Приложение МААМ

Технология личностно-ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста

Людмила Парамонова
Технология личностно-ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании — понимание и взаимопонимание. При объяснении — только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании — два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение — всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание — это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных Ш. А. Амонашвили: любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет; прожить в ребенке свое детство.

Темочки:

Следовательно, можно предположить, что для педагогических технологий, ориентированных на развитие личностных качеств ребенка, его индивидуальности, характерно следующее:

- смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие;

- изменение направленности педагогического «вектора» — не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому;

основной доминантой является выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания и других видов деятельности;

Дошкольный возраст – это период первоначального склада личности. Именно в этот период происходит становление основных личностных качеств. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально – личностная сферы ребёнка. Только отношение в детском саду к детству как ценному времени жизни делает детей в будущем полноценными людьми, формирует такие личностные качества, как самостоятельность, индивидуальность, ответственность, творчество, коммуникативность, столь необходимые в дальнейшем за пределами детства.

Основная задача детского сада раскрыть индивидуальность ребёнка, помочь ей проявиться, устоять к социальным взаимодействиям. Каждый педагог должен вносить в педагогический процесс что – то новое, индивидуальное. Педагогическая индивидуальность определяется уровнем содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в

которых находятся дети, использованием методов и технологий для образовательной и воспитательной деятельности.

Личностно – ориентированная технология представляют собой воплощение философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога стоит уникальная личность ребёнка, стремящаяся к реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная сделать выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

В основе технологии лежит объяснение, понимание, взаимопонимание.

Фундаментальная идея стоит в переходе от объяснения к познанию, от монолога к диалогу, от контроля к развитию и самоконтролю. При рассмотрении сущности личностно – ориентированного подхода во взаимодействии педагога с детьми необходимо остановится на ряде понятий, понимание, которых при осуществлении педагогических действий является главным инструментом мыследеятельности педагога.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие каждого человека,

осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в

течение жизни.

Личность – личность постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.

Самоактуализация – стремление человека стать тем, чем он может быть; полное использование самим человеком талантов, способностей,

возможностей.

Самовыражение – процесс и результат развития, и проявление индивидом присущих ему качеств и способностей.

Субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой

активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей

деятельности.

Субъектный опыт – опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком в конкретных условиях семьи, образовательного учреждения. К моменту поступления в школу ребенок уже является субъектом образовательного процесса, где он саморазвивается и самореализуется.

Я – концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и

окружающими.

Выбор – осуществление человеком или группой людей возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для

проявления своей активности.

Педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным самоопределением. Ребёнку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологии личностно – ориентированного взаимодействия. Для личностно – ориентированной модели воспитания характерны способы взаимодействия взрослых и детей:

- признание прав ребёнка;

- сотрудничество;

- сопереживание и поддержка;

- обсуждение.

Задачей воспитателя является оказание каждому ребёнку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы

в поисках новых открытий в построении собственной личности.

Поддержка основана на принципах:

- любить ребёнка;

- создать среду для развития;

- выявить и направить индивидуальные способности на развитие ребёнка, как

личности.

Большое место в процессе уделяется формированию духовных нравственных представлений и социального приемлемого поведения. Данная технология направлена на изучение, развитие личностных качеств, их индивидуальности. В своей работе использую игры для установления контакта: «Знакомство», «Улыбки», «Комплимент». Для выявления характерных особенностей воспитанников использую рисуночные тексты: «Мечты», «Дом», «Дерево», «Человек» и т. д.

Личностно – ориентированная технология предлагает тесное взаимодействие педагога и ребёнка. Поэтому педагогическая деятельность по

отношению к детям должна включать проявление уважения к личности каждого ребёнка, доброжелательное отношение к нему:

- обращаться с детьми ласково с улыбкой: утром при встрече, во время подготовки ко сну, одевании и т. д. ;

- стремиться установить доверительное отношение, проявлять внимание к настроению, желаниям, достижениям и неудачам;

- поощрять самостоятельность в выполнении режимных моментов, учитывать индивидуальные особенности (привычки, темперамент);

- чутко реагировать на инициативу в общении, потребность в поддержке;

- слушать детей внимательно, с уважением;

- вежливо и доброжелательно отвечать на вопросы и просьбы, обсуждать проблемы;

- успокаивать и подбадривать расстроенных детей, стремится помочь в устранении дискомфорта;

- в течение дня обращаться не только с группой детей в целом, но и с каждым

ребёнком индивидуально.

Замысел личностно – ориентированного взаимодействия это создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка, актуализация субъектного опыта детей; оказание им помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов. Важно признать, что основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность, которая с позиций личностно – ориентированного взаимодействия не может не быть партнёрской. Дошкольный возраст связан с потребностью ребёнка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним. Ведь именно взгляд на ребёнка как на партнёра, уважение и принятие личности ребёнка как на партнёра, сотрудничество с ним, обеспечение чувства защищенности, опора на его интересы, формирование базиса личностной культуры с сохранением индивидуальности ребенка – все это существенные компоненты личностно – ориентированного взаимодействия.

