Надежда Ануфриева
Технологическая карта занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в город букв и звуков»
Тема занятия
Систематизация знаний детей о звуках
Тип занятия
подгрупповое
Современные технологии
Здоровьесберегающие, компьютерные
Цель занятия
выявить степень усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях по развитию речи.
Задачи занятия
Образовательные:
• обобщить и систематизировать знания детей о звуках (гласные, согласные,
Публикация «Технологическая карта занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста „Путешествие в город букв и звуков“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• закрепить умение дифференцировать на слух гласные и согласные звуки,
• совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах,
• упражнять в определении места звука в слове.
• Развивающие:
• развивать фонетическое восприятие и слух, навыки звукового анализа (различать на слух гласные и согласные звуки, определять место звука в слове,
• развивать внимание, логическое мышление, зрительное восприятие,
- развивать артикуляционную и мелкую моторику,
- учить внимательно вслушиваться в речь взрослого.
Воспитывающие:
воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие, воспитывать интерес к обучению грамоте.
Планируемые результаты
В результате занятия дети покажут знания:
• о звуках (гласных, согласных, буквах;
• в дифференциации гласных и согласных звуков;
• определения слогов в словах;
• выполнении звукового анализа слова.
Ресурсы занятия
проектор, интерактивная доска SMART, презентация, музыкальный трек «Паровозик из Ромашково», фишки красного и синего цвета по количеству детей, схема для звукового анализа слова, разрезные буквы.
Характеристика этапов
1. Организационный
Цели:
- дать положительный настрой на занятие;
- создать комфортные условия для работы.
Ритуал приветствия (1-2 мин.)
Здравствуйте, ребята. Вижу, вы улыбаетесь, а это, значит, у вас хорошее настроение. Предлагаю вам поделиться друг с другом своей улыбкой. Для этого, встаем в кружок.
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Теперь у нас весь день будет хорошее настроение.
Игровая ситуация «Письмо от жителей волшебного города «Звуков и букв».
Ребята, сегодня я получила интересное письмо от жителей волшебного города «Звуков и букв». Хотите узнать, что в нем? Вот, что в нем написано: «Дорогие ребята, приезжайте скорее. У нас в городе полная неразбериха. Вот, что случилось: с печки азбука свалилась. Все буквы и звуки заблудились».
- Что же делать, ребята? (Надо помочь).
- Я рада, что вы готовы помочь нашим друзьям звукам и буквам. И пословица говорит: не бросай друга в беде. А ведь Азбука – наш большой друг, азбука – к мудрости ступенька.
- На чем лучше нам отправиться в путешествие? (Дети предлагают свои варианты)
Что ж, отправляемся в путь. Поезд (или тот вид транспорта, который выбрали дети) нас ждет, надо только купить билеты. Билеты у нас необычные. Найдите себе в волшебном мешочке букву и отгадайте ее на ощупь. Кто отгадает, прикрепляет букву на мольберт и садится в автомобиль. (Проводится дидактическая игра «Волшебный мешочек» В мешочке помещаются буквы магнитной азбуки). Дети рассаживаются в вагончики поезда.
2. Основной этап
Цели:
• развитие артикуляционной моторики;
• развитие слухового внимания;
• закрепить умение дифференцировать гласные и согласные звуки;
• закрепить умение разделять слова на слоги;
• развитие мелкой моторики рук;
совершенствовать умение производить звуковой анализ слова.
Вы готовы? Включаем мотор! (Проводится артикуляционное упражнение «Моторчик»).
- Поезд отправляется.
(Звучит песенка «Паровозик из Ромашково»)
- Вот наша первая станция. Называется она «Звуки».
- Ребята, вспомните и скажите, какие звуки вы слышали на улице города? (ответы детей – шум машин, разговор, щебет птиц, лай собаки, мяуканье кошки).
– Это разнообразные звуки. Есть звуки природы, звуки музыки. А есть звуки речи. Из звуков речи состоят слова, и люди прекрасно понимают друг друга.
– А можем ли мы увидеть звук? (Ответы детей – нет.) Звуки невидимые, но мы их слышим и произносим.
– А какие бывают звуки речи? (Ответы детей.)
– Правильно. Молодцы.
- Посмотрите, река разделяет сказочный город на два берега. На одном берегу жители живут в красных домиках, а на другом - в синих и зеленых.
Как вы думаете, почему так?
(Ответы детей: На берегу с красными домиками живут гласные звуки, а на берегу с синими и зелеными домиками живут согласные звуки).
– Правильно. Молодцы!
