Людмила Парамонова
Технология личностно-ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании — понимание и взаимопонимание. При объяснении — только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании — два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение — всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание — это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных Ш. А. Амонашвили: любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет; прожить в ребенке свое детство.
Темочки:
Следовательно, можно предположить, что для педагогических технологий, ориентированных на развитие личностных качеств ребенка, его индивидуальности, характерно следующее:
- смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие;
- изменение направленности педагогического «вектора» — не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому;
основной доминантой является выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания и других видов деятельности;
Дошкольный возраст – это период первоначального склада личности. Именно в этот период происходит становление основных личностных качеств. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально – личностная сферы ребёнка. Только отношение в детском саду к детству как ценному времени жизни делает детей в будущем полноценными людьми, формирует такие личностные качества, как самостоятельность, индивидуальность, ответственность, творчество, коммуникативность, столь необходимые в дальнейшем за пределами детства.
Основная задача детского сада раскрыть индивидуальность ребёнка, помочь ей проявиться, устоять к социальным взаимодействиям. Каждый педагог должен вносить в педагогический процесс что – то новое, индивидуальное. Педагогическая индивидуальность определяется уровнем содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в
которых находятся дети, использованием методов и технологий для образовательной и воспитательной деятельности.
Личностно – ориентированная технология представляют собой воплощение философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога стоит уникальная личность ребёнка, стремящаяся к реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная сделать выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
В основе технологии лежит объяснение, понимание, взаимопонимание.
Фундаментальная идея стоит в переходе от объяснения к познанию, от монолога к диалогу, от контроля к развитию и самоконтролю. При рассмотрении сущности личностно – ориентированного подхода во взаимодействии педагога с детьми необходимо остановится на ряде понятий, понимание, которых при осуществлении педагогических действий является главным инструментом мыследеятельности педагога.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие каждого человека,
осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в
течение жизни.
Личность – личность постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.
Самоактуализация – стремление человека стать тем, чем он может быть; полное использование самим человеком талантов, способностей,
возможностей.
Самовыражение – процесс и результат развития, и проявление индивидом присущих ему качеств и способностей.
Субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой
активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей
деятельности.
Субъектный опыт – опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком в конкретных условиях семьи, образовательного учреждения. К моменту поступления в школу ребенок уже является субъектом образовательного процесса, где он саморазвивается и самореализуется.
Я – концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и
окружающими.
Выбор – осуществление человеком или группой людей возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для
проявления своей активности.
Педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным самоопределением. Ребёнку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологии личностно – ориентированного взаимодействия. Для личностно – ориентированной модели воспитания характерны способы взаимодействия взрослых и детей:
- признание прав ребёнка;
- сотрудничество;
- сопереживание и поддержка;
- обсуждение.
Задачей воспитателя является оказание каждому ребёнку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы
в поисках новых открытий в построении собственной личности.
Поддержка основана на принципах:
- любить ребёнка;
- создать среду для развития;
- выявить и направить индивидуальные способности на развитие ребёнка, как
личности.
Большое место в процессе уделяется формированию духовных нравственных представлений и социального приемлемого поведения. Данная технология направлена на изучение, развитие личностных качеств, их индивидуальности. В своей работе использую игры для установления контакта: «Знакомство», «Улыбки», «Комплимент». Для выявления характерных особенностей воспитанников использую рисуночные тексты: «Мечты», «Дом», «Дерево», «Человек» и т. д.
Личностно – ориентированная технология предлагает тесное взаимодействие педагога и ребёнка. Поэтому педагогическая деятельность по
отношению к детям должна включать проявление уважения к личности каждого ребёнка, доброжелательное отношение к нему:
- обращаться с детьми ласково с улыбкой: утром при встрече, во время подготовки ко сну, одевании и т. д. ;
- стремиться установить доверительное отношение, проявлять внимание к настроению, желаниям, достижениям и неудачам;
- поощрять самостоятельность в выполнении режимных моментов, учитывать индивидуальные особенности (привычки, темперамент);
- чутко реагировать на инициативу в общении, потребность в поддержке;
- слушать детей внимательно, с уважением;
- вежливо и доброжелательно отвечать на вопросы и просьбы, обсуждать проблемы;
- успокаивать и подбадривать расстроенных детей, стремится помочь в устранении дискомфорта;
- в течение дня обращаться не только с группой детей в целом, но и с каждым
ребёнком индивидуально.
