Марина Шаблаева
Конспект НОД по экологии «Зимующие птицы» с применением ИКТ в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать знания детей о зимующих птицах нашего края
Задачи:
- Закрепить умения различать птиц по внешнему виду и называть их;
- Совершенствование умения ориентироваться в пространстве (понимать термины «слева», «справа», «снизу», «сверху», предлоги «после», «перед», «над», «под», «между», «от»);
- Расширение представлений детей о профессии орнитолог;
- Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактической игре;
- Повышать самостоятельную творческую активность детей;
Публикация «Конспект НОД по экологии „Зимующие птицы“ с применением ИКТ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по экологии
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
- Воспитывать в детях бережное отношение к зимующим птицам, вызывать желание заботиться и оберегать их
Оснащение педагогического процесса:
Разрезные картинки птиц; предметные картинки с изображением зимующих птиц; конверт с письмом; снежный ком; 2 «волшебных палочки»; аудиозапись «Птичьи голоса», звуки вьюги; плакат: «Зимующие птицы»; презентация "Загадки о птицах"; 2 картинки для фланелеграфа- «Солнышко» и «Снежинка»; 2 кроссворда; цветная бумага, ножницы; 2 кормушки; медали «Активному защитнику природы»
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие
Проектирование образовательного процесса:
Беседы с детьми в процессе наблюдения на прогулке за птицами (характерные внешние признаки: хвост, клюв, расцветка перьев, величина); чтение энциклопедической и художественной литературы; заучивание стихов о птицах; знакомство с профессией – орнитолог; рисование и лепка зимующих птиц.
1. Организационная часть.
- Ребята, я предлагаю вам начать увлекательное путешествие. Тему путешествия вам помогут определить картинки. Я попрошу вас подойти и выбрать по одному фрагменту.
- А теперь посмотрите на обратную сторону. Видите «рубашки» у картинок разного цвета. Пожалуйста, те ребята, у кого картинки с желтой «рубашкой», подойдите к столу, отмеченному желтым цветом, у кого красные – к столу с красным цветом (Дети собирают разрезные картинки).
- Итак, ребята, внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки. Как вы думаете, о ком же мы сегодня будем говорить на занятии? (О птицах)
- Правильно, о птицах. Мир птиц очень большой, интересный и разнообразный. Ребята, давайте представим, что мы сегодня пришли с вами в парк, вокруг деревья и слышны голоса. Звучит музыка (трель разных птиц).Чьи это голоса? Здесь живет много птиц. А как вы думаете зимой можно услышать такое чудесное птичье пение? Почему? (Ответы детей)
- Сегодня птичка принесла нам письмо от лягушки-путешественницы. «Дорогие ребята, я очень горда тем, что совершила свой полет с дикими гусями, но меня удивляет то, что не все птицы улетели на юг, почему?»
Беседа о зимующих птицах
- Давайте ребята ответим на вопрос лягушки-путешественницы: все ли птицы улетают в теплые края? (Ответы детей) - Почему птицы осенью улетают? (Им зимой нечего есть)
- Какие птицы остаются зимовать с нами? (зимующие) Сейчас мы узнаем каких птиц зимой вы можете встретить на улице, в парке, во дворе?
Игра «Снежный ком»
Дети стоят в кругу и предают друг другу ком из ваты, говоря слова:
«Снежный ком мы все катаем
до пяти мы все считаем
раз, два, три, четыре, пять
тебе птицу называть»
(тот, у кого в руках оказался снежный ком называет зимующую птицу)
Игра «Кто внимательный»
Посмотрите, кто к нам прилетел? Вы знаете этих птиц? Назовите их. Почему они называются зимующими?
Сейчас мы посмотрим, какие вы внимательные.
- Я задумываю птицу, которая стоит после… (снегиря) - Это кто? Перед? Справа от? Слева от? Сверху над? Снизу под? Между…
2. Основная часть.
- Сейчас мы с вами разделимся на команды и посмотрим, что вы знаете о птицах. Каждый из вас подойдет к столу и сам выберет себе картинку понравившейся птички. Итак, у нас 2 команды. Команда «Снегири» встаньте справа от меня, команда «Синицы»- слева.
- Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта наука? Хотите поиграть в ученых-орнитологов? Ученые орнитологи знают много информации о птицах.
1-й конкурс: «Разминка»
Вопросы задаются всем игрокам команды, ответ дает тот член команды, кто первым взял в руку «волшебную палочку». Игрок, давший правильный ответ, получает для команды награду – «птичку».
- Какие птицы выводят птенцов зимой (Клесты)
- У какой птицы бесшумный полет? (Сова)
- Назовите птицу, песня которой похожа на звучание свирели? (Свиристель)
- Какая птица легко передвигается по стволам как вверх, так и вниз головой? (Поползень)
- Какую птицу люди считают самой «умной» из птиц? (Ворону)
- Назовите самую красивую птицу, встречающуюся в наших лесах, имеющую праздничный щегольский наряд. (Щегол)
- Какая птица может смотреть и в бок и даже назад? (Сова)
- Какую птицу называют главным доктором наших лесов? (Дятел)
- Самая закаленная птица? (Пингвин)
- Какая птица носит снежное название? (Снегирь)
- Назовите птицу, похожую на маленького мышонка, которая любит летать и пищать? (Пищуха)
- Назовите самую маленькую серовато-зеленую птичку, которая умеет маскироваться среди больших зеленых лап ели. (Чиж)
Воспитатель: Ученые- орнитологи могут по описанию внешнего вида, повадкам угадать, какая это птица. А вы можете?
(слайд №1)
- Ребята, лягушка-путешественница прислала нам необычную загадку-картинку.
Игра «Найди отличия»
Посмотрите на эту картинку. (показ слайда необычной птицы, получившейся из капелек воды). Кто это? Можно ли эту птичку назвать настоящей, живой? Да, это необычная, удивительная птичка из капелек воды. Орнитологи в своей работе часто сравнивают птиц. А что есть у настоящей живой птички? (голова, клюв, крылья, хвост, туловище, лапки. Тело у всех птиц покрыто перьями. Птицы выводят птенцов. Что умеет птичка делать? (летать, петь, прыгать)
2-й конкурс: «Загадочный»
В этом конкурсе вам надо будет отгадать, какая птица описана в стихотворении.
I команда
1. Желтенькая грудка, черненькая спинка,
С ветки прыгать ей не лень и щебечет целый день. (Синица)- на слайде появляется картинка с изображением синицы с записью ее голоса. (слайд № 2)
2. Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной?
На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит (Дятел) -слайд № 3
3. Окраской – сероватая,
Повадка – вороватая,
Крикунья хрипловатая.
Известная персона.
Кто это? (ворона)- слайд № 4
4. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)- слайд № 5
II команда
1. Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает (Воробей)- слайд № 6
2. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)- слайд № 7
3. Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь)- слайд № 8
4. Всю ночь летает –мышей добывает. А станет светло –
спать летит в дупло. (Сова)- слайд № 9
Молодцы ребята! Все загадки лягушки-путешественницы отгадали!
3-й конкурс: «Четвертый лишний»
Голубь — лебедь — щегол- синица. (Лишняя птица - лебедь, так как является перелетной, а голубь, щегол и синица - зимующие) и т. д.
Физкультминутка: Игра: «Разбери фигурки птиц»
Задание командам: к картинке с изображением солнца собрать перелетных птиц, а к картинке с изображением снежинки - зимующих. Дети под музыку, изображая птиц, «летают». По окончании музыки перелетные птицы становятся вокруг «солнышка», зимующие вокруг «снежинки».
Воспитатель предлагает послушать фонограмму: Ребята скажите, на что похож этот звук? (ветер, вьюга, метель)
- Как вы думаете, хорошо ли птицам в такую погоду живется? (ответы детей)
- Что страшнее для птиц, голод или холод? (голод)
Да, под толстым слоем снега нелегко отыскать корм. Вот и рассчитывают птицы на доброту и сострадание человека.
В: Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушку и подкармливать птиц).
Ребенок:
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
4- й конкурс «Отгадай название птички»
В этом конкурсе члены из команды должны расшифровать слово- название птицы, которую они должны будут сконструировать из бумаги по технике «Оригами» и посадить каждую в свою кормушку. Воспитатель показывает 2 кормушки.
Самостоятельная деятельность детей «Сложи птичку»
У детей на столах лежит цветная бумага.
Во время конструирования звучит музыка «Голоса птиц»
3. Заключительная часть
- Когда орнитологи заканчивают работу по изучению данных птиц, они пишут статью, работу или книгу, а мы сегодня закончим с вами заполнение паспорта зимующих птиц.
На листе ватмана заранее подписано «зимующие птицы» и изображена схема составления описательного рассказа. Посмотрите, какой паспорт зимующих птиц у нас получился. Что по нему мы можем узнать? (Какие птицы. Как называются. Части тела. Где живут. Чем питаются).
- Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома будет висеть кормушка, которую помогут вам сделать взрослые. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними.
Приучите этих птиц
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
- Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас красивой весенней песней. Но самое главное, как я считаю, вы добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.
В: Ребята, что вам понравилось на занятии больше всего? Что нового и интересного вы узнали сегодня?
- А кто сегодня был самый активный? Какая команда у нас сегодня победила? (Подсчет голосов)
КВН закончен, друзья, до свидания!
Всем хочу сказать на прощание:
Нас так много живет на Земле
И о природе - одной - позаботиться можем вполне
В конце подвести итог.
Принять в общество «Друзей природы» и подарить детям медальоны "Знатоки природы".