В процессе личностно – ориентированного взаимодействия ребёнку предоставляется право выбора. Предлагается ребёнку совершить осознанный

выбор, педагог помогает ему формировать свою неповторимость. Ситуация выбора при правильном построении позволяет поставить ребенка в позицию субъекта деятельности, оказывает влияние на развитие его личностных качеств (активности, индивидуальности, самостоятельности).

Отличительные особенности деятельности – это творческое начало, импровизированный характер занятия, игровой стиль поведения всех участников, включая педагога отсутствие критики результата творческого труда; партнёрские взаимоотношения педагога и ребенка; атмосфера эмоционального подъема. Находясь рядом с детьми, надо создавать условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками. Привлекать внимание к эмоциональным состояниям друг друга. При организации совместных подвижных, предметных игр помогать координировать свои действия, учитывать желания друг друга. Стремиться разрешить конфликты между детьми в мягкой форме, без окриков, путем перевода внимания на другие виды деятельности.

Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Одной из технологий, направленных на личностное развитие ребенка его

неповторимой индивидуальности, является педагогическая технология целостного развития ребенка – дошкольника как субъекта специфических детских видов деятельности.

Технология целостного развития ребенка включает в себя:

- Конструирование единого процесса социализации.

- Инициирование совместно с родителями активности ребенка.

- Построение субъект – субъективного взаимодействия педагога с детьми.

- Педагогическая диагностика.

- Осуществление – индивидуально – дифференцированного подхода.

- Творческое конструирование образовательных ситуаций.

- Способ позитивного воздействия.

- Создание комфортных условий.

- Представление ребенку свободы выбора.

- Сотрудничество педагога с родителями.

- Организация материальной развивающей среды.

- Интеграция образовательного содержания программы.

Личностно – ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя. Важнейшими среди них являются: искренность, позитивное понятие другого человека, эмоциональность. Личностно – ориентированная технология ставит во всей системе дошкольного образования личность ребёнка, обеспечение комфортных условий в дошкольном учреждении и семье, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализация имеющихся потенциалов, создание условий личностно – ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Можно выделить три важнейших интегрированных свойства личности

педагога, которые в основном определяют его успешность в личностно – ориентированном взаимодействии.

1. Социально – педагогическая ориентация – осознание педагогом необходимости отстаивания интересов, прав и свободы ребёнка на всех уровнях педагогической деятельности.

2. Рефлексные способности, которые помогут педагогу остановиться, оглянуться, осмыслить то, что он делает: «Не навредить!».

3. Методологическая культура – система знаний и способов деятельности, позволяющих грамотно, осознанно выстраивать свою деятельность в условиях выбора образовательных альтернатив; одним из важных элементов этой культуры является умение педагога мотивировать деятельность своих воспитанников.

Личностно – ориентированная технология противостоит авторитарному,

бездушному подходу к ребенку. В детском коллективе должна преобладать

атмосфера любви, заботы, сотрудничества, создание условий для творчества.

Список использованных источников

1. Атутов П. Р. Технология и современное образование // Педагогика. 2008. № 2.

2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2000.

3. Корепанова М. В. Теория и практика становления и развития образа Я дощкольника: Монография. Волгоград, 2001.

4. Ромек В. Г. уверенность в себе: этический аспект// журнал практического психолога. 1999, №9 Журнала «Дошкольное воспитание», разделы «Научный поиск» «Наука практике».

5. Мария Монтессори Дом ребенка. Метод научной педагогики. – «Астрель».

Публикации по теме:

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаТехнология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Аквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаАквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Личностно ориентированная модель педагогического взаимодействия с дошкольниками Концепция дошкольного воспитания выдвинула в качестве основного направления перестройки системы образования гуманизацию воспитательной работы.

Проектная деятельность. Значение личностно развивающего взаимодействия ребенка и воспитателя Проектная деятельность. Значение личностно-развивающего взаимодействия ребенка и воспитателя. Многочисленные исследования психологов и педагогов.

Технология личностно — ориентированного обучения дошкольника на примере тематической творческой деятельностиТехнология личностно — ориентированного обучения дошкольника на примере тематической творческой деятельности Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования школы раннего развития "Звездочка" МБУ ФОСЦ "ОРИОН" высшей квалификационной.

Технология модульного планирование в ДОУ на площадке с детьми младшего возрастаТехнология модульного планирование в ДОУ на площадке с детьми младшего возраста Технология модульного планирование в ДОУ на площадке с детьми младшего возраста. Смоленская область город Ярцево МБДОУ №14 Воспитатель.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Тико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возрастаТико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста Работая в детском саду, мы постоянно применяем инновационные игровые технологии. С ТИКО – конструктором «Фантазёр», наши дети познакомились.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технология личностно-ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 3 февраля 2022 в 15:27
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология личностно-ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Парамонова (УИ 283540) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД