МААМ-картинки

Технологическая карта проведения занятия по экологии «Перелетные и зимующие птицы»

Лихачева Дарья
Технологическая карта проведения занятия по экологии «Перелетные и зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы

Технологическая карта проведения занятия

Тема: «Перелетные и зимующие птицы».

Возрастная группа: старшая.

Цель: систематизировать и обобщать у детей представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их

обитания.

Задачи (в соответствии с возрастными особенностями) :

Образовательные:

Публикация «Технологическая карта проведения занятия по экологии „Перелетные и зимующие птицы“» размещена в разделах

-закрепить и пополнить знания детей о птицах : перелетных и зимующих, об их внешнем виде, отличительных особенностях, способах передвижения, питании;

-продолжать обогащать представления детей о причинах отлета птиц;

-продолжать развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться;

-воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие :

-развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы;

- развивать активный и пассивный словарь, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;

- развивать любознательность, активность, самостоятельность.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Планируемый результат: дать и обобщить детям знания о перелетных и зимующих птицах соответствующие возрасту.

Основные понятия: «перелетные и зимующие птицы»

Форма проведения : фронтальная.

Подготовительная работа: : наблюдение за птицами на участке, за их поведением возле кормушки; беседы с детьми о птицах;рассматривание иллюстраций с изображением птиц;разгадывание загадок о птицах, заучивание стихотворений, чтение сказок; Дидактические игры:«Кто где живет?», «Кто чем питается?», настольно-печатная игра «Наши соседи».

Оборудование:письмо, картинки с изображением перелетных птиц, мяч, картонные медали «Друзья птиц», схема строения птиц, схема отлета птиц, перья, камни, весы, пипетки, емкости с водой, растительным маслом, бумажные крылья, шапочка воробья, кормушка и корм для птиц.

№, название этапа

занятия,

продолжительность

Задачи

этапа

Действия

воспитателя

Методы,

формы,

приемы

Необходимое оборудование

Действия

воспитанников

Примечания

1. Организационно-

мотивационный

Вызвать эмоциональный отклик у детей на предстоящую деятельность. Ребята, Незнайка прислал нам на почту письмо. Но прежде, чем его открыть, отгадайте загадку:

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом

Если крыльями взмахнем,

Будем в небе голубом.

(Птицы)

Я обнаружила картинки незнакомых ему птиц. Вы мне поможете познакомить Незнайку с ними?

Словесный Письмо, картинки с изображением птиц Отгадывают загадку Внимание детей устремлено на воспитателя

2. Основной этап Актуализация знаний Воспитатель показывает слайды, а дети называют птиц

Дети, давайте расскажем, кто же такие птицы? Какие части тела у них есть? (Две ноги, два крыла, голова, на голове клюв, тело покрыто перьями, появляются они из яиц).

Воспитатель выставляет на доске схему строения птиц.

У всех птиц одинаковое строение, но люди называют их по-разному, как же они их различают? (По оперению, по внешнему виду, по величине, по голосам).

В природе существует большое разнообразие птиц. Давайте вспомним, на какие две большие группы можно их разделить? (Зимующие и перелетные).

Каких представителей перелетных птиц вы знаете? Посмотрите на картинку и скажите.

Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают?

Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них под крылышками вырастает к зиме подпушек, клюв становится крепким, чтобы доставать себе насекомых из-под коры деревьев и щелей домов. Самое ужасное – голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжелые времена, они собираются в стаи и отправляются в далекий путь. Во время перелета птицы придерживаются строгого порядка. Одни выстраиваются в линию, другие образуют дугу, журавли летят клином, а мелкие птицы (скворцы, ласточки, стрижи) порядка не любят, летят стайкой. Время перелета – это трудный период в жизни птиц. Некоторые из них не выдерживают и в пути погибают.

Скажите, а каких птиц мы видим зимой? (Ворона, воробей, голубь, синица, снегирь).

Словесный,

наглядный,

практический Картинки с изображением птиц, схема строения птиц Называют птиц.

отвечают на вопрос воспитателя.

Отвечают на вопрос

вспоминают ранее изученный материал

Отвечают на вопросы

продолжают отвечать на вопросы Дети вовлечены в деятельность. Повторяют ранее изученный материал.

2.1. Этап постановки

проблемы

Создание проблемной ситуации для дальнейшего ее решения. Скажите, а каких птиц мы видим зимой? (Ворона, воробей, голубь, синица, снегирь).

- А как их называют? (Зимующие). Почему они от нас не улетают? Разве им не холодно? (Они всеядные).

- А как люди помогают птицам в холодное время года? (Подкармливают).

- Ну вот, я думаю, теперь Незнайке многое станет ясно о незнакомых ему птицах. Наверное, он пришлет нам благодарственное письмо. А теперь я предлагаю вам немного поиграть и еще раз проверить свои знания в одном опыте (создание проблемной ситуации)

Словесный Картинки с изображением птиц Отвечают на вопросы воспитателя

готовы к предстоящей деятельности

Дети взаимодействуют с воспитателем

2.2. Этап

ознакомления с

материалом

Ознакомление с новым материалом

Вы молодцы, многое знаете о птицах, а сейчас не хотите ли вы поиграть?

Проводится подвижная игра «Воробей». Воробей выбирается по считалке.

- Мы с вами очень много говорили о птицах, наблюдали за ними, отгадывали загадки, учили стихи, читали много сказок и рассказов. Давайте проведем небольшую викторину.

1. У Аленушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).

2. Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).

3. Волшебная птица с золотым оперением? (Жар – птица).

4. Кем была жена князя Гвидона в сказке о царе Салтане? (Царевна Лебедь).

5. Птица, которая заставила плакать деда и бабу плакать из-за яйца? (Курочка Ряба).

6. Какие птицы жили у бабуси? (Гуси).

7. У кого лиса была в гостях, и, обидевшись, преподнесла угощение на тарелке? (У журавля).

Сейчас поиграем с мячом в игру «Кто как голос подает».

Воробей – чирикает.

Кукушка – кукует.

Голубь – воркует.

Ворона – каркает.

Сорока –стрекочет, трещит.

Ласточка – щебечет.

Дятел – стучит, долбит.

Синица – тенькает.

А сейчас игра «Скажи наоборот».

У воробья туловище мелкое, а у вороны… (крупное).

У вороны клюв большой, а у воробья…

У воробья хвост короткий, а у вороны…

У вороны лапы толстые, а у воробья…

У воробья перышки серые, а у вороны…

Физкультминутка «Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки на плетень

Тири-тири,

Тень-тень-тень.

А сейчас отгадайте вот такую загадку:

По лесу летало, в воде бултыхалось.

В воду упало и сухим осталось. (Перо)

- Чье это перо? (Птичье)

- А почему же оно в воздухе летает, и, попав в воду, остается сухим, мы узнаем, пройдя в нашу лабораторию.

- Возьмите перо в одну руку, а камень – в другую. Что вы чувствуете? (Перо – легкое, камень – тяжелый) Словесный,

наглядный,

практический

Мяч, перо, камушек

вовлечены в игру, играют

участвуют в викторине

играют вместе с воспитателем

вовлечены в игру

Выполняют физкультминутку

отвечают на загадку

Выполняют опыт

Дети

2.3. Этап

практического

решения

Получить обратную связь от детей о предоставленной информации. Разрешить проблемную ситуацию.

А давайте взвесим на весах перо и камень. (Дети взвешивают, делают выводы).

- А как вы думаете, почему перья у птиц не намокают?

- Я вам сейчас расскажу. Потому что у них есть специальная жировая железа, и птицы сами клювом смазывают перья. Проведем эксперимент?

У вас бумажное перо, нанесем кисточкой на него жировую смазку (растительное масло, а теперь пипеткой

капните воду. Что произошло? (Вода скатывается).

