Юлия Кудрявцева
Технологическая карта НОД для детей подготовительной группы «Человек и животный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Человек и животный мир» (чтение сказки «Волк и старик» Эвенские сказки. Литературная запись Г. Кунгурова. (Сказки народов Сибири. Новосибирск 1956 г.) Есипенок, Н. Е. Байкала-озера сказки. Книга 2 / Н. Е. Есипенок. - Иркутск: Вост. -Сиб. КН. изд-во, 1988 г. С. 127-131)
Культурная практика: восприятие художественной литературы и фольклора.
Культурно-смысловой контекст: составление сборника сказок детей «Человек в мире животных».
Публикация «Технологическая карта НОД для детей подготовительной группы „Человек и животный мир“» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Цель: развитие интереса к сибирскому народному творчеству, через прочтение эвенской народной сказки «Волк и старик» и выполнение игровых заданий по содержанию сказки при восприятии художественной литературы и фольклора.
Задачи:
Обучающие: пополнять литературный багаж сибирских народных сказок; вспомнить и назвать животных, проживающих в сибирских лесах; обсудить взаимосвязь жизни человека и представителей животного мира.
Развивающие: совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом предавать характеры героев); определять главных и второстепенных героев; анализировать поступки персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему).
Воспитательные: сочувствовать героям сказки, попавшим в беду, бережно относиться ко всем представителям животного мира.
Словарная работа: тропа, Сибирь, сибирские животные.
Планируемые результаты: Могут угадать и назвать сибирских животных по силуэту : лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, северный олень и др. Способны объединять животных в группу по месту обитания : животные Сибири, дикие, живущие в лесу. Готовы анализировать содержание произведения. Способны выделять главных и второстепенных героев произведения. Могут описывать эмоциональные состояния и характер героев по их поступкам. 4-5 детей называют понравившегося героя и объясняют свой выбор. 2-3 ребенка пытается объяснить, почему человек не может прожить без животных и некоторые животные без человека, как человеку необходимо относиться к животному миру. 4-5 детей проявляют желание попробовать себя в роли героев сказки. Могут передавать эмоциональное состояние героев и черты характера через особенности мимики и движений, также использовать выразительность речи, силу голова для демонстрации особенностей взаимоотношений между героями.
Материалы: Волк и старик: сказка Есипенок, Н. Е. Байкала-озера сказки. Книга 2 / Н. Е. Есипенок. - Иркутск: Вост. -Сиб. КН. изд-во, 1988 г. С. 127-131., иллюстрации к произведению, картинки с изображением животных сибирского леса, д/игра «Угадай по силуэту», атрибуты для игры-драматизации: парик, трость, мешок, маски животных.
Ход НОД
Этап
Мотивационный блок: Предлагает поиграть детям в игру «Угадай по силуэту». Объясняет правила игры: ведущий показывает карточку с каким-либо силуэтом, который необходимо угадать всем остальным участникам.
Начинает игру и показывает карточки с силуэтным изображением животных сибирского леса.
Вопрос: как можно их назвать одним словом? А по тому месту где они проживают, Они живую в Африке? Дети принимают участие в игре.
Отвечают на вопросы.
Называют животных. 8-10 детей проявляют желание поучаствовать в игре.
Могут угадать и назвать животных по силуэту : лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, северный олень и др.
Способны объединять животных в группу по месту обитания : животные Сибири, дикие, живущие в лесу.
Проблемно-ориентированный блок: Показывает сюжетную картинку из сказки «Волк и старик» и предлагает угадать, кто изображен на картинке.
Объясняет, что это иллюстрация из одной сказки.
Вопрос: как мы может узнать, кто из ребят правильно ответил и назвал героев сказки?
Оценивает выдвинутые предложения детей. Дети выдвигают предположения. 5-6 детей пробуют угадать тех, кто изображен на картинке.
4-5 детей предлагают прочитать сказку и узнать, кто изображен.
Информационный блок Предлагает расположиться всем детям вокруг нее на ковре, тем, кто хочет прочитать и узнать правду.
Читает сказку, демонстрируя иллюстрации, и просит детей не отвечать на вопрос в ходе прочтения, а дождаться окончания. Дети занимают свое место и слушают сказку. 10-15 детей проявляют и высказывают желание, прослушать сказку и найти ответ на вопрос.
Аналитико-практический блок: Задает вопросы после прочтения:
- Кто является главными героями произведения?
- Кто является второстепенными героями произведения?
- Какой старик? Почему? Почему он так поступил?
- Кто был злым, хитрым и голодным? Что он сделал?
- А какой была лиса? Почему она так поступили?
- Кто из героев отказался помогать старику? А старик мог отказать в помощи? Что было бы, если бы он прошел мимо мешка?
- Это произведение рассказ, сказка, стихотворение или песня? Почему?
- И кто же все-таки оказался на силуэтной картинке?
- Может ли человек прожить без животных, а животные без человека? Почему? (просит привести примеры). Дети отвечают на вопросы по содержанию прочитанного произведения Проявляют уважение к взрослому, не перебивают при прочтении произведения, внимательно слушают.
Готовы анализировать содержание произведения.
Способны выделять главных и второстепенных героев произведения.
Могут описывать эмоциональные состояния и характер героев по их поступкам.
4-5 детей называют понравившегося героя и объясняют свой выбор.
2-3 ребенка пытается объяснить, почему человек не может прожить без животных и некоторые животные без человека, как человеку необходимо относиться к животному миру.
Оценочный блок: Оценивает деятельность детей, тех, кто правильно и точно отвечал на вопросы, кто пытался отвечать.
Выделяет тех, кто внимательно слушал произведение, и кто помогал поддерживать дисциплину.
Предлагает провести игру «Найди ошибку», зачитывает ложное утверждение или правдивое, которое дети должны исправить или сказать, что она верное, примеры:
- мы прочитали сейчас сибирский рассказ;
- в сказке 1 главный герой;
- старик спас корову;
- лиса помогла старику;
- волк был глупый и наивный;
- корова первая вызвалась на помощь.
Предлагает провести игру-инсценировку по сюжету сказки, предоставляя выбор игровых атрибутов. Дети проявляют желание участвовать в игре
Участвуют в игре-драматизации. Способны находить неверные утверждения и корректировать их.
4-5 детей проявляют желание попробовать себя в роли героев сказки.
Могут передавать эмоциональное состояние героев и черты характера через особенности мимики и движений, также использовать выразительность речи, силу голова для демонстрации особенностей взаимоотношений между героями
Рефлексивный блок: Предлагает назвать детям тех ребят, которые лучше всех справились с ролями и объяснить свой выбор.
Спрашивает участвующих детей, что было сложным, а что получалось лучше всего.
Вопросы: кто больше всех нашел ошибок? Почему он нашел больше, а кто-то ошибался?
Что не получилось сегодня?
Кто-то смог узнать сегодня, того что не знал раньше?
Ответили ли мы на вопрос о том, кто изображен на силуэтной картинке?
Предлагает самим попробовать написать сказки о взаимоотношениях человека с животными, которые они смогут рассказать детям, которые не были сегодня или передать детям других групп. Дети оценивают собственную деятельность и деятельность друг друга.
Отвечают на вопросы.
Проявляют желание сочинить сказки самостоятельно. Дети способны оценивать собственную деятельность и друг друга, называть положительные и отрицательные моменты.
Предлагают 5-6 тем, о которых можно написать сказки в сборник.
3-4 ребенка предлагают свою помощь в сочинении сказов и выборе главных героев.