Получи документы

Технологическая карта занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в город букв и звуков»

Надежда Ануфриева
Технологическая карта занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в город букв и звуков»

Тема занятия

Систематизация знаний детей о звуках

Тип занятия

подгрупповое

Современные технологии

Здоровьесберегающие, компьютерные

Цель занятия

выявить степень усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях по развитию речи.

Задачи занятия

Образовательные:

• обобщить и систематизировать знания детей о звуках (гласные, согласные,

Публикация «Технологическая карта занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста „Путешествие в город букв и звуков“» размещена в разделах

• закрепить умение дифференцировать на слух гласные и согласные звуки,

• совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах,

• упражнять в определении места звука в слове.

• Развивающие:

• развивать фонетическое восприятие и слух, навыки звукового анализа (различать на слух гласные и согласные звуки, определять место звука в слове,

• развивать внимание, логическое мышление, зрительное восприятие,

- развивать артикуляционную и мелкую моторику,

- учить внимательно вслушиваться в речь взрослого.

Воспитывающие:

воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие, воспитывать интерес к обучению грамоте.

Планируемые результаты

В результате занятия дети покажут знания:

• о звуках (гласных, согласных, буквах;

• в дифференциации гласных и согласных звуков;

• определения слогов в словах;

• выполнении звукового анализа слова.

Ресурсы занятия

проектор, интерактивная доска SMART, презентация, музыкальный трек «Паровозик из Ромашково», фишки красного и синего цвета по количеству детей, схема для звукового анализа слова, разрезные буквы.

Характеристика этапов

1. Организационный

Цели:

- дать положительный настрой на занятие;

- создать комфортные условия для работы.

Ритуал приветствия (1-2 мин.)

Здравствуйте, ребята. Вижу, вы улыбаетесь, а это, значит, у вас хорошее настроение. Предлагаю вам поделиться друг с другом своей улыбкой. Для этого, встаем в кружок.

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Теперь у нас весь день будет хорошее настроение.

Игровая ситуация «Письмо от жителей волшебного города «Звуков и букв».

Ребята, сегодня я получила интересное письмо от жителей волшебного города «Звуков и букв». Хотите узнать, что в нем? Вот, что в нем написано: «Дорогие ребята, приезжайте скорее. У нас в городе полная неразбериха. Вот, что случилось: с печки азбука свалилась. Все буквы и звуки заблудились».

- Что же делать, ребята? (Надо помочь).

- Я рада, что вы готовы помочь нашим друзьям звукам и буквам. И пословица говорит: не бросай друга в беде. А ведь Азбука – наш большой друг, азбука – к мудрости ступенька.

- На чем лучше нам отправиться в путешествие? (Дети предлагают свои варианты)

Что ж, отправляемся в путь. Поезд (или тот вид транспорта, который выбрали дети) нас ждет, надо только купить билеты. Билеты у нас необычные. Найдите себе в волшебном мешочке букву и отгадайте ее на ощупь. Кто отгадает, прикрепляет букву на мольберт и садится в автомобиль. (Проводится дидактическая игра «Волшебный мешочек» В мешочке помещаются буквы магнитной азбуки). Дети рассаживаются в вагончики поезда.

2. Основной этап

Цели:

• развитие артикуляционной моторики;

• развитие слухового внимания;

• закрепить умение дифференцировать гласные и согласные звуки;

• закрепить умение разделять слова на слоги;

• развитие мелкой моторики рук;

совершенствовать умение производить звуковой анализ слова.

Вы готовы? Включаем мотор! (Проводится артикуляционное упражнение «Моторчик»).

- Поезд отправляется.

(Звучит песенка «Паровозик из Ромашково»)

- Вот наша первая станция. Называется она «Звуки».

- Ребята, вспомните и скажите, какие звуки вы слышали на улице города? (ответы детей – шум машин, разговор, щебет птиц, лай собаки, мяуканье кошки).

– Это разнообразные звуки. Есть звуки природы, звуки музыки. А есть звуки речи. Из звуков речи состоят слова, и люди прекрасно понимают друг друга.

– А можем ли мы увидеть звук? (Ответы детей – нет.) Звуки невидимые, но мы их слышим и произносим.

– А какие бывают звуки речи? (Ответы детей.)

– Правильно. Молодцы.

- Посмотрите, река разделяет сказочный город на два берега. На одном берегу жители живут в красных домиках, а на другом - в синих и зеленых.

Как вы думаете, почему так?

(Ответы детей: На берегу с красными домиками живут гласные звуки, а на берегу с синими и зелеными домиками живут согласные звуки).

– Правильно. Молодцы!

- Назовите гласные звуки. (А, О, У, И, Ы, Э).

- Почему они так называются? (Мы их произносим голосом. Во время их произношения воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть).

– Правильно. Молодцы!

Жители станции «Звуков» приглашают нас поиграть.

Дидактическое упражнение «Где живут гласные». Цель: закреплять умение различать гласные звуки.

Лак, дом, кит, сыр, суп.

- Молодцы! Справились, нашли все гласные звуки.

