Вера Козлова
Технологическая карта-конструкт совместной деятельности с детьми по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (КОНСТРУКТ) СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
Тема: Свойства воды
Возрастная группа: 4-5 лет
Форма совместной деятельности : опытно-экспериментальная
Форма организации: групповая
Учебно-методический комплект:
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». – С-Пб: Детство-Пресс, 2008г
Публикация «Технологическая карта-конструкт совместной деятельности с детьми по опытно-экспериментальной деятельности „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
2. Поддьяков Н. Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект». — Волгоград: Перемена, 1995г
3. Поддьяков А. И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников», 1990г. ;
Средства:
• Наглядные: карточки с изображением познавательных тем о воде, игрушка «Капелька»
• Литературные: Загадки о воде, стихотворение «Вода, вода, кругом вода…»
• Музыкальные: Звуки воды
• Оборудование: Музыкальный центр; поддоны; прозрачные стаканы с водой; стиральный порошок; соль; мука; сахар; шампунь; песок, растительное масло; чай; ложки, бумага, марля, фильтры бумажные, передники; листы бумаги для фиксации наблюдений, простые карандаши.
Достижение образова-тельных ре-зультатов Овладевает основными способами деятельности : применение усвоенных способов проведения опыта по алгоритму в самостоятельной деятельности; умение делать выводы;
Положительное отношение к миру: умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы;
умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями.
Умение сопереживать
Владеет разными формами и видами игры: умеет подчиняться правилам игры (действует по сигналу,
предлагает свои варианты разворачивания сюжета игры
Владеет устной речью: умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;
Владеет основными движениями: выполнение основных движений: ходьба и бег, приседания, махи руками, «барабанят» пальчиками. ; снятие напряжения
Способен к волевым усилиям: умение сосредоточенно действовать в течение 15 – 20 мин. ;
следовать правилу в продуктивной деятельности.
совместно составлять и выполнять правила безопасного поведения в лаборатории.
развитие любознательности и познавательной мотивации, активности в продуктивной деятельности. Становление самостоятельности, целенаправленности
Обладает начальными знаниями: формирование представлений о явлениях неживой природы, умение фиксировать результат в рабочем листе,
Задачи Обучающие: Закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются
Расширять знания детей о явлениях неживой природы через экспериментальную деятельность.
Воспитательные: Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру, бережное отношение к воде. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.
Развивающие: • Выявить вещества, которые растворяются и не растворяются в воде.
• Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.
• Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.
• Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.
Этапы совместной деятельности Содержание деятельности Деятельность педагога Деятельность детей, которая приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат
Организационно-мотивационный
Интегра-ция
ОО «Социально-коммуникативное развитие»,
ОО «Познавательное развитие» Воспитатель:
Вода-вода, кругом вода
И без нее нам никуда.
Цветы полить,
И просто так ее попить.
Мы открываем кран с водой
И наливаем в чайник свой.
И скоро чаем угостит.
И в вашей группе вода есть
Ее капелек не счесть.
Сейчас по группе мы пойдем
И много капелек найдем.
В гости к детям приходит Капелька, она принесла много различных веществ. Капелька просит помочь разобраться в том, что произойдет с водой при взаимодействии с этими веществами.
Воспитатель: Ребята рассмотрите вещества, которые принесла Капелька. С какими веществами вы бы хотели провести опыт? Где вам будет удобнее проводить опыты? Почему? Приветствие, установление зрительного кон-такта. Воспитатель задаёт детям вопросы, читает стихотворение. Приветствие, ответы на вопросы, формулирова-ние познаватель-ной задачи. Привлече-ние направлен-ного
внимания.
Внутренняя мотивация на деятельность.
Сформули-рованная детьми познавательная задача.
Актуализация
Интеграция
ОО «Познавательное развитие»,
ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие
Перед тем, как определять, что это за вещества, дети вспоминают правила работы с ними:
• нельзя пробовать вещества на вкус – есть опасность отравиться,
• нюхать нужно осторожно, направляя запах от стакана ладошкой, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.
• Внимательно слушать воспитателя;
• Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу;
• Не пробовать вещества, используемые для опытов;
• Не забывать, после каждого опыта сделать вывод. Задаёт детям вопросы,
Демонстрирует карточки-схемы (безопасного поведения в лаборатории)
Отвечают на вопросы, составляют правила поведения в лаборатории Воспроизведение информации, необходимой для успешного
усвоения.
Расширение имеющихся представлений
Практическая работа,
Интеграция
ОО «Познавательное развитие»,
ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие». Дети выясняют, что изменится, если растворить исследуемые вещества в воде. Дети растворяют различные вещества в разных сосудах.
Чистая вода + вещество
Что получилось
*Соль
Вывод:Быстро растворилась в воде, раствор остался прозрачным.
*Сахар
Вывод:Быстро растворился в воде, раствор остался прозрачным.
*Стиральный порошок
Вывод:Легко растворился, но раствор стал мутноватым и начал пениться при интенсивном помешивании.
*Песок
Вывод:Придал воде коричневатый цвет (вода стала грязной) и осел в виде осадка на дне.
*Мука
Вывод:Растворилась в воде, но вода стала мутной, часть муки осела в виде осадка
*Шампунь
Вывод:Легко растворился, но раствор стал мутноватым и начал пениться при интенсивном помешивании.
*Растительное масло
Вывод: Масло не растворилось в воде. Оно плавает по ее поверхности в виде пленки. Если раствор взболтать, то масло приобретает на некоторое время вид мелких капелек, которые затем снова преобразуются в пленку.
*Чай
Вывод:Быстро изменил цвет раствора на коричневый, но при этом сам не растворился.
*Камень
Вывод: Осел на дно, цвет воды не изменил, но заметно ее вытеснил (воды словно стало больше)
Результат опытов дети заносят в рабочие листы (приложение №1).
Воспитатель: Можно ли теперь воду очистить от разных веществ? Как это можно сделать? Полина говорит, что воду можно отфильтровать.
Детям предлагается фильтр из сложенной в несколько слоев марли.
Дети фильтруют воду. Результаты заносятся в таблицу в рабочие листы.
Раствор: Что получилось после фильтрования
Чистая вода + соль
Практически не от фильтровался.
Чистая вода +сахар
Практически не от фильтровался.
Чистая вода +стиральный порошок
Вода все равно мутноватая, на фильтре видны следы крупинок порошка.
Чистая вода + песок
Вода в стакане кажется почти чистой, на фильтре много песчинок.
Чистая вода + мука
Раствор по-прежнему имеет мутноватый цвет. На фильтре видны следы клейковины.
Чистая вода + шампунь
Практически не от фильтровался.
Чистая вода + растительное масло
Отфильтровалось быстро, на фильтре видны его следы
Чистая вода +чай
Практически не от фильтровался. На фильтре оставил темные следы и чаинки. Получившийся отфильтрованный раствор коричневого цвета.
Чистая вода + камень
Вода в стакане чистая, камень остался лежать в воронке. Организует обсуждение.
Совместно с детьми выбирает материал для опыта. Напоминает правила безопасности.
Знакомит с алгоритмом проведения опыта.
Способствует формулированию вывода детьми Участвуют в обсуждении, высказывают предположения, свое мнение.
Выбирают материал для опыта. Закрепляют правила безопасности. Проводят опыты : «Какие вещества растворяются в воде, какие не растворяются» Овладение умения работать по алгоритму. Сформированные представления о
Том, что не все вещества одинаково растворяются в воде; о том, как можно фильтровать воду; о том, что не вся вода пригодна для использования в пищу. Любознательность и активность.
Активизация словаря
Динамическая пауза,
Интеграция
ОО «Речевое развитие»,
ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие»; ОО «Физическое развитие» Физминутка Дождик песенку поет:
Кап, кап, кап. (ходьба)
Только кто ее поймет
Кап, кап, кап. (присели, барабанят пальчиками)
Не поймем ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы. (разводят руки в стороны)
И весенняя листва,
И зеленая трава. (махи руками над головой, внизу)
Лучше всех поймет зерно -
Прорастать начнет оно: (присели, медленно поднимаются)
Кап, кап, кап. Проводит Физминутку «Тучка и капельки», проговаривает слова и показывает действия.
Выполняют физические упражнения: ходьба и бег, приседания, махи руками, «барабанят» пальчиками. Сопровождают физ. упражнения стихотворением «Тучка и капельки» Снятие напряжения, эмоциональ-ная и физическая разрядка
Рефлексия,
Интеграция
ОО «Социально-коммуникативное развитие»,
ОО «Познавательное развитие»
Воспитатель: Ребята, кто с какими веществами проводил опыты? Что вы выяснили? Какой общий вывод мы можем сделать?
Вывод:
• Вода растворяет многие вещества, и не все из них удается отфильтровать в бытовых условиях.
• Даже после фильтрования загрязненную воду нельзя употреблять в пищу не кипяченой.
• Загрязненной водой после ее фильтрования можно мыть руки, стирать белье и использовать для различных хозяйственных нужд. Организует обсуждение полученной информации. Участвуют в обсуждении.
Фиксируют результаты опыта в рабочих листах.
Сформированность представлений о растворяемости веществ в воде; о способах очистки; о том, какую воду можно употреблять, а какую нет и почему.
Заключительный этап.
Интеграция
ОО «Познавательное развитие»,
ОО «Социально-коммуникативное развитиеоммуникация»
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня планировали узнать? (свойства воды) Мы справились с этой задачей? Что еще о воде вы хотели бы узнать? О чем вы хотели бы поговорить на следующей нашей встрече? (Можно предложить карточки с изображением тем (приложение №2, дети выбирают карточку, намечают тему, план реализации)
Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционально-го состояния, обсуждение особенностей индивидуаль-ной и совместной работы.
Высказываются по поводу полученной информации; качества выполненной работы и воплощения собственного замысла; своего эмоционального состояния. Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков.