Елена Мунжи
Технология оригами, как средство развития конструктивных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Давно смотрю влюбленными глазами.
На древнее искусство - Оригами.
Здесь не нужны волшебники и маги,
Здесь нечего особенно мудрить,
А нужно просто взять листок бумаги
И постараться что-нибудь сложить.
Долидудо Т. А.
В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага". В стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа. Это одно из самых главных правил оригами — не прибавлять и не вычитать ничего лишнего. Это закон, которому следуют уже многие века все художники оригами. Благодаря этому данный вид искусства уже тысячелетия считается самым необычным и оригинальным.
Темочки:
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага". В стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа. Это одно из самых главных правил оригами — не прибавлять и не вычитать ничего лишнего. Это закон, которому следуют уже многие века все художники оригами. Благодаря этому данный вид искусства уже тысячелетия считается самым необычным и оригинальным.
Долгое время этот вид искусства был доступен лишь представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Лишь после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.
Конструирование из бумаги и других материалов является сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Наряду с детскими конструкторами — это не только интересное и увлекательное занятие, но и полезное и разносторонне развитие ребёнка.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что оригами как вид конструирования из бумаги развивает у детей творческие способности, мышление, память, мелкую моторику, пространственное воображение. Это неоднократно подтверждалось исследованиями таких ученых как Д. Б. Эльконин, Куцакова Л. В., Афонькина С, Тарабарина Т. И., Шумаков Ю. В., Шумакова Е. Р., Косминская В. Б., Васильченко Е. И., Макаренко А. С, Комарова Т. С. и другие.
Овладение методикой использования бумаги как средства пластического моделирования позволит педагогам дошкольных учреждений развивать не только творческие способности ребенка- дошкольника, но и будет способствовать самореализации и саморазвитию детей через художественное творчество.
Кроме того, работа с бумагой, требует сосредоточенности, внимания, усидчивости, то есть таких качеств, которые в дальнейшем помогут ребенку успешно учиться в школе.
Существуют различные виды оригами, которые различаются по степени сложности и технике выполнения. Рассмотрим наиболее распространенные виды.
Классическое (простое) оригами.
Этот вид оригами является самым простым в исполнении. С него обычно начинается знакомство с техниками складывания фигурок из бумаги, классическое оригами по праву можно считать оригами для начинающих. С его помощью можно складывать красивых журавликов из бумаги, драконов и многие другие фигурки.
Модульное оригами.
Этот вид оригами отличается тем, что поделка будет выполнена не из
одного листа бумаги, а из отдельных предварительно собранных модулей,
которые соединяются между собой. Все элементы, участвующие в сборке
фигурки, одинаковые – это отличает модульное оригами от обычного, где
применяются несколько листов.
Оригами паттерн
Паттерн – весьма необычная техника складывания фигурок из листа бумаги.
На бумаге, из которой будет выполняться поделка, заранее отмечаются все
линии сгибов, по ним необходимо складывать лист. Паттерн является одним
из самых сложных видов оригами.
Мокрое оригами — при сгибании бумага смачивается чистой водой. Прием
может использоваться для облегчения сгибания нескольких слоев бумаги или
для фиксации плавного изгиба модели (например, изгиб хвоста).
Квиллинг.
В основе поделок, выполненных по технике «квиллинг» - закрученные
длинные полоски бумаги разной длины. Именно из этих бумажных завитушек
составляются композиции, объемные рисунки, которые выглядят необычно и
красиво.
Методы и приемы:
В процессе занятий используются различные методы и приемы:
словесный (беседа, рассказ, показ с объяснением образца выполнения
последовательности работы, рассматривание иллюстраций, практический
(выполнение работ по инструкционным картам, схемам, оказание
индивидуальной помощи.
Оригами не зря называются игрушками, в них вполне можно играть – из
бумаги можно сложить персонажей любимой сказки, или наоборот, сначала
сотворить фигурки животных и растений, а потом уже населить ими
придуманную самим малышом сказку.
Оригами знакомит детей на практике с основными геометрическими
понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно
происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети учатся
читать чертежи, запоминают условные обозначения.
Таким образом можно сделать вывод о том,что изготовление поделок в
технике оригами является эффективной, плодотворной и нужной. Так как
конструирование из бумаги развивает у детей :
-пространственное воображение
-Способствует повышению активности левого и правого полушарий
-Активизирует творческое мышление
-Повышает интеллектуальные способности
-Стабилизирует психоэмоциональное состояние
-Снижает тревожность
-Развивает навыки мелких точных движений пальцев рук
-Улучшает глазомер.
Также оригами способствует всестороннему
развитию дошкольников.