Климушкина Виктория Викторовна
Технологическая карта НОД по развитию речи «Комнатные растения. Фиалка»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОБУ «ДСКВ №1» г. Всеволожска
Технологическая карта НОД по развитию речи для обучающихся в возрасте 4-5 лет
Подготовила: воспитатель Климушкина В. В.
Тема: «Фиалка. Составление описательного рассказа»
Лексическая тема недели: «Комнатные растения»
Возрастная группа: 4-5 лет
Публикация «Технологическая карта НОД по развитию речи „Комнатные растения, Фиалка“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Фиалка, комнатное растение
- Темочки
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая
Форма организации: фронтальная
Цель: закрепить знания воспитанников о комнатных растениях.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение обучающихся к комнатным растениям; интерес к исследовательской и художественной деятельности.
Образовательные:
- формировать представление обучающихся о комнатных растениях;
- познакомить обучающихся с растениями, которые растут в живом уголке детского сада;
Развивающие:
- развивать наблюдательность, логическое мышление, познавательный интерес, умения рассуждать, делать выводы.
Оборудование: интерактивная доска, комнатные растения, тряпочки, лейки, палочки для рыхления, письмо от Королевы фиалок, иллюстрации с изображением комнатных растений: фиалка, алоэ, каланхоэ, хлорофитум, герань, бегония, кактус и др.
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций с комнатными растениями; чтение художественной литературы.
Ожидаемый результат: знание комнатных растений; как ухаживать за растениями.
Этапы деятельности.
I. Вводная часть:
- организационный момент;
- считалочка;
- музыкальное сопровождение.
II. Основная часть:
- сюрпризный момент - страна цветов;
- беседа о комнатных растениях;
- показ картинок и игра «Какой цветок исчез»
- физминутка;
- трудовая деятельность детей по уходу за комнатными растениями;
- рассказ воспитателя о комнатном растении - фиалке.
III. Заключительная часть:
- составление описательного рассказа;
- рефлексия;
- поощрение детей.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
1. Организационный момент:
В: Здравствуйте, ребята! Сегодня утром почтальон принес письмо. Нам написала Королева Фиалок и приглашает нас в сказочную страну цветов. Вы хотите отправиться в путешествие?
Дети: Да!
В: На чем мы можем поехать?
Дети: на машине, на автобусе, на маршрутке.
В: Да, действительно, очень много видов транспорта вы знаете. А на этот раз нам удобно будет поехать на автобусе. Сначала выберем водителя.
2. Считалочка:
Полина, помоги выбрать водителя по считалочке:
Пчёлы в поле полетели, зажужжали, загудели,
Сели пчёлы на цветы, мы играем — водишь ты!
(выбирается по считалке один ребенок, одевает фуражку, берет руль).
Пассажиры занимают свои места. Трогаемся в путь.
3. Исполняется песня (1 куплет) «Мы едем, едем, едем…».
II. Основная часть.
1. Сюрпризный момент:
В: Мы очень дружно ехали и в страну цветов приехали. Выходите. Посмотрите, как здесь красиво! Как много цветов! Проходите, посмотрите на них.
(на столике выставлены цветы: фиалка, алоэ, бегония и др.)
В: Ребята, посмотрите, перед Вами цветы. Кто знает, как они называются?
(ответы детей)
В: Сегодня мы с вами познакомимся с комнатными растениями, которые растут в нашем детском саду.
2. Беседа:
В: Комнатные растения являются украшением помещения, создают уют, очищают воздух, обогащают его кислородом, увлажняют воздух, положительно влияют на настроение людей. Да, трудно представить нашу жизнь без цветов. Было бы не красиво и скучно. Мы с вами даже представить себе не можем жизнь без цветов.
Ценили их и наши предки. Многие народы издавна проводили праздники в честь цветов. Так древние греки и римляне отмечали праздник гиацинтов и лилий, англичане – незабудок и анютиных глазок, голландцы – тюльпанов.
(показ картинок на доске)
В: Дети, почему же растения называют комнатными?
(ответы детей)
В: А у вас дома есть комнатные растения? Кто за ними ухаживает? Какие комнатные цветы вы знаете? (Ответы детей)
В: У нас в детском саду тоже много комнатных цветов. (показываю комнатные растения и называю их).
Воспитатель указывает на растения и напоминает детям, где находится в растениях корень, стебель, листья, цветы. Обращает внимание на характерные особенности растений.
В: Дети, чтобы комнатные растения приносили нам столько пользы, были красивыми и хорошо цвели, за ними необходимо ухаживать. Кто знает, как же нужно ухаживать за комнатными растениями? (ответы детей).
В: Правильно, их нужно поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать листочки от пыли, мыть, обрывать сухие листья.
В: Дети, а скажите, живые ли комнатные растения?
(ответы детей).
В: Да, потому, что они дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями, пьют, растут. Поэтому за растениями надо ухаживать. Всем растениям для роста нужен свет, вода, воздух, тепло.
В: Растения чувствуют добро, ласку. К доброму человеку растения тянутся, они его не боятся.
Цветы любят добрые руки, ласковые слова.
3. Игра «Какой цветок исчез».
В: Дети, а теперь поиграем в игру, проверим, насколько вы внимательно запоминаете изображения комнатных растений на картинках.
Воспитатель выставляет картинки с изображением комнатных растений, называет их. Потом пред-лагает детям отвернуться, одну картинку с цветком убирает и предлагает отгадать, какого растения не стало.
4. Физминутка «Цветы»:
В: Дети, давайте отдохнем, физминутку проведем.
Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут, детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)
5. Трудовая деятельность:
В: Молодцы, а теперь внимательно осмотрите комнатные растения у нас в группе.
Какой уход требуется для них сейчас?
(дети осматривают растения и отмечают на вопрос).
В: Давайте разделимся на группы. Выбирайте себе растение, берите необходимые предметы ухода и приступайте к работе.
Воспитатель предлагает детям лейки с водой, влажные тряпочки, палочки для рыхления земли.
(Звучит спокойная музыка, дети самостоятельно трудятся. Воспитатель напоминает о правилах ухода, поощряет детей).
По окончании работы по уходу за растениями детьми, воспитатель продолжает:
В: Знаете ли вы, что есть домашние растения лекари, их называют домашним доктором.
Это растение алоэ, и каланхоэ. Они лечат простуду, больное горлышко и насморк. А понюхав цветы герани, перестанет болеть голова.
6. Рассказ о фиалке:
В: Посмотрите, ребята, какой красивый цветок у нас стоит, на нас любуется.
Это самая непривередливая из всех растений - фиалка. Какие у нее мягкие листики и красивые цветочки.
Фиалка - цветок, который полюбился многим народам. Цветы фиалки начали выращивать 2400 лет назад древние греки и римляне. Привезли это растение в нашу страну из теплых стран.
Поливать этот цветок нужно осторожно, чтобы вода не попала на листики.
Есть много легенд о происхождении фиалки. Согласно славянской легенде о фиалках (анютиных глазках, так еще называют фиалку - в трёхцветных лепестках цветка отражаются доверчивые, голу-бые глаза девушки Анюты с очень добрым сердцем, от которой уехал ее любимый, а она долго смотрела на дорогу, медленно угасая от тоски.
В: Посмотрите, ребята, какие бывают разные фиалки.
(воспитатель показывает несколько разных по цвету фиалок в горшочках).
Обратите внимание на внешний вид растения: низкий кустик из плотных круглых и овальных ли-стьев, соцветие напоминает зонтик с прилегающими друг к другу цветами.
Существует множество разновидностей фиалок.
Самые красивые из них, фиалки с махровыми листьями (махрово – бахромчатая, волнисто-кружевная). Рассмотрим их внимательно.
Край лепестка как бы обведён другим цветом. Синие листья обведены белой бахромой, красные фиолетовой и т. д.
В: Каким цветом обведены белые цветы у нашей фиалки?
Дети: Синим.
В: Я предлагаю послушать и попробовать рассказать о фиалке.
III. Заключительная часть.
1. Составление описательного рассказа:
Образец рассказа воспитателем. Примерный образец рассказа по таблице:
ФИАЛКА
Я расскажу о замечательном растении - фиалке. У меня дома растет фиалка. У нее круглые листочки зеленого цвета, покрытые ворсинками. Цветы у фиалки не большие, синего цвета. У нее есть корень, стебель, листья и цветы. Фиалка нужен солнечный свет и полив. А еще иногда нужно рыхлить землю. Фиалка приносит пользу. Она дает нам кислород, очищает воздух, которым мы дышим.
Рассказы детей.
2. Рефлексия:
О чем мы сегодня с Вами говорили?
Почему растения называются комнатными?
Какие комнатные цветы Вы запомнили?
Какие цветы называют домашним доктором?
О каком цветке мы научились рассказывать?
3. Поощрение детей:
В: Ребята, потрудились вы сегодня “на отлично”, Молодцы!
У вас получились замечательные рассказы.
Но наше путешествие подходит к концу. И нам пора отправляться в детский сад. Садитесь в автобус и пока мы будем возвращаться в детский сад, я хочу закончить наше сегодняшнее занятие стихами о Фиалке, послушайте.
На солнечной опушке фиалка расцвела, лиловенькие ушки тихонько подняла.
В траве она хоронится, не любит лезть вперёд. Но кто-то ей поклонится и бережно возьмёт.
Мнемотаблица для составления описательного рассказа: