Юлия Васильевна Кармакова
Технологическая карта по математике в 3 классе.2 полугодие
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел Числа от 100 до 1000 (46 часов)
Тема Величины и их измерение (8 часов)
Цели
Сформировать представление о мерах: длины, массы.
Ввести:
• единицу измерения длины «километр»;
• единицу измерения массы «грамм».
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Основное содержание темы, термины и понятия Введение понятия «километр». Изучение меры длины километр: сравнение, перевод в другие единицы измерения длины. Введение понятия «грамм». Изучение меры массы грамм: сравнение, перевод в другие единицы измерения массы. Решение задач с именованными числами.
Темочки:
- Математика, 2 класс
- Математика, 3 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Грамм, единицы измерения, километр, меры длины, меры массы.
Планируемый результат
Личностные умения:
Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- желание готовить блюдо по рецепту;
- ответственное отношение к подготовке и измерению ингредиентов в соответствии с рецептом;
- желание подбирать и измерять ингредиенты по рецепту блюда;
- осознание собственных достижений при освоении учебной темы. Метапредметные умения
Познавательные умения:
- раскрывать значение понятий: «километр», «грамм» и использовать их в активном словаре;
- соотносить значения разных единиц измерения длины и массы и обосновывать свое мнение.
- выбирать способ (вариант) выполнения задания и обосновывать своё мнение;
- использовать приобретенные знания для подготовки и измерения ингредиентов в соответствии с рецептом блюда.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- ориентироваться в разных вариантах выполнения заданий;
- выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать понятные для партнёра высказывания, используя математические термины, в рамках учебного диалога;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи Ресурсы
Окружающий мир
Тема «Масштаб».
Технология
Тема «Кулинария».
Информационный материал
Учебник «Математика» 3 класс, ч. 2, Рабочая тетрадь, № 2.
Демонстрационный материал
Таблицы: «Меры длины», «Меры массы».
Интерактивный материал
Карточки с индивидуальным заданием, для устного счёта, аптекарские весы с гирьками, кухонные весы.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
I этап. Самоопределение к деятельности
Цели деятельности Ситуативное задание
• Мотивировать учащихся к изучению темы.
• Стимулировать желание
помочь ребятам. На уроке технологии ребятам надо было приготовить три блюда. Школьники разделились на три команды и выбрали для каждой рецепт: «Фруктовый завтрак», «Сладкая колбаска», «Греческий салат». Каждой группе надо выбрать в соответствии с рецептом ингредиенты, выбрать и измерить в соответствии с рецептом для приготовления блюда. Для измерения продуктов школьникам предложили меры: чайные и столовые ложки, весы с гирьками в 5 г, 10 г, 50 г, 100 г, 500 г.
Рецепт «Фруктового завтрака» : 1 яблоко или грушу, 2 киви, 1 банан, 2 мандарина, 50 г грецких орехов, 40 г изюма, 60 г чернослива, 150 г йогурта. Вкусный завтрак получится, если предварительно вымытое и высушенное яблоко (груша, очищенные киви, банан мелко нарезать кубиками, положить в глубокую посуду, добавить дольки очищенного мандарина, всё перемешать, залить йогуртом и выдержать 10-15 минут.
Рецепт «Сладкой колбаски» : 400 г песочного печенья, 1 банку сгущенки, 200 г сливочного масла, 40 г какао порошка, 100 г грецких орехов, 3 г ванильного сахара. «Сладкая колбаска» получится, если измельчить печенье скалкой или пестиком в ступке, добавить тщательно растёртое сливочное масло с банкой сгущёнки, затем какао порошок, измельчённый грецкий орех, ванилин и перемешать все ингредиенты. Полученную массу завернуть в пищевую плёнку в виде колбаски и положить в холодильник на 3-4 часа. Готовая колбаска легко режется кружочками.
Рецепт «Греческого салата» : 3 помидора, 2 огурца, 2 болгарского перца, 150 г сыра фета, 1 головка репчатого лука, 50 г маслин, 30 г оливкового масла, соль чайной ложки. Полезный «Греческий салат» получится, если, предварительно вымытые и высушенные помидоры, огурцы, болгарский перец (без семян, нарезать тонкими ломтиками в салатник, добавить очищенный и нарезанный полукольцами репчатый лук, заправить оливковым маслом, украсить маслинами и сыром, нарезанным кубиками и посолить по вкусу.
Ребята с увлечением взялись за работу и приготовили блюда. Но при дегустации «Фруктовый завтрак» оказался не очень сладкий и густой,- «Сладкая колбаска» - жидкой и не резалась колечками, а «Греческий салат» был соленый и жирный.
Почему приготовленные блюда не соответствовали вкусовым качествам?
Школьники предлагают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определённых знаний и умений для ответа на вопросы.
Есть ли у вас желание научиться подбирать ингредиенты в соответствии с рецептом, чтобы приготовить вкусные блюда?
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Цели деятельности
Учебные задания
на «знание» (З, «понимание» (П, «умение» (У)
Блок А. Километр
Цели:
• Актуализировать знания об известных единицах измерения длины.
• Актуализировать умение:
- соотносить метр с сантиметром и дециметром;
- выполнять вычисление с именованными числами.
• Ввести понятие «километр».
• Научить:
- соотносить значения разных единиц измерения длины и обосновывать свое мнение;
- выражать километры в метрах и обратно;
- записывать именованные числа в порядке возрастания;
- сравнивать именованные числа;
- выполнять вычисления с именованными числами;
- решать задачи с именованными числами;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
- формулировать понятные для партнёра высказывания, используя математические термины, в рамках учебного диалога. Задание 1 (З)
Назовите известные вам единицы измерения длины (см, дм, м).
Расскажите, что можно измерить в см; в дм; в м?
Сообщение учителя
Для измерения расстояний между населёнными пунктами используют единицу длины, которая называется километр. Приставка «кило», обозначает одну тысячу. Слово «километр» сокращё нно записывают так: км (точка после буквы не ставится). Например: 1 км, 35 км, 700 км.
1 километр содержит тысячу метров. Это записывают так: 1 км = 1000 м
Задание 2 (З)
Назовите условное обозначение километра.
Назовите количество метров, которые содержат 1 километр.
Задание 3 (З) Учебник, с. 84, № 3.
Прочитайте высказывания, которые содержат данные о протяжённости расстояний в метрах и километрах.
Задание 4 (З) Учебник, с. 83, № 1.
Расскажите, сколько раз надо отмерить по 10 м, чтобы получилось 100 м?
Расскажите, сколько раз надо отмерить по 100 м, чтобы получился 1 км?
Задание 5 (П)
Можно ли утверждать, что 100 м – это 1 км? Обоснуйте своё мнение.
Задание 6 (У) Учебник, с. 83, № 2, с взаимопроверкой.
Сравните именованные числа, используя знаки: >, < ,=.
Задание 7 (У) Учебник, с. 84, № 4, № 8, с взаимопроверкой.
Решите задачу с именованными числами.
Задание 8 (У) Учебник, с. 85, № 5.
Сравните числовое выражение и число, выраженные именованными числами, используя знаки: >, < ,=.
Задание 9 (У) Рабочая тетрадь, с. 66, № 1.
Решите задачу с именованными числами.
Задание 10 (У) Рабочая тетрадь, с. 68, № 2.
Решите задачу с именованными числами.
Задание 11 (У) Рабочая тетрадь, с. 84, № 1, с взаимопроверкой.
Сравните именованные числа, используя знаки: >, < ,=.
Задание 12 (У)
Напишите именованные числа в порядке возрастания.
4 дм 9 см, 50 см, 2 м 7 дм 3 см, 100 см, 700 м, 1 км
Блок Б. Грамм
Цели:
• Актуализировать знания об известной единице измерения массы килограмм.
• Актуализировать умение выполнять вычисление с именованными числами.
• Ввести понятие «грамм».
• Научить:
- соотносить значения разных единиц измерения массы и обосновывать свое мнение;
- переводить единицу изменения массы «килограммы» в «граммы»;
- записывать именованные числа в порядке возрастания;
- сравнивать именованные числа;
- выполнять вычисления с именованными числами;
- решать задачи с именованными числами.
- выполнять взаимооценку учебного задания;
- формулировать понятные для партнёра высказывания, используя математические термины, в рамках учебного диалога. Задание 1 (З)
Назовите известные вам единицы измерения длины (кг).
Расскажите, что можно измерять килограммами.
Сообщение учителя
Массу предметов легче 1 килограмма измеряют в граммах. Слово «грамм» произошло от греческого «грамма», что обозначало меру веса. Слово «грамм» записывают сокращё нно так: г (точка после буквы не ставится). Например: 15 г, 400 г, 752 г.
1 килограмм содержит тысячу граммов. Это записывают так: 1 кг = 1000 г.
Задание 2 (З)
Назовите условное обозначение грамма.
Назовите количество граммов, которое содержит 1 килограмм.
Задание 3 (З) Учебник, с. 101, № 1.
Прочитайте высказывания, которые содержат данные о массе в граммах.
Задание 4 (З) Учебник, с. 102, № 2.
Рассмотрите рисунок и назовите гирьки, которыми можно взвесить 8 г, 75 г, 250 г, 380 г, 900 г.
Задание 5 (П)
Можно ли взвесить 1 кг конфет, используя гирьки достоинством: 50 г, 3 г, 10 г, 15 г, 20 г? Обоснуйте своё мнение.
Задание 6 (У) Учебник, с. 102, № 3.
Решите задачу с именованными числами.
Задание 7 (У) Учебник, с. 102, № 6, с взаимооценкой.
Решите задачу с именованными числами.
Задание 8 (У) Учебник, с. 103, № 1, с взаимооценкой.
Напишите именованные числа в порядке возрастания.
Задание 9 (У) Учебник, с. 103, № 4.
Решите задачу с именованными числами.
Задание 10 (У) Учебник, с. 104, № 6, с взаимооценкой.
Сравните числовое выражение и число, используя знаки: >, < ,=.
Задание 11 (У) Рабочая тетрадь, с. 82, № 1.
Выполните вычисления с именованными числами.
Задание 12 (У) Рабочая тетрадь, с. 82, № 2, № 3, с. 84, № 3.
Решите задачу с именованными числами.
Блок К. Диагностика качества освоения темы
Цель: установить степень освоения темы, а именно:
- сравнивать именованные числа;
- выполнять вычисления с именованными числами;
- записывать именованные числа в порядке возрастания;
- решать задачи с именованными числами. Контрольное задание
1. Сравните именованные числа, используя знаки: >, < ,=.
400 г + 300 г … 1 кг 1 кг – 600 г … 700 г
800 м – 500 м … 1 км 1 км – 900 м … 10 м
1 кг. 700 г + 300 г 640 г + 360 г … 1 кг
2. Напишите именованные числа в порядке возрастания.
• 400 м, 407 м, 47 м, 40 км, 740 м, 7 км 700 м.
• 520 г, 2 кг 200 г, 25 г, 5 кг 15 г, 102 кг, 5 г.
3. Решите задачу с именованными числами.
• За 4 кг яблок заплатили 120 рублей. Сколько стоят 6 кг яблок?
• В двух пакетах 200 г семян. Сколько граммов семян в 9 таких же пакетах?
• Мама купила 350 г сыра, 600 г ветчины, а творога на 400 г меньше, чем сыра и ветчины вместе. Сколько творога купила мама?
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цели деятельности
Варианты заданий
• Стимулировать желание научиться подготавливать и измерять ингредиенты в соответствии с рецептом.
• Научить:
- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;
- представлять результат свой деятельности. Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
• выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
• выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
• самоорганизацию по выполнению задания:
- планирование деятельности;
- выполнение задания;
- представление результатов деятельности.
На уроке технологии ребятам надо было приготовить три блюда. Школьники разделились на три команды и выбрали для каждой рецепт: «Фруктовый завтрак», «Сладкая колбаска», «Греческий салат». Каждой группе надо выбрать в соответствии с рецептом ингредиенты, выбрать и измерить в соответствии с рецептом для приготовления блюда. Для измерения продуктов школьникам предложили меры: чайные и столовые ложки, весы с гирьками в 5 г, 10 г, 50 г, 100 г, 500 г.
Рецепт «Фруктового завтрака» : 1 яблоко или грушу, 2 киви, 1 банан, 2 мандарина, 50 г грецких орехов, 40 г изюма, 60 г чернослива, 150 г йогурта. Вкусный завтрак получится, если предварительно вымытое и высушенное яблоко (груша, очищенные киви, банан мелко нарезать кубиками, положить в глубокую посуду, добавить дольки очищенного мандарина, всё перемешать, залить йогуртом и выдержать 10-15 минут.
Рецепт «Сладкой колбаски» : 400 г песочного печенья, 1 банку сгущенки, 200 г сливочного масла, 40 г какао порошка, 100 г грецких орехов, 3 г ванильного сахара. «Сладкая колбаска» получится, если измельчить печенье скалкой или пестиком в ступке, добавить тщательно растёртое сливочное масло с банкой сгущёнки, затем какао порошок, измельчённый грецкий орех, ванилин и перемешать все ингредиенты. Полученную массу завернуть в пищевую плёнку в виде колбаски и положить в холодильник на 3-4 часа. Готовая колбаска легко режется кружочками.
Рецепт «Греческого салата» : 3 помидора, 2 огурца, 2 болгарского перца, 150 г сыра фета, 1 головка репчатого лука, 50 г маслин, 30 г оливкового масла, соль чайной ложки. Полезный «Греческий салат» получится, если, предварительно вымытые и высушенные помидоры, огурцы, болгарский перец (без семян, нарезать тонкими ломтиками в салатник, добавить очищенный и нарезанный полукольцами репчатый лук, заправить оливковым маслом, украсить маслинами и сыром, нарезанным кубиками и посолить по вкусу.
Ребята с увлечением взялись за работу и приготовили блюда. Но при дегустации «Фруктовый завтрак» оказался не очень сладкий и густой,- «Сладкая колбаска» - жидкой и не резалась колечками, а «Греческий салат» был соленый и жирный.
Информативный вариант
Приготовьте блюдо по рецепту так, чтобы оно соответствовало своим вкусовым качествам. Для этого подготовьте и замерьте ингредиенты, используя таблицу массы и мер, весы с гирьками. Например, для блюда «Сладкая колбаска» надо:
1. взвесить на весах 400 г печенья, используя гирьки в100 г и 500 г;
2. взять 1 пачку сливочного масла с 1 банкой сгущёнки;
3. добавить 4 столовые ложки какао порошка и полчайной ложки ванильного сахара;
4. приготовить 100 г (30 штук) очищенных грецких орехов.
Таблица массы и мер *
Продукты Кол-во ст. ложек Кол-во ч. ложек Штук Грамм
грецкий орех 15 50 г
изюм 5 40 г
чернослив 10 60 г
песочное печенье 400 г
какао порошок 2 4 40 г
ванильный сахар 1/2 3 г
сыр фета 150 г
маслины 10 штук 20 г
оливковое масло 2 30 г
сахарный песок 3 60 г
соль 1 7 г
йогурт 1 15 г
*Масса продукта измерялась в одной (чайной/столовой) ложке без горки.
Импровизационный вариант
Приготовьте блюдо по рецепту так, чтобы оно соответствовало своим вкусовым качествам. Для подготовки ингредиентов используйте таблицу массы и мер, весы с гирьками.
Эвристический вариант
Выберите блюдо и приготовьте его в соответствии с рецептом, чтобы оно соответствовало своим вкусовым качествам.
*Таблица массы и мер может использоваться во всех вариантах.
IV этап. Рефлексивная деятельность
Цели деятельности
Самоанализ и самооценка ученика
Научить:
- соотносить полученный результат с поставленной целью;
- оценивать результат учебной деятельности.
Самоанализ
Закончите предложения:
1. Мне важно уметь выполнять измерение различных величин разными мерками, потому что…
2. Чтобы измерить разными мерками ингредиенты без ошибок, нужно…. .
Самооценка
Закончите предложение:
Я. (очень, не очень) доволен (льна) результатом работы, которую сделал (а) (самостоятельно, с помощью одноклассника, учителя).
Цели деятельности
Самоанализ и самооценка учителя
• Соотнести полученный результат с поставленной целью.
• Оценить результат своей деятельности.
Цели темы:
Сформировать представление о мерах: длины, массы.
Ввести:
- единицу измерения длины «километр»;
- единицу измерения массы «грамм».
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Ключевые умения:
Личностные умения:
- ответственное отношение к подготовке и измерению ингредиентов в соответствии с рецептом.
Познавательные умения:
- использовать приобретенные знания для подготовки и измерения ингредиентов в соответствии с рецептом блюда.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативные умения:
- формулировать понятные для партнёра высказывания, используя математические термины, в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
- решать задачи с именованными числами.