суслова светлана николаевна
Технологическая карта урока по географии в 8 классе «Воздушные массы и атмосферные фронты»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока №25 по географии в 8 классе.
УМК: Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский География: физическая география России: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М. : ООО «Русское слово-учебник», 2013;
Учитель: С. Н. Суслова Дата ___/___/___г.
Тема урока/ Тип урока: Воздушные массы и атмосферные фронты / урок «открытия» нового знания
Цель урока: Создание условий для формирования представлений о типах и движении воздушных масс, «атмосферных фронтах», «холодных и теплых фронтах»
Планируемые результаты
Предметные:
Публикация «Технологическая карта урока по географии в 8 классе „Воздушные массы и атмосферные фронты“» размещена в разделах
- География. Уроки географии
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
- давать объяснение понятиям: «воздушные массы», «тип климата», «погода», «циркуляция ВМ», «атмосферный фронт», «тёплый, холодный атмосферный фронты»;
- уметь объяснять условия образования атмосферных фронтов;
- выделять главный или существенные признаки при характеристике разных типов ВМ, атмосферных фронтов
- уметь определять прогноз погоды при приближении фронта, по местным признакам, возможность прохождения атмосферного фронта;
- делать вывод о различиях погоды, характерных при про-хождении разных типов фронтов.
Метапредметные:
- развивать умение определять и формировать цель и задачи на уроке, организовывать свою деятельность, проводить сравнение, делать выводы;
- совершенствовать умения работать с разными источниками информации;
- выявлять причинно-следственные взаимосвязи;
- планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации, оценивать степень и способы достижения цели;
- самостоятельно исправлять ошибки;
- слушать и понимать других, формулировать и аргументировать свое мнение, умение принимать совместные решения, умение контролировать и оценивать свои действия.
Личностные:
- развивать творческое мышление, воображение, память и внимание;
- развивать способность управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью;
- развивать готовность к саморазвитию и реализации творческого потенциала;
- понимать смысл своей деятельности, уметь ориентироваться в окружающем мире;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках;
- понимать роль и значение географических знаний; способствовать воспитанию информационной культуры, умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;
- развивать географические знания, познавательный интерес, умение самостоятельно решать проблему, отбирать нужную информацию, применять знания учебной деятельности.
Методы обучения: Метод групповой работы
Формы организации познавательной деятельности учащихся: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: Учебник, атласы, рабочая тетрадь,
Ход урока
Этап урока: Организационный момент
Деятельность учителя: Приветствие учащихся, проверка готовность к уроку, пожелание плодотворной работы.
Деятельность учащихся: Отвечают на приветствие учителя, готовность к уроку. Взаимодействуют с учителем. Мобилизуют силы.
Формируемые УУД:
ПУУД: Выделение существенной информации из слов учителя.
КУУД: Слушание учителя
РУУД: умение настраиваться на занятие
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Деятельность учителя: Создает условия для включения в деятельность, проверяет готовность, мотивирует к изучению темы озвучивает проблемный вопрос: почему на Урале и в Сибири разные погодные условия?
Деятельность учащихся: Готовят рабочее место, настраиваются на деловой ритм, слушают учителя.
Этап актуализации
Деятельность учителя: организует воспроизведение ранее усвоенных знаний: письменно –тест, у доски просит составить характеристику Ц и АЦ, фронтальный опрос по изученному материалу.
Деятельность учащихся: Размышляют над вопросами учителя, дают ответ.
Этап выявления места и причины затруднения
Деятельность учителя:Помогает учащимся определить проблему «незнания» (задаёт вопросы: какие типы воздушных масс мы знаем? Вспомним их характеристику, главные свойства? Какую погоду они приносят?
Деятельность учащихся:Выполняют задания на карточках. Определяют проблемы «незнания» (отвечают на вопросы)
Формируемые УУД:
КУУД: слушать и понимать других.
РУУД: выдвигать версии решения проблемы; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, оценивать свою деятельность.
ПУУД: самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
Этап целеполагания (построения выхода из затруднения)
Деятельность учителя:Провоцирует учащихся на осознание цели деятельности, предлагая определить значимые цели для каждого ученика: а зачем нам это знать? Слушая прогноз погоды по ТВ, вы неоднократно слышали словосочетание «атмосферный фронт», и представляете его важность, как на карте, так и в жизни. Как они образуются? Какую погоду они приносят? В этом мы с вами должны разобраться.
Вместе с учащимися определяют цель урока.
Деятельность учащихся:Формулируют тему, цель урока и цель деятельности
Формируемые УУД:
ПУУД: самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
КУУД: слушать и понимать других, формулировать и аргументировать своё мнение.
РУУД: уметь определять цель и за-дачи на уроке
Этап организационно – деятельностный
Деятельность учителя: Стимулирует активное участие учащихся к усвоению материала, организует группы. Предлагает самостоятельную работу с учебником по алгоритму:
Признаки сравнения Теплый фронт Холодный фронт
Движущая сила
Как ведет себя воздух? --- ---
Какую погоду приносит? --- ---
Теплый фронт:
1. Теплый воздух надвигается на холодный. 2. Теплый легкий воздух поднимается вверх 3. Затяжные дожди. 4. Медленное потепление.
Холодный фронт:
1. Холодный воздух надвигается на теплый. 2. Выталкивает вверх легкий теплый воздух.
3. Ливни, грозы. 4. Быстрое похолодание, ясная погода.
Анализирует результат. Подводит учащихся к проблемному вопросу, который прозвучал вначале урока. Предлагается выполнить географический диктант по теме.
Деятельность учащихся:Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи, работают со схемами, рис. 67, 68 в учебнике и текстовым материалом, объясняют образование фронтов, заполняют таблицу, делают вывод, записывают в тетрадь
Просматривают материал о движении ВМ, образовании фронтов. Обдумывают и решают проблему. Анализируют карту, творчески мыслят и отвечают на вопросы. Объясняют правильность выбора ответа
Формируемые УУД
ПУУД: развитие познавательных интересов; формирование ИКТ- компетенции.
РУУД: самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;умение работать по собственному плану; умение оценить свои действия
КУУД: уметь работать в группе; умение формулировать и аргументировать своё мнение, уметь выражать и отстоять своё мнение, слушать и понимать других, принимать совместное решение.
Этап закрепления полученных знаний.
Деятельность учитель: (задает вопросы) Можете ли вы точно сформулировать понятия «воздушные массы», «тип климата», «погода», «циркуляция ВМ», «атмосферный фронт?
Деятельность учащихся:Осмысливают, отвечают на поставленные вопросы.
Формируемые УУД:
ЛУУД: Формирование ответственного отношения к работе.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Деятельность учитель: Благодарит за работу на уроке, предлагает оценить свой вклад в достижение цели и задач урока. Предлагает выразить своё отношение к уроку. Чьи выступления из ребят вам понравились, почему? Что вызвало на уроке затруднение? Оцените свою работу на уроке? Задаёт домашнее задание, определяя степень сложности по выбору.
Деятельность учащихся: Оценивают одноклассников. Объясняют, почему так себя оценили. Определяют уровень достижений своих результатов. Выражают своё мнение об уроке. Записывают домашнее задание
Формируемые УУД:
РУУД: оценивать степень и способы достижения цели; самостоятельно исправлять ошибки; умение оценивать результаты.
ЛУУД: Формирование ответственного отношения к работе.
[iПриложение][/i]
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Воздушные массы – очень подвижные части тропосферы. При столкновении разных по свойствам воз-душных масс образуются переходные зоны – атмосферные фронты.
Атмосферный фронт – это полоса, разделяющая разные по своим свойствам воздушные массы. Ширина фронтов достигает нескольких десятков километров. На фронтах всегда происходит смена тем-пературы, облачности, давления воздуха – смена погоды.
Изобары указывают и давление воздуха в гектопаскалях (1000 гПа = 750 мм. Рт. Ст.).
Синоптические карты составляются несколько раз в сутки, благодаря чему можно судить о продвижении циклонов, фронтов, облачности.
Тестовые задания.
1. Общее количество радиации, достигающей поверхности Земли, называется:
а) солнечная радиация; б) радиационный баланс; в) суммарная радиация.
2. Самый большой показатель отраженной радиации имеет: а) песок; б) лес; в) чернозем; г) снег.
3. Над Россией зимой перемещаются:
а) арктические воздушные массы; б) умеренные воздушные массы;
в) тропические воздушные массы; г) экваториальные воздушные массы.
4. Роль западного переноса воздушных масс усиливается на большей части России:
а) летом; б) зимой; в) осенью.
5. Самый большой показатель суммарной радиации в России имеет:
а) юг Сибири; б) Северный Кавказ; в) юг Дальнего Востока.
6. Разница между суммарной радиацией и отраженной радиацией, и тепловым излучением называется:
а) поглощенной радиацией; б) радиационным балансом.
7. При движении к экватору величина суммарной радиации:
а) уменьшается; б) увеличивается; в) не изменяется.
Географический диктант.
Запишите в тетрадь в столбик слова: циклон, антициклон, атмосферный фронт. Я диктую признаки, а вы их относите либо к а) циклону, либо к б) антициклону, либо к в) атмосферному фронту.
1. Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре.
2. Атмосферный вихрь с низким давлением в центре.
3. Приносит пасмурную погоду.
4. Устойчив, малоподвижен.
5. Устанавливается над Восточной Сибирью
6. Зона столкновения теплых и холодных воздушных масс.
7. Восходящие потоки воздуха в центре.
8. Нисходящее движение воздуха в центре.
9. Движение от центра к периферии.
10. Движение против часовой стрелки к центру.
11. Они бывают теплые и холодные.
Проверка: Циклон: 2; 3; 7; 10; Антициклон: 1; 4; 5; 8; 9; Атмосферный фронт: 6; 11.