Светланка Анциферова
Технологическая карта НОД «Путешествие в страну маленьких знатоков»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Написание выбранного конструкта считаю актуальным. Так как у детей до 6-7 года жизни ярко выражена мотивация познания к экспериментам опытам, ко всей исследовательской деятельности. Принимать самостоятельно решения, особенно когда дети оказываются в какой то сказке, у них появляется особый интерес ко всем предложенным заданиям, даже к тем которые в повседневной жизни казались бы им скучны. В этом возрасте дети учятся формировать личное отношение к вещам, предметам, людям. И чтобы это было правильно, мы взрослые должны направлять их. Наши дети с ОВЗ все имеют патологию по зрению. Им особенно нужна наглядность материалов, все в увеличенной форме, так как некоторые дети плохо видящие.
Публикация «Технологическая карта НОД „Путешествие в страну маленьких знатоков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес - направленность на материал (игровой, экологический, математический и т. д., связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка).
Проблема — вопрос или комплекс вопросов, возникающих в ходе занятия игровая проблемная ситуация — теоретическая или практическая ситуация, в которой нет готового, соответствующего игровым обстоятельствам решения. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано сданной проблемной ситуацией. Мы наши проблемы решали с помощью карты – схемы.
Дети получили возможность самореализации.
Моя практика показала, что в самостоятельной деятельности детей, лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация). Мотивом может быть и интерес, и желание помочь кому-либо, и стремление получить похвалу и необходимость удовлетворить какие-то иные свои потребности. В любом случае, внутренняя мотивация вызывает подъем физических сил, всплеск эмоций, активацию мышления. Отсюда делаем вывод, что в ситуации, когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности, проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, эмоционально насыщена и психологически комфортна.
Технологическая карта (конструкт) НОД
«Путешествие в страну маленьких знатоков».
Тема: «Путешествие маленьких знатоков».
Возрастная группа: подготовительная к школе группа №8 детский сад №29.
Форма совместной деятельности: интегрированной НОД
Форма организации: групповая, индивидуальная, парная.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Учебно-методический комплект:
1. Математика для дошкольников 5-6 лет, И. А. Помораева, В. А. Позина. Москва 2016 г.
2. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. Н. В. Нищева, Санкт – Петербург 2015г.
3. Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах. Санкт – Петербург 2015г.
4. Физическая культура в детском саду 5-6 лет, Москва 2016г.
5. Сборник подвижных игр с детьми 2-7 лет, Москва 2015 г.
6. Технология детского экспериментирования, Л. С. Киселева, Москва 2005 г.
7. ИКТ технологии, как средство познавательной активности дошкольников, Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.
8. Форма познавательной деятельности дошкольников «Путешествие по карте» по М. А. Коротковой.
Средства:
• наглядные - письмо, карта – схема, 2 стакана одинакового размера, колбочки разного размера, ложки.
• литературные – стихи, загадки;
• музыкальные - детские музыкальные произведения;
• оборудование - вода в банке, два одинаковых стакана, карта (схема, простой карандаш (по количеству детей, цветные мелки для доски, карточка с пропущенными цифрами (по количеству детей, доска для сравнения предметов.
• мультимедийные – ноутбук, презентация, музыка.
Цель:
Создать условия для развития познавательной активности дошкольников в процессе овладения элементарными математическими представлениями через использования опытно-исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Обучающие задачи:
Познакомить детей с действиями, используемыми для сравнения результатов измерения жидкости.
Закрепить умение детей сравнивать группы предметов; осваивать цифровые формы соотношения двух чисел.
2. Развивающие задачи:
• развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
• развивать активную речь детей в процессе сравнения результатов измерения количество жидкости;
• развивать мелкую моторику;
• обогащать словарь детей: фрагмент, микстура, условная мерка;
• развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования.
• сравнивать с компьютерными исследованиями.
3. Воспитательные задачи:
• воспитывать интерес к экспериментированию;
• способствовать проявлению положительных эмоций.
• воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе совместного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Задачи с учё том индивидуальных особенностей воспитанников:
• Обратить внимание на нерешительность Руслана при коллективной работе;
• Обратить внимание на положение карандаша в руке у Димы и Глеба;
• Поручить Семену и Кате контроль, за правильностью выводов при сравнении результатов измерения жидкости.
• Учитывать сложности детей с ОВЗ с патологией зрения.
Планируемый результат:
Любознательный, активный Активность в познавательной, опытно-экспериментальной деятельности, в разговоре.
Эмоционально - отзывчивый Чувство ритма в движении под музыку;
Проявление эмоционального отношения к живой природе.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы;
Умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;
Умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи Применение усвоенных знаний по ФЭМП, по опытно исследовательской деятельности в самостоятельной повседневной жизни;
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Умение сосредоточенно действовать в течение 15 – 20 мин. ;
Ход деятельности:
Этап деятельности Содержание совместной деятельности Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
1 этап
Организационный
Приложение№1
Слайд №2
Сюрпризный момент
Слайд №3
Приложение№2
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево.
В центре круга соберемся, и на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем и здороваться пойдем! (приветствие в группе.)
Стук в дверь.
Извините, я посмотрю, кто там? Ребята это приходил почтальон. И он нам принес письмо. В котором говорится о стране маленьких знатоков. А вы знаете, что это за страна? Тогда нужно нам отправиться в страну маленьких знатоков, только одной мне не справиться. Вы хотите мне помочь?
Чтобы не заблудиться в этой стране, Королева этой страны нарисовала нам карту (воспитатель показывает карту на ноутбуке и на листе).
Давайте посмотрим, что изображено на карте.
На каждой остановке нас ждут интересные испытания.
Вы готовы к путешествию?
Посмотрите внимательно на карту, как вы думаете, куда нам нужно отправиться сначала? (карта определяет место направления по группе стрелками.)
Задаю положительный эмоциональный настрой.
Создаю проблемную ситуацию, показываю и свою заинтересованность.
Направляю детей на правильное решение.
Выполняют движения в соответствии со словами, приветствуют педагога.
Дети интересуются, что за письмо
Дети высказывают свое мнение
Дети обсуждают увиденное.
Дети обсуждают возможные варианты.
Дети настроены на общение, и хорошее настроение.
Проявляют интерес к предстоящей деятельности
2 этап
Работа над темой
Приложение№
Слайд №
-проблемная ситуация
Станция называется «Цифроград». Как вы думаете, что нас там ждет? Давайте обратимся опять к карте – схеме.
(Загадывание загадки про цифру пять).
В сказочной живут избушке
Мышка, зайка, еж, лягушка
С ними серенький коток –
Сливки с молока глоток.
Если станешь их считать,
Превратятся в цифру… (пять)
Перед вами карточки, впишите пропущенные цифры. (от 1 до 6)
Справились! Молодцы!
Постановка проблемы.
Способствует индивидуальной работе Высказывают предположения.
Ребенок выбирает способ взаимодействия при выполнении задания: индивидуально или в паре.
Решают проблемную ситуацию. Если возникла трудность, дети обращаются к воспитателю или друг к другу.
Умение делать вывод и его аргументировать
Освоение цифровой формы чисел.
Отправляемся дальше, следующая станция «Сообразилия», как до нее добраться? Конечно нам поможет наша схема – карта. На этой станции мы будем сравнивать количество нарисованных геометрических фигур на доске, поставьте нужный знак: больше, меньше, равно.
Постановка проблемы, способствующая групповой работе детей.
Рассуждают, взаимодействуют со сверстниками в процессе работы.
Обогащение опыта совместной работы.
Закрепление умения сравнивать группы геометрических фигур.
Занимательная задачка Отправляемся дальше.
Это станция «Занимательные задачки». С помощью стрелок на карте мы определим наш дальнейший путь. (возвращаемся к столам)
За гусыней шли гуськом 6 гусят,
Один отстал, сколько осталось с гусыней гусят?
Потом отстало еще два гусёнка, сколько осталось?
Забеспокоилась гусыня, стала собирать гусят.
Всех собрала. Сколько гусят пошли за гусыней гуськом?
Молодцы! Поощряю детей за внимательность и правильные ответы. Внимательно слушают, выставляют фишки на пано. Знание порядкового счета.
Станция «Числяндия». Где же эта станция у нас? Посмотрим карту. (дети отправляются в физкультурный уголок.)
В физкультурном уголке надо построить числовую башню из конструктора. (от большого к маленькому, считая по порядку до 10).
Молодцы, справились с испытанием! Стимулирую интерес детей.
Обращаю внимание на необходимость соблюдать последовательность постройки конструктора, иначе не получится. Работают с конструктором.
Радуются полученному результату. Получение положительных эмоций от полученного результата.
Освоение цифровой формы, порядкового счета.
Музыкальная разминка
(с музыкальным сопровождением).
Слайд № Вы любите танцевать? Следующая станция по карте музыкальная. Танцуем под музыку.
Встретились спинками, ладошками, коленками, мизинчиками, щечками, лбами.
Отдохнули? Знакомлю детей с игрой, даю инструкцию, эмоционально помогаю расслабиться.
Хвалю детей. Выбирают партнёров, демонстрируют физическую активность, сочетают музыку и движения. Умение слушать, выполнять задания.
Имеют чувство ритма. Развивают пластику
Закрепляет умение ориентироваться в пространстве.
Реализована потребность детей в общении.
Опытно экспериментальная
деятельность
Приложение№
Слайд № Ребята, а вы любите эксперименты?
А вы хотите побывать учеными? Следуя нашей карте мы отправляемся в центр опытов и экспериментов.
На столе стоят два стакана, в одном и из них налита вода.
Из общей (банки) емкости с «водой», при помощи ложки во второй стакан
наливаем половину стакана воды. А как наполнить во второй стакан воды, чтобы получилось одинаковое количество воды?
Как определить сколько же, нам понадобиться воды? Должно быть одинаково.
Первый стакан будет у нас условной меркой, мы отметим фломастером уровень воды, а наливать нам поможет ложка, или колбочки.
Приступайте к самостоятельной работе.
Вот молодцы! И с этим заданием отлично справились. Вовлекаю детей в опытно - экспериментальную деятельность.
Создаю проблемную ситуацию.
Создаю условия для эмоциональной отзывчивости.
Обращаю внимание детей на то, что во втором стакане нужно налить столько же воды.
Включаю детей в самостоятельную деятельность; предоставляю время деятельности; предоставляю материалы; наблюдаю за детьми во время выполнения задания.
Прошу объяснить детей, как они определили сколько же воды им понадобиться налить? Если дети затрудняются, помогаю сделать вывод.
Ребё нок выбирает способ взаимодействия при выполнении своей работы: индивидуально или в паре по желанию. Опытным путем определяют количество «воды» в стаканах.
Высказывают свои предположения.
Делают умозаключение. Проявляет активность в процессе самостоятельной деятельности;
Умение подбирать необходимые материалы для работы;
Умение делать логический вывод; Умение следовать правилам.
3 этап
Итог деятельности. Посмотрите, на нашей карте не осталось неизведанных мест, значит, наше путешествие подошло к завершению. Давайте вспомним, где мы побывали, что делали? Что вам было трудно выполнить, а что легко? Привлекаю детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную, (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик.
Умение оценивать результат своей деятельности;
Умение выражать чувства;
Умение делать выводы;
Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.
Рисование своих схем - карточек эксперимента
со стаканами. Ребята, мы совсем забыли про карточки схемы к проведенному эксперименту. Нам нужно их нарисовать, мы сможем сделать это после прогулки.
Приглашаю после прогулки к рисование схем – карточек. Рисуют схему Проявляют эмоциональное отношение к результату.