Терскова Татьяна
Технологическая карта интегрированного занятия по развитию речи с ИКТ оборудованием в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта интегрированного занятия по речевому развитию (выразительное чтение) с подгруппой детей с включением дидактической игры на ИКТ оборудовании
Образовательные области: речевое развитие
Тема занятия : Путешествие по рассказу Николая Носова «Живая шляпа»
Возрастная группа : подготовительная к школе группа
Публикация «Технологическая карта интегрированного занятия по развитию речи с ИКТ оборудованием в подготовительной группе» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель занятия : понимание детьми подготовительно группы основной идеи рассказа «Живая шляпа» в процессе восприятия художественной литературы с включением дидактической игры с использованием ИКТ оборудования «По страницам рассказа», элементами продуктивной деятельности (рисование) «Шляпа».
Задачи занятия :
Образовательная: формулировать основную идею рассказа «Живая шляпа», связанную с тем, что прежде чем чего-то бояться нужно разобраться в ситуации; называть главных героев, мотивы их поступков в процессе беседы, выполнения заданий игры «По страницам рассказа».
Развивающая : беседовать по содержанию рассказа, объяснять свои суждения о страхе и любопытстве, о поступках героев, собирать разрезную картинку.
Воспитательная: договариваться при совместном выполнении игровых заданий, сборке разрезной картинки; высказывать свою точку зрения при формулировании основной идеи произведения, внимательно слушать мнения других.
Дополнительные задачи:
Дидактическая задача: отвечать на вопросы по содержанию рассказа, соотносить изображение с фрагментом произведения, формулировать идею произведения с опорой на картинки.
Словарная работа: что-то плюхнулось, соскочил.
Задача по продуктивной деятельности:
РИСОВАНИЕ
Изобразительная: передавать графическими средствами образ шляпы
Техническая : выполнить несложный карандашный рисунок «Шляпа», используя приемы рисования («тушевка, «спиралька»)
Планируемый результат занятия :
1) высказывает 1-2 суждения, объясняющих основную идею произведения, играет
2) участвует в беседе, называет 1-2 мотива поступков героев сказки и определяет последствия их действий.
3) договаривается с детьми при выполнении игровых заданий, высказывает точку зрения, слушает других
4) выполняет задания дидактический игры.
5) играет, договаривается во время игры с участниками,
6) рисует изображение шляпы
Подготовительная работа : подготовка иллюстрации (ий, дидактического материала и создание дидактической игры по заданиям «По страницам рассказа», подготовить листы белой/цветной бумаги, образцы для показа, карандаши.
Материалы и оборудование : книга «Живая шляпа» или хрестоматия, ноутбук, интерактивная доска, материалы для продуктивной деятельности (цветной картон, цветная бумага, клей, кисточки, ножницы/ альбомные листы, цветные карандаши/ пластилин, стеки, дощечки для лепки, салфетки).
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно – мотивационный этап Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к восприятию художественного произведения и предстоящей деятельности. Приветствие, установление зрительного и эмоционального контакта.
Анонсирование произведения.
- Здравствуйте ребята, я рада видеть Вас, меня зовут Татьяна Сергеевна, сегодня я буду вашим воспитателем.
- Сегодня я вам приготовила много нового и интересного. Но для начала давайте возьмемся за руки и скажем такие слова:
Дети стоят в кругу.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Присаживайтесь поудобнее, не забывайте спины держать ровно (присесть за стол).
Мы свами будем читать рассказ, играть в игры на икт оборудование, рисовать и за каждое выполненное задание вы будете получать часть картинки, а потом из всех частей мы соберем ее полностью.
- Я прочитаю вам интересный рассказ.
Анонсирование произведения.
-Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Живая шляпа».
Написал его детский писатель Николай Носов. Он о котенке Ваське и двух ребятах — Вове и Вадике. Мальчики были дома, раскрашивали картинки. Васька сидел у комода. Внезапно позади что-то упало. Дети обернулись на звук и увидели на полу шляпу. Попробовали подойти — та сама собой стала двигаться. Поползла, наводя на них ужас. А что было дальше мы с вами узнаем, когда прочитаем рассказ.
Высказывание своего мнения о произведении.
-Мне нравится этот рассказ тем, что он очень поучительный. Она научит не бояться необычного, искать всему разумное объяснение! Поэтому, я хочу познакомить вас с этим произведением.
- Друзья мои, я надеюсь вы не забыли и помните, что каждое произведение несет в себе главную мысль, какой-то вывод или поучение.
- Ребята, в произведение автор употребляет слова и выражения, которые мы с вами в повседневной жизни редко используем.
-Давайте подумаем и выясним, что они могут обозначать?
Как вы думаете, что означает «что-то плюхнулось»?
(Упало)
Совершенно верно!
- Ребята, а как вы думаете, а что означает выражение «соскочил». (быстро встал с места) Подгрупповая форма
Прием психологической речевой настройки
Побуждение к предстоящей деятельности
Рассказ
Словарная работа
Дети здороваются,
улыбаются, желают хорошего настроения.
Слушают внимательно, отвечают на вопросы
Внимательно слушают
Рассуждают и отвечают на вопросы
Дети позитивно настроены на предстоящую совместную
деятельность, включение в коммуникативную
деятельность
2. Основной этап
2.1. Этап постановки проблемы Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме Создание условия для подведения детей к формулированию проблемной ситуации
-Прежде чем начнем читать, давайте рассмотрим книгу, скажите, что изображено на обложке - иллюстрациях? Посмотрев все иллюстрации в книге, как вы думаете, о чем будет рассказ? Как вы считаете кто главный герой?
Чтобы нам понять что произошло, необходимо прочитать текст. Прием постановки вопросов проблемного характера Рассуждают на вопросы
Высказывают свои предположения Проявление интереса
2.2. Этап ознакомления с материалом Ознакомление с содержанием произведения Чтение отрывка произведения
-И так давайте сядем правильно, спину держим ровно, коленки вместе.
-Чтение рассказа. (полностью) Чтение Восприятие художественной литературы Умение внимательно слушать, запоминать, понимать содержание
2.3. Этап практического решения проблемы Получение обратной связи от детей о предоставленной информации. Решение проблемной ситуации Создание условий для решения проблемной ситуации: задает вопросы по характеристикам и мотивам поступков героев, по идее произведения, подводит детей к высказыванию предположения.
Проведение дидактической игры.
Беседа по прочитаному.
Какие эмоции вы испытали, когда я вам читала этот рассказ?
-Ребята скажите, кто был главным героем рассказа? (Вадик, друг Вовка, котенок Васька)
-Кто первым испугался живой шляпы?
В рассказе об этом написано так:
«Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу — и вдруг как закричит:
— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.»
- С какого предмета мебели упала шляпа? «Шляпа лежала на комоде»
-Куда прыгнул Вадик, спасаясь от шляпы? Давайте проверим, так ли говорится в тексте «Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
— Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним.»
- Отлично, ребята! Сейчас я буду говорить вам начало фразы, а вы ее продолжение, готовы?
Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода … (шляпу).
Вовка предложил:- Давай наберем … (картошки)
Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам … (котенок).
- Вы справились, молодцы!
Какие по характеру мальчики, по вашему мнению?
- Почему они испугались шляпы?
- Как котенок Васька оказался под шляпой?
- Какие чувства испытали ребята, когда поняли, что это Васька?
Давайте прочитаем еще раз
— Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.
— Васька! — обрадовались ребята.
— Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, — догадался Вовка.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
— Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.
- Ребята, как вы думаете, о чем нам говорит история этого рассказа?
- В вашей жизни были ситуации, похожие на эту?
А теперь давайте мы с вами немного отдохнем
Физминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.
Проведение дидактической игры на ИКТ
- Ребята, мы с вами прочитали рассказ, провели беседу по нему, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «По страницам рассказа», давайте подойдем к доске.
-Прежде чем начать играть давайте вспомним правила работы с доской. Я начну, а вы продолжите.
1. Ребята наше первое задание «Собери картинку»
- вам нужно из фрагментов собрать целое изображение. Назвать, что у вас получилось.
2. Второе задание «Лишний герой»
Сейчас вам нужно найти лишних героев.
3. Что за чем»
Теперь я вам предлагаю восстановить сюжет рассказа.
-Хорошо, вы справились со всеми игровыми заданиями и получаете части для картинки.
-Теперь давайте делаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз.
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
(Моргают глазками.)
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
(Делают круговые движения глазами.)
Ребята, а вы можете ответить на главный вопрос: Чему учит нас учит данная сказка?
- Чему мы должны научиться?
Молодцы все верно!
Продуктивная деятельность РИСОВАНИЕ
Ребята теперь давайте вспомним, какой предмет упал на котенка Ваську?
Предлагаю вам ее сделать, а как? (пластилина, бумаги, картона, конструктора).
- Сегодня, я предлагаю нарисовать шляпу.
(Воспитатель показывает картинку шляпы).
- Посмотрите, как выглядит шляпа.
- А какого она цвета? (коричневого).
- Выберете каждый для себя карандаш.
- Но для начала подготовим наши пальцы к работе.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать –
Крепкие, дружные,
Все такие нужные. (поочередно из кулачков разгибают под счет пальцы, потом сжимают, разжимают кулачки).
«Замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)
- Ну, вот мы и готовы.
- Давайте вспомним, как нужно правильно держать карандаш.
- Теперь посмотрите, как мы будем рисовать шляпу (показ, объяснение).
- Располагать изображение мы будем по центру листа, посмотрите, как это сделаю я. - Используя прием тушевки (показ выполнения приема рисования, выполняется боковой поверхностью карандаша) в рисовании, раскрасим шляпу.
- У нас получилась шляпа из произведения Николая Носова «Живая шляпа».
Прием уточняющих вопросов.
Прием выборочного чтения
Прием продолжи фразу
Прием повторного чтения
Прием вопросы на понимание, использование, анализ, синтез и оценку
Физкультминутка
Дидактическая игра
Напоминание правил ТБ
Игровые действия
Гимнастика для глаз
Показ образца
Объяснение
Пальчиковая гимнастика
Показ способа действия
Участвуют в игровой деятельности, дают ответы на поставленные вопросы, высказывают предположения
Вспоминают правила ТБ
Выполняют задания игры, отвечают на вопросы
Выполняют движения
Отвечают на вопрос
Слушают объяснение
Выполняют движения
Выполняют действия Проявление инициативы, самостоятельности
Умение
анализировать
собственную
деятельность,
необходимую
для разрешения
проблемы
Играют, договариваются во время игры.
Выполняют действия по образцу, изготавливают поделку
3. Заключительный этап Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки Анализ деятельности, показ результата всего занятия. Обобщение совместной деятельности детей по достижению целей.
Ребята у нас с вами сегодня было очень интересное занятие.
Расскажите, чем мы сегодня занимались?
Что вам понравилось делать больше всего?
Чтобы вы еще хотели попробовать?
- Сейчас я предлагаю вам собрать картинку из частей, которые вы получали за выполненные задания.
- Что хотел сказать автор этим рассказом?
- Мне очень понравилась совместная работа и этот рассказ тем, что он помог нам понять что, не стоит бояться чего-то, не разобравшись в ситуации. Я довольна тем, как вы отвечали на вопросы, высказывали свою точку зрения и работали в команде. У нас все получилось! Прием:
вопросы, побуждающие к самооценке, обобщению и формулировке основной идеи произведения Отвечают на вопросы, демонстрируют навыки самооценки Умение делать
вывод, рефлексировать