагогов в течение трёх лет апробировали разработанные проекты и провели их презентацию;
повысилось качество воспитательно – образовательной работы по экологическому воспитанию, уровень освоения общеобразовательной программы по ознакомлению детей раннего возраста с миром природы достиг 98 % (повысился на 25 %).
В результате:
1. Созданы условия для реализации работы по экологическому воспитанию детей раннего возраста в инновационном режиме.
2. Повысился профессиональный уровень и компетентность педагогов в вопросах использования технологии проектирования и развития познавательных способностей детей.
3. Создана система работы по формированию предпосылок экологического сознания детей раннего возраста с использованием технологии проектирования.
4. Сформированы партнёрские взаимоотношения сотрудничества с родителями.
В целом опыт удался и дал хороший результат. Специально организованная практическая деятельность детей даёт положительную динамику.
Хочется верить, что работа по данной теме поможет заложить основу для воспитания экологической культуры детей раннего возраста. Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается наш общий для всех Дом, безнравственны.
Предложенную методическую разработку рекомендовано использовать для организации и других видов детской деятельности.