- Как вы думаете, почему на берегу согласных звуков домики синие и зеленые? Какие согласные звуки в них живут? (Мягкие или твердые).

– Правильно. Молодцы

- Каким цветом домик у твердого согласного звука? (синий)

- Каким цветом домик у мягкого согласного звука? (зеленый)

Игра с мячом «Где эта улица, где этот дом».

Цель: закреплять умение различать согласные звуки твердые и мягкие.

Я называю твердый согласный звук, а вы называете его «братца» мягкий согласный звук.

([б]-[б’], [в]-[в’], [г]-[г’], [д]-[д’]

и т. д.).

- А ещё, какими бывают согласные звуки? (Звонкими или глухими).

- Как мы можем определить звонкий или глухой звук? (Проложи ладонь к горлу. Если горло дрожит при произношении звука – это звонкий звук, если не дрожит – глухой).

- Вы молодцы, все знаете про звуки.

Жители станции «Звуки» зовут нас поиграть. Если услышите гласный звук- хлопните в ладоши, если согласный- присядьте.

- Какие вы внимательные ребята! Молодцы, отправляемся дальше! (Аудиозапись «Паровозик из Ромашково»).

- Вторая станция «Слоги».

- Ребята, а как определить, сколько слогов в слове? (Прохлопать. Посчитали гласные: сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Игра «Раздели слова на слоги»

- Назовите предмет, изображенный на картинке и разделите хлопками это слово на слоги.

Сколько слогов в слове мяч?

Давайте прохлопаем все вместе.

А если назвать его ласково - мячик. Слова: шко-ла, ма–лыш, ко– ро–ва, ба–боч–ка, ра–ду–га, дом, сом.

-Молодцы! Отправляемся дальше!

(Аудиозапись «Паровозик из Ромашково»).

- Третья станция «Буквы».

- Дети, а знаете ли вы, как обозначаются звуки на письме?

- Чем же отличаются звуки и буквы? (звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).

- Как все буквы можно назвать одним словом? (алфавит, азбука).

- Но перед тем, как поработать со звуками и буквами, давайте отдохнем.

Физкультминутка «Апрель, апрель» (пальчиковая игра с элементами нейрогимнастики)

На станции «Буквы» нас ждет сказочный персонаж.

Послушайте загадку:

«Этот зверь живет лишь дома. С этим зверем все знакомы.

У него усы как спицы. Он, мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится…Угадали? Это — …» (КОТ).

- Выполним звуковой анализ слова «КОТ».

- Назовите первый звук в этом слове. Каким цветом обозначим?

- Назовите второй звук. Каким цветом обозначим?

- Назовите третий звук. Каким цветом обозначим?

- Сколько всего звуков?

- Сколько гласных звуков?

- Сколько согласных звуков?

- Теперь ниже выложим слово

«КОТ» из букв. У каждого из вас есть буква, которую нужно собрать. Собрав ее, мы сможем составить слово.

3. Рефлексионно- оценочный Цель: обеспечить усвоение принципов саморегуляции

- Ну что ж, ребята, вот и подошло к концу наше путешествие в город

«Букв и звуков». Нам пора

возвращаться в детский сад. (Звукозапись).

- Выходите из своих вагончиков, и все дружно встанем в круг, протяните левую руку и скажем волшебные слова: «Раз, два, три, четыре, пять – возвращаемся в детский сад»

- Ребята, на каких станциях волшебного города мы побывали?

- На какие два берега разделяет река жителей станции «Звуков»? (На берег Гласных и Согласных звуков)

-В домиках какого цвета живут жители гласных звуков? (В домиках красного цвета).

- Почему у жителей берега Согласных звуков домики синего и зеленого цвета? (Потому что согласные звуки делятся на твердые и мягкие).

- В какую игру мы играли на станции «Слоги»? (Мы делили слова на слоги).

- Какой герой встретил нас на станции «Буквы»?

Что больше всего понравилось тебе (называет несколько ребят по имени?

С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

Спасибо вам, вы все были активными и внимательными. Ну, а впереди нас ждут еще путешествия, новые звуки и буквы, с которыми нам предстоит познакомиться.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Город букв и звуков»Дидактическое пособие «Город букв и звуков» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию дидактическое пособие «Город звуков и букв», которое я использую с детьми старшего возраста.

Дидактическое пособие по звуковой культуре речи и обучению грамоте «Путешествие в мир звуков, букв и слов»Дидактическое пособие по звуковой культуре речи и обучению грамоте «Путешествие в мир звуков, букв и слов» ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по звуковой культуре речи и обучению грамоте в работе с детьми подготовительной группы «Путешествие в мир звуков,.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Закрепление звуков [А], [У], [О], [М], [C], [Х] и букв А, У, О, М, C, Х» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ А У О М С Х. Задачи: Учить детей находить знакомые звуки:.

Конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем Машеньке»Конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем Машеньке» Цель: формировать у детей элементарные математические представления с помощью заданий по математике и развитию речи. Приоритетная образовательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в город букв и звуков»
Опубликовано: 29 сентября 2024 в 15:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологическая карта занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в город букв и звуков»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Ануфриева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД