Лучший педагог года

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе

Лашина Маргарита
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе

Технологическая карта занятия по развитию речи

ФИО: Лашина М. Р.

Образовательная область: речевое развитие.

Тема занятия: составление описательных рассказов.

Возрастная группа: старшая (5-6 лет).

Цель занятия: составление коротких описательных рассказов по лексической теме «Дикие животные» через речевую и игровую деятельность.

Задачи занятия:

Обучающие:

1. Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме «Дикие животные».

2. Упражнять в умении образовывать однокоренные слова.

3. Совершенствовать умение в определении места звука – с - в слове (середина, конец).

Публикация «Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах

4. Развивать умение составлять короткий описательный рассказ по картинкам с изображением диких животных.

Развивающие:

-развивать речедвигательный аппарат.

- развивать внимание.

Воспитательная:

-воспитывать организованность, дисциплинированность при выполнении заданий.

Дополнительные задачи:

дидактическая задача: упражнять детей в умении называть слова с противоположным значением.

игровая задача: продолжить предложение.

Планируемые результаты занятия: дети отгадывали загадки и использовали в речи слова по лексической теме «Дикие животные»; образовывали однокоренные слова; определяли место звука в словах (начало, середина); дети составляли короткие описательные рассказы по картинкам; дети внятно произносили слова; развивали внимание, играя в дидактическую игру; дети организованно играли в игры, внимательно слушали друг друга, не перебивали; дети составили короткие описательные рассказы по лексической теме «Дикие животные» через игровую и речевую деятельность.

Материалы и оборудование: дидактические картинки с изображением диких животных.

№ Этапы, продолжи-тельность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты

1. Организационно-мотивационный этап

1 мин. Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия - Ребята, как выдумаете, кто сочиняет сказки и рассказы?

- А это трудная задача, написать рассказ?

- Любой человек может стать писателем?

- Предлагаю вам послушать один рассказ юного писателя, а потом попробуем оценить его, все согласны? Он просит ему помочь, так как, самостоятельно он не справляется, а рассказ необходимо отдать в редакцию журнала совсем скоро. Поможем? Вот послушайте:

«В лесу живет много животных. Животные все разные. У них разного цвета шкурка. Животные едят разную еду. У животных есть детёныши».

Форма: фронтальная

Метод: создание воображаемой ситуации

Приём: внезапное появление объекта Речевая Внимание детей организовано

Сформирован интерес к теме занятия

2. Основной этап 25 мин.

2.1. Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме - Ребята, что вы думаете об этом рассказе?

- Понравился он вам?

- Чего в нем не хватает?

- Какие бы слова или предложения вы добавили в рассказ?

- О чем еще можно рассказать в это рассказе?

- Мы можем помочь юному писателю?

- Как мы можем это сделать?

- Давайте постараемся вместе, нас много, он один, а все вместе придумаем очень интересный рассказ и успеем в срок отдать в редакцию для печати.

Форма: фронтальная

Метод: беседа

Приём: вопросы к детям Речевая Проблемная ситуация создана

Сформулирована в доступной для детей форме.

2.2. Этап ознакомления с материалом

Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме «Дикие животные». Воспитатель предлагает поговорить о диких животных и с помощью картинок описать их.

1. Она пушистая, проворная, хитрая, рыжая. Кто это? (Лиса).

- Ребята, как вы догадались? (ответы детей).

- Каким цветом у лисы шерсть?

- Какой у лисы характер?

- Чем питается лиса?

- Как называют детёнышей лисицы?

- Где живет лиса?

2. Он зубастый, злой, голодный, серый. (Волк)

- Ребята, как вы догадались? (ответы детей).

- Каким цветом у волка шерсть?

- Чем питается волк?

- Какой у волка характер?

- Как называют детёнышей волка?

- Где живет волк?

3. Острозубая, темноглазая, пушистый хвост, любит по деревьям лазить. (Белка)

- Ребята, как вы догадались? (ответы детей).

- Каким цветом у белки шкурка?

- Чем питается белка?

- Какой у белки характер?

- Как называют детёнышей белки?

- Где живет белка?

4. Он быстрый, пушистый, длинноухий, трусливый. (Заяц)

- Ребята, как вы догадались? (ответы детей).

- Каким цветом у зайца шерсть?

- Чем питается заяц?

- Какой у зайца характер?

- Как называют детёнышей зайца?

- Где живет заяц?

Ребята, какие вы молодцы, сколько много знаете о диких животных. Форма: фронтальная

Метод: беседа

Приём: загадывание загадок, вопросы к детям

Речевая

Дети употребляли в речи слова по теме дикие животные

2.3. Этап практического решения проблемы Упражнять детей в умении называть слова с противоположным значением.

Упражнять в умении образовывать однокоренные слова.

Совершенствовать умение в определении места звука – с - в слове (середина, конец).

Развивать умение детей составлять короткий описательный рассказ по картинкам с изображением диких животных.

Дидактическая игра «Скажи наоборот» (подобрать антоним)

Игровые правила:

1. Внимательно послушать правила.

2. Подобрать слова с противоположным значением.

3. Если игрок не знает ответа, он пропускает ход.

Игровые действия:

1. Ведущий начинает предложение

2. Тот игрок, на которого укажет ведущий, должен закончить предложение.

3. В предложении должно быть слово с противоположным значением.

У зайца хвост короткий, а уши длинные.

Ёж маленький, а медведь большой.

Белка живёт в дупле, а лисица в норе.

Заяц пушистый, а ёж колючий.

Заяц летом серый, а зимой белый.

Лось большой, а заяц маленький.

У лисы хвост длинный, а у медведя короткий.

Белка слабая, а волк сильный.

Лиса хищное животное, а заяц травоядное.

Медведь осенью засыпает, а весной просыпается.

Физкультминутка «Весело в лесу»

Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте)

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)

Кто к зарядке не привык?

Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)

Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)

Чтоб ответить на вопрос (Повороты головы вправо – влево,

Тянет лисонька свой нос (руки на поясе)

Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)

Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают. (Бег на месте)

Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)

Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх)

Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох)

Садится, отдыхает. (Сесть на корточки)

Игровое упражнение «Подбери слова-родственники»

- Ребята я вам назову одно слово, а вы мне слово родственник

Олень – олений, олененок, по – оленьи, оленина.

Заяц – зайчиха, зайчата, зайчонок, заячий, по – заячьи, зайчатина.

Рысь – рысиха, рысенок, рысий, по-рысьи.

Медведь – медведица, медвежата, медвежонок, медвежьи, медвежатина.

Лиса – лисица, лисенок, лисята, лисий, лис, лисичка, лисонька. Белка – бельчонок, бельчата, беличий, белочка.

Игровое упражнение

Педагог предлагает упражнение «Определи место звука в слове» (начало, середина).

Дети встают в круг

- Ребята я сейчас буду называть слова, а вам нужно в каждом слове нужно найти звук -С-. Если звук находится в середине слова, вы хлопаете в ладоши, если в начале слова топаете ногами.

Лиса, лось, рысь, сурок, соболь.

- Ребята мы свами хорошо подготовились, вспомнили много слов о диких животных, теперь давайте составим рассказы о диких животных.

Составление короткого описательного рассказа о диких животных по картинкам.

3-4 коротких описательных рассказов о диких животных.

Предлагает послушать свой образец рассказа. После рассказа проходит анализ рассказа.

После беседы дети составляют свой рассказ по картине. Форма: фронтальная

Метод: дидактическая игра.

Приём: инструкция, объяснение, педагогическая оценка

Форма: фронтальная

Метод: упражнение

Приём:

указание, разъяснение, пояснение, педагогическая оценка.

Форма: фронтальная

Метод: упражнение

Приём:

указание, разъяснение, пояснение, педагогическая оценка.

Форма: фронтальная

Метод: рассказ педагога

Приём: объяснение, указание, рассказ детьми, педагогическая оценка Речевая

Двигательная

Игровая

Игровая Дети называют слова с противоположным значением.

Дети называют однокоренные слова.

Дети определяют места звука

- с - в словах.

Дети составляют короткие описательные рассказы о диких животных

3. Заключительный этап

1 мин. Подведение итогов деятельности - Ребята, как думаете, получилось у нас помочь юному писателю?

- Интересно у нас получилось?

- Как мы ему помогали?

- Что мы для этого делали?

- Замечательно, теперь для печати вовремя отправится рассказ. Он будет интересен для всех читателей. Форма: фронтальная

Метод: беседа

Приём: вопросы к детям, педагогическая оценка Речевая Дети вместе с воспитателем подвели итоги деятельности

Публикации по теме:

Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей 6–7 лет на тему «Первоцветы Томской области» Образовательная область: «Познавательное развитие». Направление: ознакомление с миром природы. Тема: Первоцветы Томской области. Педагогическая.

Технологическая карта НОД «Это странное слово «Натюрморт» для детей старшей группыТехнологическая карта НОД «Это странное слово «Натюрморт» для детей старшей группы Цель: средствами художественно-изобразительного искусства развивать у детей старшего дошкольного возраста воображение, навыки фантазийной.

Технологическая карта по конструированию «Легогород» в старшей группе Технологическая карта по конструированию образовательной области «Познавательное развитие». Возрастная группа: старшей группа. Тема занятия:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 25 сентября 2024 в 10:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Лашина Маргарита в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...

27 сентября. День работников дошкольного образования

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все дошкольные работники. Этот праздник сравнительно молодой, но с каждым годом он приобретает всю большую важность для нашего общества и страны.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД