Лашина Маргарита
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия по развитию речи
ФИО: Лашина М. Р.
Образовательная область: речевое развитие.
Тема занятия : составление описательных рассказов.
Возрастная группа : старшая (5-6 лет).
Цель занятия : составление коротких описательных рассказов по лексической теме «Дикие животные» через речевую и игровую деятельность.
Задачи занятия :
Обучающие:
Публикация «Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
1. Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме «Дикие животные».
2. Упражнять в умении образовывать однокоренные слова.
3. Совершенствовать умение в определении места звука – с - в слове (середина, конец).
4. Развивать умение составлять короткий описательный рассказ по картинкам с изображением диких животных.
Развивающие :
-развивать речедвигательный аппарат.
- развивать внимание.
Воспитательная:
-воспитывать организованность, дисциплинированность при выполнении заданий.
Дополнительные задачи:
дидактическая задача: упражнять детей в умении называть слова с противоположным значением.
игровая задача: продолжить предложение.
Планируемые результаты занятия : дети отгадывали загадки и использовали в речи слова по лексической теме «Дикие животные»; образовывали однокоренные слова; определяли место звука в словах (начало, середина); дети составляли короткие описательные рассказы по картинкам; дети внятно произносили слова; развивали внимание, играя в дидактическую игру; дети организованно играли в игры, внимательно слушали друг друга, не перебивали; дети составили короткие описательные рассказы по лексической теме «Дикие животные» через игровую и речевую деятельность.
Материалы и оборудование: дидактические картинки с изображением диких животных.
№ Этапы, продолжи-тельность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно-мотивационный этап
1 мин. Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия - Ребята, как выдумаете, кто сочиняет сказки и рассказы?
- А это трудная задача, написать рассказ?
- Любой человек может стать писателем?
- Предлагаю вам послушать один рассказ юного писателя, а потом попробуем оценить его, все согласны? Он просит ему помочь, так как, самостоятельно он не справляется, а рассказ необходимо отдать в редакцию журнала совсем скоро. Поможем? Вот послушайте:
«В лесу живет много животных. Животные все разные. У них разного цвета шкурка. Животные едят разную еду. У животных есть детёныши».
Форма: фронтальная
Метод: создание воображаемой ситуации
Приё м: внезапное появление объекта Речевая Внимание детей организовано
Сформирован интерес к теме занятия
2. Основной этап 25 мин.
2.1. Этап постановки проблемы
Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме - Ребята, что вы думаете об этом рассказе?
- Понравился он вам?
- Чего в нем не хватает?
- Какие бы слова или предложения вы добавили в рассказ?
- О чем еще можно рассказать в это рассказе?
- Мы можем помочь юному писателю?
- Как мы можем это сделать?
- Давайте постараемся вместе, нас много, он один, а все вместе придумаем очень интересный рассказ и успеем в срок отдать в редакцию для печати.
Форма: фронтальная
Метод: беседа
Приё м: вопросы к детям Речевая Проблемная ситуация создана
Сформулирована в доступной для детей форме.
2.2. Этап ознакомления с материалом
Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме «Дикие животные». Воспитатель предлагает поговорить о диких животных и с помощью картинок описать их.
1. Она пушистая, проворная, хитрая, рыжая. Кто это? (Лиса).
- Ребята, как вы догадались? (ответы детей).
- Каким цветом у лисы шерсть?
- Какой у лисы характер?
- Чем питается лиса?
- Как называют детёнышей лисицы?
- Где живет лиса?
2. Он зубастый, злой, голодный, серый. (Волк)
- Ребята, как вы догадались? (ответы детей).
- Каким цветом у волка шерсть?
- Чем питается волк?
- Какой у волка характер?
- Как называют детёнышей волка?
- Где живет волк?
3. Острозубая, темноглазая, пушистый хвост, любит по деревьям лазить. (Белка)
- Ребята, как вы догадались? (ответы детей).
- Каким цветом у белки шкурка?
- Чем питается белка?
- Какой у белки характер?
- Как называют детёнышей белки?
- Где живет белка?
4. Он быстрый, пушистый, длинноухий, трусливый. (Заяц)
- Ребята, как вы догадались? (ответы детей).
- Каким цветом у зайца шерсть?
- Чем питается заяц?
- Какой у зайца характер?
- Как называют детёнышей зайца?
- Где живет заяц?
Ребята, какие вы молодцы, сколько много знаете о диких животных. Форма: фронтальная
Метод: беседа
Приё м: загадывание загадок, вопросы к детям
Речевая
Дети употребляли в речи слова по теме дикие животные
2.3. Этап практического решения проблемы Упражнять детей в умении называть слова с противоположным значением.
Упражнять в умении образовывать однокоренные слова.
Совершенствовать умение в определении места звука – с - в слове (середина, конец).
Развивать умение детей составлять короткий описательный рассказ по картинкам с изображением диких животных.
Дидактическая игра «Скажи наоборот» (подобрать антоним)
Игровые правила:
1. Внимательно послушать правила.
2. Подобрать слова с противоположным значением.
3. Если игрок не знает ответа, он пропускает ход.
Игровые действия:
1. Ведущий начинает предложение
2. Тот игрок, на которого укажет ведущий, должен закончить предложение.
3. В предложении должно быть слово с противоположным значением.
У зайца хвост короткий, а уши длинные.
Ёж маленький, а медведь большой.
Белка живёт в дупле, а лисица в норе.
Заяц пушистый, а ёж колючий.
Заяц летом серый, а зимой белый.
Лось большой, а заяц маленький.
У лисы хвост длинный, а у медведя короткий.
Белка слабая, а волк сильный.
Лиса хищное животное, а заяц травоядное.
Медведь осенью засыпает, а весной просыпается.
Физкультминутка «Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте)
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос (Повороты головы вправо – влево,
Тянет лисонька свой нос (руки на поясе)
Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Сесть на корточки)
Игровое упражнение «Подбери слова-родственники»
- Ребята я вам назову одно слово, а вы мне слово родственник
Олень – олений, олененок, по – оленьи, оленина.
Заяц – зайчиха, зайчата, зайчонок, заячий, по – заячьи, зайчатина.
Рысь – рысиха, рысенок, рысий, по-рысьи.
Медведь – медведица, медвежата, медвежонок, медвежьи, медвежатина.
Лиса – лисица, лисенок, лисята, лисий, лис, лисичка, лисонька. Белка – бельчонок, бельчата, беличий, белочка.
Игровое упражнение
Педагог предлагает упражнение «Определи место звука в слове» (начало, середина).
Дети встают в круг
- Ребята я сейчас буду называть слова, а вам нужно в каждом слове нужно найти звук -С-. Если звук находится в середине слова, вы хлопаете в ладоши, если в начале слова топаете ногами.
Лиса, лось, рысь, сурок, соболь.
- Ребята мы свами хорошо подготовились, вспомнили много слов о диких животных, теперь давайте составим рассказы о диких животных.
Составление короткого описательного рассказа о диких животных по картинкам.
3-4 коротких описательных рассказов о диких животных.
Предлагает послушать свой образец рассказа. После рассказа проходит анализ рассказа.
После беседы дети составляют свой рассказ по картине. Форма: фронтальная
Метод: дидактическая игра.
Приё м: инструкция, объяснение, педагогическая оценка
Форма: фронтальная
Метод: упражнение
Приё м:
указание, разъяснение, пояснение, педагогическая оценка.
Форма: фронтальная
Метод: упражнение
Приё м:
указание, разъяснение, пояснение, педагогическая оценка.
Форма: фронтальная
Метод: рассказ педагога
Приё м: объяснение, указание, рассказ детьми, педагогическая оценка Речевая
Двигательная
Игровая
Игровая Дети называют слова с противоположным значением.
Дети называют однокоренные слова.
Дети определяют места звука
- с - в словах.
Дети составляют короткие описательные рассказы о диких животных
3. Заключительный этап
1 мин. Подведение итогов деятельности - Ребята, как думаете, получилось у нас помочь юному писателю?
- Интересно у нас получилось?
- Как мы ему помогали?
- Что мы для этого делали?
- Замечательно, теперь для печати вовремя отправится рассказ. Он будет интересен для всех читателей. Форма: фронтальная
Метод: беседа
Приё м: вопросы к детям, педагогическая оценка Речевая Дети вместе с воспитателем подвели итоги деятельности