Вот так и с перьев птиц скатывается вода. Недаром есть такая пословица «Как с гуся вода».

А сейчас я расскажу вам, ребята, одну историю, которую узнала от мальчика Дениса. В выходной день проснулся Денис рано утром. За окном завывает ветер, кружится снег, а в комнате было тепло и хорошо. Мальчик встал, оделся и пошел к окну посмотреть, много ли снега выпало. Там, за окошком, он увидел маленькую птичку. Она сидела на балконе возле кормушки и прятала голову в перья. «Бедная птичка, - подумал Дениска, - чего же ты хочешь?».

- Как вы думаете, ребята, чего ждала птичка? (Она кушать хотела).

- Что сделал Дениска? (Покормил ее).

-Расскажите, какие правила будет выполнять мальчик. Вычистит кормушку, положит в нее корм, а сам уйдет. Он будет смотреть издалека, через окошко, чтобы птичка не боялась подлететь к (кормушке).

Вы тоже повесите дома кормушки?

Сегодня мы с вами на прогулке повесим вот эту кормушку и будем кормить всех птиц. Давайте покажем, как мы их будем кормить.

Словесный, наглядный, практический Весы, перо, камушек, кисточки, масло Выполняют опыт

узнают новое

слушают

отвечают на вопросы

Дети активно вовлечены в деятельность

3. Итоговый,

рефлексионный Проанализировать деятельность детей, сделать вывод о разрешении проблемной ситуации,

показать результат, оценка. Дети, сегодня мне было с вами интересно и приятно работать. А было ли интересно вам? Что нового вы узнали о птицах? Какие вопросы были для вас трудными и вы не знали ответа? Что еще вы хотели бы узнать о птицах?

А вот кажется, и Незнайка прислал нам благодарственное письмо. Что же там?

Детям вручаются медальки «Друзья птиц»

Словесный Медальки для детей Анализируют собственную деятельность, делают вывод о проделанной работе.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хочу продолжить тему экологического воспитания дошкольников. Особую.

Интерактивное пособие по экологии Лэпбук «Птицы» — зимующие и перелетные» в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие по экологии Лэпбук «Птицы» — зимующие и перелетные» в условиях реализации ФГОС ДО Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной.

Конспект НОД по экологии. Квест «Послание Синички» по теме «Зимующие птицы»Конспект НОД по экологии. Квест «Послание Синички» по теме «Зимующие птицы» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественное.

Конспект НОД по экологии «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по экологии «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей», «Художественно - эстетическое развитие.

Конспект НОД по экологии «Зимующие птицы» с применением ИКТ в подготовительной группеКонспект НОД по экологии «Зимующие птицы» с применением ИКТ в подготовительной группе Цель: Систематизировать знания детей о зимующих птицах нашего края Задачи: - Закрепить умения различать птиц по внешнему виду и называть.

Конспект ООД по экологии «Перелетные птицы» в подготовительной к школе группеКонспект ООД по экологии «Перелетные птицы» в подготовительной к школе группе Тема: «Перелетные птицы» Цель: Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, дать определение словам «насекомоядные»,.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Зимующие птицы» Цели: обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах; выявить экологические знания детей: правила поведения в лесу; учить воспринимать.

Методическое пособие. «Птицы перелетные и зимующие» Содержание Введение Пояснительная записка Задачи методического пособия ЗАНЯТИЕ 1. ТЕМА: «ПТИЦЫ – ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ" ЗАНЯТИЕ 2. ТЕМА:.

Технологическая карта занятия по ритмической пластике Организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема : Музыкально –ритмическая композиция «Марш» Г. Свиридова.

Технологическая карта занятия с использованием образовательных электронных ресурсов «Перелётные птицы» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта проведения занятия по экологии «Перелетные и зимующие птицы»
Опубликовано: 13 мая 2020 в 13:05
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологическая карта проведения занятия по экологии «Перелетные и зимующие птицы»» (включая файлы) размещена пользователем Лихачева Дарья (УИ 1522766) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД