Елена Клещик
Консультация для воспитателей «Формирование экологического сознания у воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая проблема- одна из острейших проблем современности.
Вместе с тем она становится проблемой безопасности человека. Природа умеет залечивать свои раны. Но это удаётся с каждым годом всё труднее и труднее.
Впервые термин «экология» (с греческого «эйкос» или «ойкос»-дом;
«логос»-знание, наука) был введён 1866 году известным немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккелем, который определил экологию как науку, изучающую «отношения организмов с окружающей средой». В настоящий момент существует разного рода определения понятия экология, но все они сводятся к тому, что экология это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование экологического сознания у воспитанников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Исходя из этих принципов миропонимания, основной целью экологического образования детей является формирования у них экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь
педагогический процесс- в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
Задачами экологического воспитания являются :
1 .Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное
сохранение природы.
2. Воспитывать в дошкольниках гуманно-ценностное отношение к природе.
3. Воспитывать любовь к животному и растительному миру.
4. Формировать у детей экологические знания, культуру и отношения к природе.
5. Информировать дошкольников об экологической ситуации в городе,области, мире и о влиянии её на здоровье людей.
Успех реализации этих задач зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения, администрации и родителей.
Задачи педагогов сводится к следующему:
1. Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений:
-знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни : о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т. д.)
-предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;
-формировать эмоционально-положительное отношение к природе. 2. Обеспечивать условия для развития экологического сознания :
-знакомить с представителями живой и неживой природы;
-рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;
-способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;
-знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;
-способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;
-создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Заметное влияние на воспитание ребёнка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Поэтому работа воспитателей и родителей должна быть взаимосвязана. Родители должны помогать педагогам в чтении с детьми художественной литературы о животных, о любви к природе, таких писателей, как М. Пришвина, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, В. Бианки, С. Михалкова, К. И. Чуковского и др. Приобщая ребё нка к миру природы можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, пейзажи в разное время года и многое многое другое.
В работе по экологическому воспитанию необходимо использовать формы и методы работы с детьми, используются самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятие-беседы познавательного характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры. Эксперименты, опыты, видео и аудио записи.
Итак, основы целостного восприятия мира как единого живого организма в котором человек-неотъемлемый орган, могут быть заложены в самом раннем детстве. Для этого сами, сами воспитатели должны увидеть мир в целом, познать его единство в бесконечном многообразии, увидеть в этом порядок, красоту, гармонию. Именно ощущение себя частью природы позволяет нам считать себя экологическим человеком. Но для этого необходимо непрерывно -познавать, самообразовываться, саморазвиваться. Несомненно, для того чтобы сохранить себя, человек должен сохранить природу, но чтобы это сделать он должен развить и улучшить себя. Всё начинается с детства, и всё в детстве закладывается. Задача воспитателей осознать и приложить все силы к формированию экологического сознания у воспитанников. Жизнь человека немыслима без сохранения природы, и для этого педагоги должны приступить к воспитанию основ экологического сознания, основ истинной культуры в детях.