кира хоченкова
Формирование предпосылок сенсорных способностей у детей раннего возраста
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК СЕНСОРНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
/ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ Хоченковой Киры Анатольевн/.
Первые годы жизни ребенка – период интенсивного физического и психического развития.
Психическое развитие включает в себя ряд систем, обеспечивающих формирование личности ребенка : зрительную систему, слуховую, развитие внимания, памяти, мышления, воображения развитие речи и общения, развитие волевых процессов. К тому же для раннего возраста характерен быстрый темп развития организма, т. е. физические показатели. Это обусловлено быстрым установлением связей с окружающим миром и в тоже время медленным закреплением реакций.
Публикация «Формирование предпосылок сенсорных способностей у детей раннего возраста» размещена в разделах
Учитывая это, мы говорим о том, что решающая роль в становлении и развитии систем принадлежит взрослому. Так, в результате непосредственного воздействия взрослых у ребенка появляется первая улыбка, первые действия с предметами, развивается реакция.
Ранний возраст наиболее благоприятен для накопления представлений об окружающем мире, в плане интеллектуального развития. А формированию полноценного восприятия окружающего мира способствует сенсорное развитие ребенка.
Сенсорное воспитание, с одной стороны, составляет фундамент умственного развития, а с другой -имеет самостоятельное значение. Мы считаем, что на данном этапе развития нет необходимости знакомить детей с сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Поэтому мы и говорим всего лишь о формировании предпосылок сенсорных способностей. Однако занятия с детьми должно строиться так, чтобы в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, они могли легко усваивать общепринятые сходства и различение свойств предметов.
Объем сенсорных знаний, которые должен получить ребенок, определен программой : «Программа воспитания и обучения в детском саду», которая является методологической основой в нашей работе.
Исследуя и обобщая опыт педагогов и психологов, используя собственный опыт работы в этом направлении,мы пришли к выводу, что разработка способов сенсорного воспитания должна строиться на основе следующих принципов.
1. Учет общих закономерностей строения и функционирования сенсорных процессов.
2. Прогнозирование предполагаемого результата.
С учетом выше изложенного нами была определена цель : фомирование предпосылок сенсорных способностей у детей раннего возраста.
Наиболее целесообразным для реализации поставленной цели считаем следующие виды организации работы с детьми:
-занятия/подгрупповые и фронтальные/
-игровые упражнения вне занятий
-постановка и разрешение проблемных ситуаций.
-показы-развлечения
Ведущую роль мы отводим играм – занятиям.
Для реализации данной проблемы с детьми третьего года жизни проводятся следующие занятия:
1. По ознакомлению с окружающим.
2. По развитию движений.
3. Продуктивные виды деятельности (лепка, рисование, конструирование).
4. Музыкальные занятия.
Большая роль в работе отводиться играм вне занятий, в самостоятельной деятельности детей. Одним из видов практической работы являются показы- развлечения.
На занятиях по развитию речи и ориентировки в окружающем, мы знакомим детей с такими свойствами предметов,как цвет,форма, величина. Для этого используются яркие игрушки (цыпленок, утенок, движущиеся игрушки, живые животные), картинки. Сюрпризность, внезапность в появлении игрушек, вызывает потребность потрогать, погладить. Например,в игре «Утенок, гусенок и цыпленок» появление героев подталкивают детей к действию с ними,а мы сопровождаем демонстрацию игрушки речевым комментарием/’’вот маленький, желтенький цыпленок,а это кто?’’/, что способствует развитию воображения,произвольного внимания и развитию речи.
На занятиях по развитию действий с предметами мы учим детей производить с игрушками разнообразные действия: снимать с башенки и надевать кольца, открывать и закрывать матрешку и др. Постепенно задания усложняются. Например: вынуть кубики из коробки и положить их друг на друга, воспроизвести несложную постройку, показанную взрослым (башня, поезд, забор и т. д., а затем сложить кубики в коробку.
Хорошим пособием на занятиях служат коробка с набором маленьких предметов : небольшие катушки, мелкие керамические животные, разноцветные лоскутки и т. д. Дети вынимают предметы, называют их и снова складывают. Примером игр – занятий по развитию действий с предметами являются следующие игры. «Какой мяч больше?» «Большие, маленькие».
Особое значение в плане сенсорного воспитания и развития детей, имеет музыкальное занятие. Поскольку,кроме получения детьми эмоционального удовольствия на них происходит развитие речи и движения. Например, прежде чем спеть песенку «Бобик» мы показываем игрушку – собачку, дети действуют с ней, имитируя ее повадки, голос, «кормят», а потом с интересом слушают песенку. Также мы используем музыкальные инструменты, которые способствуют развитию слуха, воображения, памяти.
Для обучения детей восприятию сенсорных эталонов, эффективны продуктивные виды деятельности (лепка, рисование, конструирование). Именно через них происходит формирование знаний о цвете, форме и величине предметов.
Целесообразны в плане формирования сенсорных способностей занятия по развитию движений. Показываем детям лежащие в корзине ярко – окрашенные мячи или шарики,сопровождая этот показ пояснением/ как здесь много цветных шариков :красных,синих,зеленых/,высыпаю их на пол и предлагаем детям собрать и положить в корзину и т. д.
В повседневной жизни мы часто используем проблемные ситуации. Такие как:
-принести самую высокую пирамидку,
-поставить красный кубик на полочку,
-выбрать самый большой/ маленький/ шар и т. д.
Они стимулируют работу мысли маленького ребенка и обеспечивают сенсорные действия.
Обобщение и закрепление полученных знаний происходит в показах – развлечениях.
Реализация поставленных задач и используемых методических приемов, стало возможным благодаря организации предметно – пространственной среды в группе раннего возраста.
В группе имеются специальные дидактические игрушки, которые удобно и доступно расположены для детей на ленточном столе (вкладыши, пирамидки, шнуровки для развития мелкой моторики, разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные и настольные, легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые моющимся материалом блоки разных форм, цветов, размеров, разнообразные большие коробки различных цветов. Они привлекают как мальчиков, так и девочек. Перечисленные материалы и пособия мы используем для составления простых сюжетных панорам: куколка едет на лошадке, зайчик сидит под елочкой,мишка играет в мяч и т. д. В процессе этой работы мы также имеем возможность дополнительного закрепления полученных представлений (какого цвета елка? какой формы мяч? и т. д.)
Для группы приобрели «сухой бассейн», для развития чувства цвета и мелкой моторики. Используем мы его в различных направлениях. Для физкультминуток (детям предлагается некоторое время действовать с наполнением бассейна, тем самым обеспечивается как сенсорное, так и двигательное развитие); для обучающих моментов(«принеси мне шарики такого же цвета, как вот эта коробочка и положи их туда», или «прокати шарик по той горке, которая для него подойдет»,достань шарик из волшебного мешочка и отнеси его на место).Кроме этого, ребенок получает эмоциональную разгрузку и оживленный игровой колорит.
Есть специальное оборудование для игр с водой и песком, а также различные емкости для действий с ними (резиновые надувные мелкие игрушки, игрушки – забавы, плавающие игрушки, мельнички,шарики для пинг – понга, поролоновые губки, формочки, штампики) и т. д.
Для решения отдельных сенсорных задач в группу приобрели вращающийся дидактический стол со спектральной цветовой вкладкой и набором дидактических игрушек. Используем его как на занятиях, так и в совместной деятельности. В процессе работы с ним мы предлагаем малышам подбирать необходимые детали для различных пирамидок с дидактического столика, вращая его крышку. При этом каждый ребенок тренирует не только зрительную, сенсорную память, но и восприятие предмета в целом (цвет, форма, величина, их положения в пространстве, соотношение частей и т. д. Также мы используем данный стол для различных показов, драматизаций с помощью игрушек, показа иллюстративного материала, а также демонстраций различных предметов.
В группе есть подвесное устройство, которое используется для подвешивания цветных ленточек, колокольчиков, (ребенок выбирает понравившийся ему цвет и приводит карусель в движение).
Чтобы ребенку в детском саду было уютно и комфортно, чтобы работа по сенсорному воспитанию была насыщенной и полноценной необходимо сотрудничество детского сада и семьи.
Именно с этой целью организуются индивидуальные и групповые консультации на тему: «Игрушки для ребенка раннего возраста» ,«Общение и взаимодействие детей в игре» и др. Особой формой работы считаем родительские собрания, которые позволяют выяснить наличие дидактического и игрового материала в семье и степень его использования для развития ребенка.
Для обучения родителей приемам и методам сенсорного развития, эффективен «День открытых дверей». Родители учатся не только наблюдать за действиями своих детей, но и перенимают опыт педагога.
Организованная таким образом работа с родителями, позволяет контролировать выполнение моих рекомендаций. Есть возможность посетить ребенка на дому и выяснить наличие условий (место оборудования, материал) для развития сенсорных способностей. Такая форма общения формирует у родителей доверие к воспитателю и детскому саду.
Таким образом, сенсорное развитие ребенка раннего возраста, - это начальная ступень формирования сенсорной культуры в целом. Предлагаемые формы работы мы считаем интересными и оптимальными для использования в дошкольных учреждениях разных типов.