Татьяна Матвеева
Технологическая карта занятия «Звуки [Щ]и [С]»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия
ФИО
учителя-логопеда
Матвеева Татьяна Михайловна, учитель-дефектолог ПКК, ГОКУ «Школа-интернат №8 г. Иркутска»
Возраст
8 лет
Речевое заключение
Парасигматизм шипящих звуков
Тема занятия
Звуки [щ] и [с’]
Этап коррекции
Дифференциация звуков [щ] и [с’] в слогах, словах, предложениях, тексте
Тип занятия
Отработки умений и рефлексии
Форма занятия
Групповая
Используемые технологии
Публикация «Технологическая карта занятия „Звуки [Щ]и [С]“» размещена в разделах
Технология разноуровневого и дифференцированного обучения
Цель занятия
Развитие произносительных умений и навыков
Задачи
Образовательные
Коррекционно-развивающие
Воспитательные
1. Уточнять артикуляцию звуков [щ] и [с’].
2. Вырабатывать у обучающегося умение различать звуки [щ] и [с’] с опорой на артикуляторные, зрительные, моторные ощущения, обозначая их на письме соответствующими буквами 1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
2. Создавать психологически комфортную обстановку для развития самооценки.
3. Формировать навыки самоконтроля
1. Развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ.
2. Формировать навыки словообразования с помощью суффикса -ищ-.
3. Развивать навыки ориентировки в малом пространстве
Планируемые образовательные результаты
В результате обучающийся сможет:
- различать звуки щ] и [с’] в слогах, словах, предложениях, тексте с опорой на стрелки;
- произносить звуки [щ] и [с’];
- читать небольшие тексты;
- образовывать слова с помощью суффикса –ищ-;
- ориентироваться в малом пространстве;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Ресурсы
Бланк таблицы «Различаю звуки», символы артикуляционных органов (губы, зубы, язык, картинки на звуки [щ] и [с’], карточка с шифровкой
(, , текст скороговорки
Этап Длительность этапа (мин.)
Методы
и приемы работы
Деятельность
учителя-логопеда
Деятельность обучающихся
Осуществляемые
действия
Формируемые способы деятельности
I. Этап мотивации в учебной деятельности
2
Показ образца выполнения упражнения - Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь друг с другом. А теперь пусть поздороваются ваши пальчики.
Кинезиологическое упражнение «Колечки»
Здороваются, выполняют упражнение Познавательные УУД:
- выполнять упражнение самостоятельно (правой, левой рукой, двумя руками одновременно, с закрытыми глазами)
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других
Регулятивные УУД:
- формирование основ самоконтроля
II. Мобилизующий этап
3
Развитие слухового восприятия - Послушайте стихотворение
Е. Измайлова, подумайте, какие превращения слов произошли при использовании буквы ь?
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
но в слово часто просится.
Почему у дома угол
превратился сразу в уголь –
без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
Сделать нам не так уж трудно,
чтоб на мель не село судно:
мягкий знак перечеркнуть –
и свободен водный путь.
Корабли, плывите смело!
Стала мель кусочком мела. Слушают стихотворение Познавательные УУД:
- строить речевое высказывание
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других
Регулятивные УУД:
-выполнять действия в громкоречевой форме
III. Актуализационный этап
3 Развитие фонематического восприятия - Назовите пары слов, которые отличаются твердостью и мягкостью согласных звуков на конце слова. (у некоторых ребят есть карточки с изображением твердости и мягкости)
- Какими звуками отличаются слова : угол – уголь, мел – мель? Называют пары: угол – уголь, мел – мель.
Называют звуки : [л], [л’] в словах-паронимах Познавательные УУД:
- формулировать проблему
Коммуникативные УУД:
- отвечать на вопросы учителя-логопеда
Регулятивные УУД:
- осуществлять целеполагание
IV. Обучающий этап
4 Сравнение - Отличаются ли значения слов в парах?
- Подберите картинки, соответствующие парам слов
1 группы (самостоятельно)
2 группа (подбирает только одну картинку)
- Как на письме показать разницу в произношении этих пар слов? Дают определения словам угол – уголь, мел – мель.
Подбирают и выставляют на доске соответствующие значениям картинки
Отвечают: с помощью буквы Ь Познавательные УУД:
- различать в произношении и на слух твердые и мягкие согласные
Коммуникативные УУД:
- строить речевое высказывание
Регулятивные УУД:
- контролировать правильность действий
V этап.
Самостоятельная работа
4 Наглядно-демонстрационные;
практические;
показ образца выполнения - Запишите пары слов в тетрадь.
Подчеркните синим цветом буквы, обозначающие твердость согласного, зеленым – мягкие, Ь – возьмите в кружок Записывают слова в тетрадь, обозначают разными цветами звуки Познавательные УУД :
- различать в произношении и на слух твердые и мягкие согласные
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства
Регулятивные УУД:
- выполнять действия в громкоречевой форме;
- контролировать правильность действий
VI этап.
Рефлексия
2 Показ образца выполнения упражнения - Послушайте слова, если согласный на конце твердый – хлопок в ладоши, мягкий – скользящие движения ладонями друг о друга: даль, кол, сталь, был, вес, стал, лез, коль, лезь, быль, дал, весь Слушают звуки на конце слова и показывают руками Познавательные УУД:
- различать в произношении и на слух твердые и мягкие согласные
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства
Регулятивные УУД:
- выполнять под руководством учителя-логопеда учебные действия в практической форме
VII этап.
Включение в систему знаний и повторения
4 Наглядно-демонстрационные;
практические - Прочитайте слова, сравните по звучанию и написанию:
шест – шесть
хор – хорь
ел – ель
брат – брать
- Устно составьте с ними словосочетания
1 гр самостоятельно
2гр с помощью картинок Читают на карточке слова, сравнивают произношение и написание, делают вывод о необходимости написания Ь
Устно составляют словосочетания Познавательные УУД:
- выполнять звуковой анализ
Коммуникативные УУД:
- взаимодействовать с учителем-логопедом, другими детьми при выполнении задания
Регулятивные УУД:
- выполнять действия в громкоречевой форме
VIII этап. Самостоятельная
работа
4 Практические:
аналитико-синтетические
- Запишите в тетрадь пары слов, обозначьте твердость и мягкость согласных звуков Записывают в тетрадь, обозначают твердость и мягкость согласных звуков Познавательные УУД :
- выполнять звуковой анализ
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства
Регулятивные УУД:
- выполнять действия в умственной и громкоречевой форме
IX этап.
Включение в систему знаний и повторений
2 Обобщение, сравнение - Ответьте на вопросы:
«Какая буква была сегодня на занятии? Для чего нужен мягкий знак в словах? Где пишется мягкий знак в словах?» Отвечают на вопросы Познавательные УУД:
помнить о правописании Ь на конце слова
Коммуникативные УУД:
- строить речевое высказывание
Регулятивные УУД:
-уметь анализировать словесную информацию, обобщать
X этап.
Рефлексия
2 Обобщение, сравнение - Ответьте на вопросы:
«Кому на занятии было всё понятно?»
«У кого не всё получалось сразу, но он старался?»
«Кому многое непонятно, нужна помощь?» Оценивают свою работу Познавательные УУД:
- формулировать причину успешности/неуспешности деятельности
Коммуникативные УУД:
- строить речевое высказывание
Регулятивные УУД:
- уметь оценивать правильность выполнения