Замысел личностно – ориентированного взаимодействия это создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка, актуализация субъектного опыта детей; оказание им помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов. Важно признать, что основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность, которая с позиций личностно – ориентированного взаимодействия не может не быть партнёрской. Дошкольный возраст связан с потребностью ребёнка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним. Ведь именно взгляд на ребёнка как на партнёра, уважение и принятие личности ребёнка как на партнёра, сотрудничество с ним, обеспечение чувства защищенности, опора на его интересы, формирование базиса личностной культуры с сохранением индивидуальности ребенка – все это существенные компоненты личностно – ориентированного взаимодействия.
В процессе личностно – ориентированного взаимодействия ребёнку предоставляется право выбора. Предлагается ребёнку совершить осознанный
выбор, педагог помогает ему формировать свою неповторимость. Ситуация выбора при правильном построении позволяет поставить ребенка в позицию субъекта деятельности, оказывает влияние на развитие его личностных качеств (активности, индивидуальности, самостоятельности).
Отличительные особенности деятельности – это творческое начало, импровизированный характер занятия, игровой стиль поведения всех участников, включая педагога отсутствие критики результата творческого труда; партнёрские взаимоотношения педагога и ребенка; атмосфера эмоционального подъема. Находясь рядом с детьми, надо создавать условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками. Привлекать внимание к эмоциональным состояниям друг друга. При организации совместных подвижных, предметных игр помогать координировать свои действия, учитывать желания друг друга. Стремиться разрешить конфликты между детьми в мягкой форме, без окриков, путем перевода внимания на другие виды деятельности.
Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Одной из технологий, направленных на личностное развитие ребенка его
неповторимой индивидуальности, является педагогическая технология целостного развития ребенка – дошкольника как субъекта специфических детских видов деятельности.
Технология целостного развития ребенка включает в себя:
- Конструирование единого процесса социализации.
- Инициирование совместно с родителями активности ребенка.
- Построение субъект – субъективного взаимодействия педагога с детьми.
- Педагогическая диагностика.
- Осуществление – индивидуально – дифференцированного подхода.
- Творческое конструирование образовательных ситуаций.
- Способ позитивного воздействия.
- Создание комфортных условий.
- Представление ребенку свободы выбора.
- Сотрудничество педагога с родителями.
- Организация материальной развивающей среды.
- Интеграция образовательного содержания программы.
Личностно – ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя. Важнейшими среди них являются: искренность, позитивное понятие другого человека, эмоциональность. Личностно – ориентированная технология ставит во всей системе дошкольного образования личность ребёнка, обеспечение комфортных условий в дошкольном учреждении и семье, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализация имеющихся потенциалов, создание условий личностно – ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Можно выделить три важнейших интегрированных свойства личности
педагога, которые в основном определяют его успешность в личностно – ориентированном взаимодействии.
1. Социально – педагогическая ориентация – осознание педагогом необходимости отстаивания интересов, прав и свободы ребёнка на всех уровнях педагогической деятельности.
2. Рефлексные способности, которые помогут педагогу остановиться, оглянуться, осмыслить то, что он делает: «Не навредить!».
3. Методологическая культура – система знаний и способов деятельности, позволяющих грамотно, осознанно выстраивать свою деятельность в условиях выбора образовательных альтернатив; одним из важных элементов этой культуры является умение педагога мотивировать деятельность своих воспитанников.
Личностно – ориентированная технология противостоит авторитарному,
бездушному подходу к ребенку. В детском коллективе должна преобладать
атмосфера любви, заботы, сотрудничества, создание условий для творчества.
Список использованных источников
1. Атутов П. Р. Технология и современное образование // Педагогика. 2008. № 2.
2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2000.
3. Корепанова М. В. Теория и практика становления и развития образа Я дощкольника: Монография. Волгоград, 2001.
4. Ромек В. Г. уверенность в себе: этический аспект// журнал практического психолога. 1999, №9 Журнала «Дошкольное воспитание», разделы «Научный поиск» «Наука практике».
5. Мария Монтессори Дом ребенка. Метод научной педагогики. – «Астрель».