- Назовите гласные звуки. (А, О, У, И, Ы, Э).
- Почему они так называются? (Мы их произносим голосом. Во время их произношения воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть).
– Правильно. Молодцы!
Жители станции «Звуков» приглашают нас поиграть.
Дидактическое упражнение «Где живут гласные». Цель: закреплять умение различать гласные звуки.
Лак, дом, кит, сыр, суп.
- Молодцы! Справились, нашли все гласные звуки.
- Как вы думаете, почему на берегу согласных звуков домики синие и зеленые? Какие согласные звуки в них живут? (Мягкие или твердые).
– Правильно. Молодцы
- Каким цветом домик у твердого согласного звука? (синий)
- Каким цветом домик у мягкого согласного звука? (зеленый)
Игра с мячом «Где эта улица, где этот дом».
Цель: закреплять умение различать согласные звуки твердые и мягкие.
Я называю твердый согласный звук, а вы называете его «братца» мягкий согласный звук.
([б]-[б’], [в]-[в’], [г]-[г’], [д]-[д’]
и т. д.).
- А ещё, какими бывают согласные звуки? (Звонкими или глухими).
- Как мы можем определить звонкий или глухой звук? (Проложи ладонь к горлу. Если горло дрожит при произношении звука – это звонкий звук, если не дрожит – глухой).
- Вы молодцы, все знаете про звуки.
Жители станции «Звуки» зовут нас поиграть. Если услышите гласный звук- хлопните в ладоши, если согласный- присядьте.
- Какие вы внимательные ребята! Молодцы, отправляемся дальше! (Аудиозапись «Паровозик из Ромашково»).
- Вторая станция «Слоги».
- Ребята, а как определить, сколько слогов в слове? (Прохлопать. Посчитали гласные: сколько в слове гласных, столько и слогов.)
Игра «Раздели слова на слоги»
- Назовите предмет, изображенный на картинке и разделите хлопками это слово на слоги.
Сколько слогов в слове мяч?
Давайте прохлопаем все вместе.
А если назвать его ласково - мячик. Слова: шко-ла, ма–лыш, ко– ро–ва, ба–боч–ка, ра–ду–га, дом, сом.
-Молодцы! Отправляемся дальше!
(Аудиозапись «Паровозик из Ромашково»).
- Третья станция «Буквы».
- Дети, а знаете ли вы, как обозначаются звуки на письме?
- Чем же отличаются звуки и буквы? (звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).
- Как все буквы можно назвать одним словом? (алфавит, азбука).
- Но перед тем, как поработать со звуками и буквами, давайте отдохнем.
Физкультминутка «Апрель, апрель» (пальчиковая игра с элементами нейрогимнастики)
На станции «Буквы» нас ждет сказочный персонаж.
Послушайте загадку:
«Этот зверь живет лишь дома. С этим зверем все знакомы.
У него усы как спицы. Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится…Угадали? Это — …» (КОТ).
- Выполним звуковой анализ слова «КОТ».
- Назовите первый звук в этом слове. Каким цветом обозначим?
- Назовите второй звук. Каким цветом обозначим?
- Назовите третий звук. Каким цветом обозначим?
- Сколько всего звуков?
- Сколько гласных звуков?
- Сколько согласных звуков?
- Теперь ниже выложим слово
«КОТ» из букв. У каждого из вас есть буква, которую нужно собрать. Собрав ее, мы сможем составить слово.
3. Рефлексионно- оценочный Цель: обеспечить усвоение принципов саморегуляции
- Ну что ж, ребята, вот и подошло к концу наше путешествие в город
«Букв и звуков». Нам пора
возвращаться в детский сад. (Звукозапись).
- Выходите из своих вагончиков, и все дружно встанем в круг, протяните левую руку и скажем волшебные слова: «Раз, два, три, четыре, пять – возвращаемся в детский сад»
- Ребята, на каких станциях волшебного города мы побывали?
- На какие два берега разделяет река жителей станции «Звуков»? (На берег Гласных и Согласных звуков)
-В домиках какого цвета живут жители гласных звуков? (В домиках красного цвета).
- Почему у жителей берега Согласных звуков домики синего и зеленого цвета? (Потому что согласные звуки делятся на твердые и мягкие).
- В какую игру мы играли на станции «Слоги»? (Мы делили слова на слоги).
- Какой герой встретил нас на станции «Буквы»?
Что больше всего понравилось тебе (называет несколько ребят по имени?
С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Спасибо вам, вы все были активными и внимательными. Ну, а впереди нас ждут еще путешествия, новые звуки и буквы, с которыми нам предстоит познакомиться.