Лихачева Дарья
Технологическая карта проведения занятия по экологии «Перелетные и зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта проведения занятия
Тема: «Перелетные и зимующие птицы».
Возрастная группа: старшая.
Цель: систематизировать и обобщать у детей представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их
обитания.
Задачи (в соответствии с возрастными особенностями) :
Образовательные:
Публикация «Технологическая карта проведения занятия по экологии „Перелетные и зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-закрепить и пополнить знания детей о птицах : перелетных и зимующих, об их внешнем виде, отличительных особенностях, способах передвижения, питании;
-продолжать обогащать представления детей о причинах отлета птиц;
-продолжать развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
Воспитательные:
-воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Развивающие :
-развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы;
- развивать активный и пассивный словарь, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;
- развивать любознательность, активность, самостоятельность.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Планируемый результат: дать и обобщить детям знания о перелетных и зимующих птицах соответствующие возрасту.
Основные понятия: «перелетные и зимующие птицы»
Форма проведения : фронтальная.
Подготовительная работа: : наблюдение за птицами на участке, за их поведением возле кормушки; беседы с детьми о птицах;рассматривание иллюстраций с изображением птиц;разгадывание загадок о птицах, заучивание стихотворений, чтение сказок; Дидактические игры:«Кто где живет?», «Кто чем питается?», настольно-печатная игра «Наши соседи».
Оборудование:письмо, картинки с изображением перелетных птиц, мяч, картонные медали «Друзья птиц», схема строения птиц, схема отлета птиц, перья, камни, весы, пипетки, емкости с водой, растительным маслом, бумажные крылья, шапочка воробья, кормушка и корм для птиц.
№, название этапа
занятия,
продолжительность
Задачи
этапа
Действия
воспитателя
Методы,
формы,
приемы
Необходимое оборудование
Действия
воспитанников
Примечания
1. Организационно-
мотивационный
Вызвать эмоциональный отклик у детей на предстоящую деятельность. Ребята, Незнайка прислал нам на почту письмо. Но прежде, чем его открыть, отгадайте загадку:
Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
(Птицы)
Я обнаружила картинки незнакомых ему птиц. Вы мне поможете познакомить Незнайку с ними?
Словесный Письмо, картинки с изображением птиц Отгадывают загадку Внимание детей устремлено на воспитателя
2. Основной этап Актуализация знаний Воспитатель показывает слайды, а дети называют птиц
Дети, давайте расскажем, кто же такие птицы? Какие части тела у них есть? (Две ноги, два крыла, голова, на голове клюв, тело покрыто перьями, появляются они из яиц).
Воспитатель выставляет на доске схему строения птиц.
У всех птиц одинаковое строение, но люди называют их по-разному, как же они их различают? (По оперению, по внешнему виду, по величине, по голосам).
В природе существует большое разнообразие птиц. Давайте вспомним, на какие две большие группы можно их разделить? (Зимующие и перелетные).
Каких представителей перелетных птиц вы знаете? Посмотрите на картинку и скажите.
Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают?
Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них под крылышками вырастает к зиме подпушек, клюв становится крепким, чтобы доставать себе насекомых из-под коры деревьев и щелей домов. Самое ужасное – голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжелые времена, они собираются в стаи и отправляются в далекий путь. Во время перелета птицы придерживаются строгого порядка. Одни выстраиваются в линию, другие образуют дугу, журавли летят клином, а мелкие птицы (скворцы, ласточки, стрижи) порядка не любят, летят стайкой. Время перелета – это трудный период в жизни птиц. Некоторые из них не выдерживают и в пути погибают.
Скажите, а каких птиц мы видим зимой? (Ворона, воробей, голубь, синица, снегирь).
Словесный,
наглядный,
практический Картинки с изображением птиц, схема строения птиц Называют птиц.
отвечают на вопрос воспитателя.
Отвечают на вопрос
вспоминают ранее изученный материал
Отвечают на вопросы
продолжают отвечать на вопросы Дети вовлечены в деятельность. Повторяют ранее изученный материал.
2.1. Этап постановки
проблемы
Создание проблемной ситуации для дальнейшего ее решения. Скажите, а каких птиц мы видим зимой? (Ворона, воробей, голубь, синица, снегирь).
- А как их называют? (Зимующие). Почему они от нас не улетают? Разве им не холодно? (Они всеядные).
- А как люди помогают птицам в холодное время года? (Подкармливают).
- Ну вот, я думаю, теперь Незнайке многое станет ясно о незнакомых ему птицах. Наверное, он пришлет нам благодарственное письмо. А теперь я предлагаю вам немного поиграть и еще раз проверить свои знания в одном опыте (создание проблемной ситуации)
Словесный Картинки с изображением птиц Отвечают на вопросы воспитателя
готовы к предстоящей деятельности
Дети взаимодействуют с воспитателем
2.2. Этап
ознакомления с
материалом
Ознакомление с новым материалом
Вы молодцы, многое знаете о птицах, а сейчас не хотите ли вы поиграть?
Проводится подвижная игра «Воробей». Воробей выбирается по считалке.
- Мы с вами очень много говорили о птицах, наблюдали за ними, отгадывали загадки, учили стихи, читали много сказок и рассказов. Давайте проведем небольшую викторину.
1. У Аленушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).
2. Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).
3. Волшебная птица с золотым оперением? (Жар – птица).
4. Кем была жена князя Гвидона в сказке о царе Салтане? (Царевна Лебедь).
5. Птица, которая заставила плакать деда и бабу плакать из-за яйца? (Курочка Ряба).
6. Какие птицы жили у бабуси? (Гуси).
7. У кого лиса была в гостях, и, обидевшись, преподнесла угощение на тарелке? (У журавля).
Сейчас поиграем с мячом в игру «Кто как голос подает».
Воробей – чирикает.
Кукушка – кукует.
Голубь – воркует.
Ворона – каркает.
Сорока –стрекочет, трещит.
Ласточка – щебечет.
Дятел – стучит, долбит.
Синица – тенькает.
А сейчас игра «Скажи наоборот».
У воробья туловище мелкое, а у вороны… (крупное).
У вороны клюв большой, а у воробья…
У воробья хвост короткий, а у вороны…
У вороны лапы толстые, а у воробья…
У воробья перышки серые, а у вороны…
Физкультминутка «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки на плетень
Тири-тири,
Тень-тень-тень.
А сейчас отгадайте вот такую загадку:
По лесу летало, в воде бултыхалось.
В воду упало и сухим осталось. (Перо)
- Чье это перо? (Птичье)
- А почему же оно в воздухе летает, и, попав в воду, остается сухим, мы узнаем, пройдя в нашу лабораторию.
- Возьмите перо в одну руку, а камень – в другую. Что вы чувствуете? (Перо – легкое, камень – тяжелый) Словесный,
наглядный,
практический
Мяч, перо, камушек
вовлечены в игру, играют
участвуют в викторине
играют вместе с воспитателем
вовлечены в игру
Выполняют физкультминутку
отвечают на загадку
Выполняют опыт
Дети
2.3. Этап
практического
решения
Получить обратную связь от детей о предоставленной информации. Разрешить проблемную ситуацию.
А давайте взвесим на весах перо и камень. (Дети взвешивают, делают выводы).
- А как вы думаете, почему перья у птиц не намокают?
- Я вам сейчас расскажу. Потому что у них есть специальная жировая железа, и птицы сами клювом смазывают перья. Проведем эксперимент?
У вас бумажное перо, нанесем кисточкой на него жировую смазку (растительное масло, а теперь пипеткой
капните воду. Что произошло? (Вода скатывается).
Вот так и с перьев птиц скатывается вода. Недаром есть такая пословица «Как с гуся вода».
А сейчас я расскажу вам, ребята, одну историю, которую узнала от мальчика Дениса. В выходной день проснулся Денис рано утром. За окном завывает ветер, кружится снег, а в комнате было тепло и хорошо. Мальчик встал, оделся и пошел к окну посмотреть, много ли снега выпало. Там, за окошком, он увидел маленькую птичку. Она сидела на балконе возле кормушки и прятала голову в перья. «Бедная птичка, - подумал Дениска, - чего же ты хочешь?».
- Как вы думаете, ребята, чего ждала птичка? (Она кушать хотела).
- Что сделал Дениска? (Покормил ее).
-Расскажите, какие правила будет выполнять мальчик. Вычистит кормушку, положит в нее корм, а сам уйдет. Он будет смотреть издалека, через окошко, чтобы птичка не боялась подлететь к (кормушке).
Вы тоже повесите дома кормушки?
Сегодня мы с вами на прогулке повесим вот эту кормушку и будем кормить всех птиц. Давайте покажем, как мы их будем кормить.
Словесный, наглядный, практический Весы, перо, камушек, кисточки, масло Выполняют опыт
узнают новое
слушают
отвечают на вопросы
Дети активно вовлечены в деятельность
3. Итоговый,
рефлексионный Проанализировать деятельность детей, сделать вывод о разрешении проблемной ситуации,
показать результат, оценка. Дети, сегодня мне было с вами интересно и приятно работать. А было ли интересно вам? Что нового вы узнали о птицах? Какие вопросы были для вас трудными и вы не знали ответа? Что еще вы хотели бы узнать о птицах?
А вот кажется, и Незнайка прислал нам благодарственное письмо. Что же там?
Детям вручаются медальки «Друзья птиц»
Словесный Медальки для детей Анализируют собственную деятельность, делают вывод о проделанной работе.