Виктория
Технологическая карта по литературному чтению во 2 классе «Мир народной сказки»
▼ Скачать
+ Заказать документы
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе
Тема урока: Мир народной сказки
Понятия: сказка; народная сказка; виды сказок (о животных, волшебная, бытовая); собиратели сказок
Ожидаемые результаты:
- предметные: Ученик научится: определять отличительные особенности сказки; различать авторские и народные сказки; рассказывать сказку по иллюстрациям
Публикация «Технологическая карта по литературному чтению во 2 классе „Мир народной сказки“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ученик получит возможность научиться: отбирать книги по заданным параметрам
-метапредметные: Ученик научится устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; ставить учебную задачу на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно;
осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; находить необходимую информацию; осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Ученик получит возможность научиться: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера
Методические задачи урока:
-обучающая:
сформировать представления о народной сказке, ее особенностях и видах; познакомить с собирателями русских народных сказок; формировать умение рассказывать сказку по иллюстрациям
-развивающая:развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать
-воспитательная: воспитывать интерес к чтению народных сказок; культуру общения
Этап урока (в
соответствии со структурой
деятельности) Задание Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые
предметные и
метапредметные
умения
1. Самоопределение к учебной
деятельности
(мотивация, организационный момент) Послушайте стихотворение:
Почему весенний гром?
Почему дождь за окном?
Почему собака лает,
В дом хозяев лишь впускает?
Ночью, почему темно?
Почему же днём светло?
Почему летит ракета?
Почему горит комета?
Почему луна всегда
Только ночью нам видна?
Почему же только днём
Солнце входит в каждый дом?
Почему зимой всегда
Наступают
холода?
Почему же, почему,
Хочется всё знать ему?
- О ком стихотворение? (о ребёнке, который задаёт много вопросов, хочет узнать что- то новое)
-Как называют взрослые таких детей? (почемучками, любознайками)
-Встаньте те, кто считает себя почемучками и любознайками.
-А как вы находите ответы на свои вопросы? (спрашиваем у взрослых, находим ответ в книгах.).
-Сегодня на уроке литературного чтения вы будете искать ответы на вопросы и совершать открытия, которые помогут вам стать настоящими читателями.
-Обсудите в парах, что нужно для того, чтобы сделать читательское открытие.
-Девиз нашего урока: «Страницы книг похожи на окно: открывшему увидеть мир дано».
Создает условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу). Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности (надо). Устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу) Готовится к работе на уроке. Личностные УУД:
-самоопределение к деятельности;
-смыслообразование.
Познавательные УУД:
-целеполагание.
Коммуникативные УУД:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности Ситуативное задание:
- Какие сказки вы читали? Назовите их.
Ученик 2 класса Петя Сочинилкин сегодня очень рад. Он сам сочинил сказку
и хочет её нам прочитать.
«Жил-был в пустыне ёжик. У него были высокие ноги и длинный пушистый хвост. Один раз ёжик увидел около пня белый гриб и пригласил его к себе в гнездо».
А закончил Петя свою сказку такими словами : «В некотором царстве, в пустынном государстве устроили грибы праздник».
Ребята, понравилась ли вам сказка Пети Сочинилкина? Что можно о ней сказать?
(это произведение трудно назвать сказкой, потому что).
-Что нужно для того, чтобы сочинить сказку?
В результате дискуссии приходим к выводу: чтобы написать сказку, надо иметь специальные знания и умения; необходимо обратиться
за информацией и помощью к
учебнику. Активизирует мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление). Предоставляет обучающимся возможность зафиксировать затруднение в деятельности.
Обучающиеся называют прочитанные сказки,
пытаются
сформулировать
признаки сказки и фиксируют затруднение: они пока не знают, как создается сказка.
Предметные умения:
каллиграфически правильно писать букву ф ; определять тип орфограммы; соотносить семантические и грамматические признаки с частью речи.
Познавательные УУД:
- мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез); осознанное и произвольное речевое высказывание;
-регулятивные: выполнение пробного задания; фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии; волевая саморегуляция в затруднении;
-Коммуникативные УУД:
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации
3. Постановка учебной задачи -Ребята, а у вас есть
желание научиться сочинять сказки и помочь в этом своим друзьям?
-Что вы хотите узнать? (какие бывают сказки, по каким законам строится сказка).
На эти вопросы мы будем постепенно отвечать на нескольких уроках.
- Откройте учебник на с. 48 и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
После ответов детей уточняет тему и цель урока
Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться).
Предлагают и согласовывают тему урока. Личностные УУД:
-самоопределение;
-смыслообразование;
Познавательные УУД:
-мыслительные операции;
-самостоятельное выделение и формулирование цели;
-поиск и выделение необходимой информации
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания) Задание 1. Получение информации о народной сказке и ее видах
- Прочитайте сообщение профессора Самоварова на с. 48-49.
-Так что такое сказка?
- Назовите особенность жанра сказки, которая отличает её от других произведений? (вымысел)
-Что такое народная сказка?
-Какие бывают народные сказки (о животных, волшебные, бытовые)
- Какие из прочитанных вами в 1 классе сказок являются сказками о животных? волшебными? бытовыми?
Задание 2. Работа с книжной выставкой (в парах)
-Можно ли сборник сказок А. С. Пушкина предложить для выставки книг, посвящённой народной сказке? Обоснуйте своё
мнение.
- Выберите из предложенных книг ту, которую можно предложить для выставки народной сказки. Обоснуйте своё мнение.
Задание 3. Получение информации о собирателях русских народных сказок
-Что мы узнали нового из диалога Ани и Вани?
-Кто такие собиратели сказок?
- Братья Гримм (Вильгельм и Якоб) собирали сказки народов Германии. Кто был собирателем русских народных сказок? (А. Н. Афанасьев и В. И. Даль)
Рассказ учителя о собирателях русских народных сказок
Александре Николаевиче Афанасьеве и Владимире
Ивановиче Дале, сопровождаемый презентацией:
-Владимир Иванович Даль
широко известен как автор «Толкового словаря живого великорусского языка».
В. И. Даль писал очерки (под псевдонимом Казак Луганский,
был собирателем фольклорных произведений и сочинял сказки по
мотивам и сюжетам устного народного творчества. Сказки вошли в четырехтомное издание «Былей Казака Луганского».
«Не сказки сами по себе важны, — писал В. И. Даль, — а русское слово. Я задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком и говором, которому открывается такой вольный простор и широкий разгул в народной сказке».
-Имя
Александра Николаевича Афанасьева прежде всего
связано с трехтомным изданием «Русских народных сказок».
А. Н. Афанасьев под влиянием братьев Гримм — исследователей
немецкой народной сказки - отправился в сельскую местность и принялся записывать сказки как есть — со всеми языковыми особенностями. В собрании сочинений «Русские народные сказки» свыше двух тысяч сказок. Это самое большое
в мире собрание сказок, в котором есть сказки и для взрослых, и для малышей».
-Можно ли использовать сборник русских народных сказок в обработке А. Н. Афанасьева и книгу В. И. Даля «Старик-годовик» для выставки народных сказок? Обоснуйте свое мнение.
Задание 4. Работа с иллюстрациями на с. 50-51
-Рассмотрите иллюстрации. Героев какой сказки вы узнали?
-Как начинается сказка?
-Определите последовательность событий.
-Какие иллюстрации можно подписать фрагментами текста на с. 50?
-Какими текстами можно подписать оставшиеся иллюстрации? Выступает в роли организатора.
Фиксирует новый способ действия (алгоритм)на доске.
Следит за хронометрией урока Выдвигают гипотезы.
Выполняют задания. Фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. Предметные умения:
-находить в предложении словосочетания с искомым словом;
-выделять окончание имени существительного;
-характеризовать слово с фонетической, лексической, словообразовательной и орфографической сторон;
-соотносить название падежа и падежный вопрос.
Личностные УУД:
-смыслообразование.
Познавательные УУД:
-выдвигают гипотезы и обосновывают их;
-устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД:
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности.
Коммуникативные УУД:
-адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации
5. Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи Воспроизведение сказки «Заюшкина избушка» по фрагментам (работа в группах)
-Распределите последовательность воспроизведения текста в группе. Получилось ли рассказать сказку?
-Что не получилось?
-Какой фрагмент сказки
был пропущен?
-Расскажите сказку снова, перераспределив выбор фрагментов между участниками.
Воспроизведение сказки (от каждой группы — один человек).
- Что получилось? Что не получилось? На что необходимо обратить внимание при рассказывании?
Выступает в роли организатора.
Обращает внимание на составленный алгоритм при проговаривании обучающимися вслух Выполняют типовые задания в паре на новый способ действия. Проговаривают вслух выполненные шаги алгоритма. Предметные умения:
-изменять существительное по падежам;
-определять падеж имени существительного в предложении.
Познавательные УУД:
- осознанное и произвольное речевое высказывание.
- построение логической цепи рассуждений и доказательств
Коммуникативные УУД:
-адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. -Выполните задания и проверьте себя по эталону:
1. Допишите предложения:
• Сказка-это произведение устного народного творчества с …
• Народные сказки можно разделить на три вида:. .
•А. Н. Афанасьев и В. И. Даль были. народных сказок.
2. Какого из героев нет в сказке «Заюшкина избушка» ?
Лиса; петух; собака; коза; серый волк; медведь.
Эталон:
1.• Сказка-это произведение устного народного творчества с вымышленными героями и событиями.
• Народные сказки можно разделить на три вида: о животных, волшебные и бытовые.
•А. Н. Афанасьев и В. И. Даль были собирателями народных сказок.
2. Коза Организует самостоятельную работу на новый способ действия.
Организует самопроверку учебных решений по эталону. Создаёт ситуацию успеха для каждого ребенка.
Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения. Пошагово проверяют свои действия. Фиксируют результаты своих действий с помощью сигнальных карточек. Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия. Предметные умения:
-определять падеж имени существительного в предложении.
Коммуникативные УУД:
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
7. Включение в систему знаний и повторения Рассматривание книги-сборника русских народных сказок «Заюшкина избушка».
-Что можно сказать об этой книге по обложке?
-Какая иллюстрация изображена?
-Какую еще иллюстрацию можно поместить на обложку
книги?
-Загляните в содержание книги. На что вы обратили
внимание? Какие из предложенных в книге сказок вам
известны? О чем они?
-Как по-другому можно назвать эту книгу сказок? Подходят ли названия «Народные сказки», «Русские сказки», «Сказки о животных», «В лес за чудесами», «Сказки
В. Даля», «Сказки
А. Афанасьева»?
-Предложите
свои варианты названия.
-Сегодня вы рассказывали сказку «Заюшкина избушка».
-А в каких еще народных сказках героями являются лиса и заяц?
- Можно ли сказать, что лиса в сказке «Заюшкина избушка», как и в дру-
гих народных сказках, хитрая, а заяц — добрый и глупый? Организует выполнение заданий, в которых новый способ действий связан с ранее изученными. Организует тренинг ранее сформированных ЗУНов. Выполняют предложенное учителем задание. Предметные умения:
-определять падеж имени существительного в предложении;
-находить орфографические и грамматические ошибки и исправлять их.
Познавательные УУД:
- осознанное и произвольное речевое высказывание;
-мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез);
- устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД:
-контроль;
-коррекция.
Коммуникативные УУД:
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации.
8. Рефлексия деятельности (итог урока) - Какую цель мы поставили на уроке?
- Достигли ли мы поставленной цели урока?
- Какие читательские открытия вы сделали?
-Я узнал, открыл для себя…
научился, смог,
могу похвалить себя и своих одноклассников за …
Домашнее задание: составить мини-текст на тему «Ранняя весна», придумать задания к нему по теме урока.
Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности. Определяет домашнее задание для самостоятельной работы. Соотносят цель и результат учебной деятельности. Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности. Личностные УУД:
-самооценка на основе критериев успешности;
Познавательные УУД:
-рефлексия способов и условий действий.
Регулятивные УУД:
-контроль и оценка способов своей деятельности.
Коммуникативные УУД:
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
планирование успешного сотрудничества