ЕЛЕНА ЕВДОКИМОВА
Технологии социализации детей в процессе ознакомления с миром взрослых
▼ Скачать + Заказать документы
Когда профессиональные педагоги или родители осуществляют свои воспитательные функции, решают очередные конкретные педагогические проблемы, задачи, проще говоря, занимаются с детьми, ведут воспитательную работу, они часто вынуждены задавать себе вопрос: как поступить, как его, ее, их сделать любознательными, прилежными, ответственными, трудолюбивыми - словом, тогда они, педагоги, думают о методах воспитания.
Методы воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. Метод воспитания определяют как способ педагогического воздействия на ребенка.
Публикация «Технологии социализации детей в процессе ознакомления с миром взрослых» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
И. Ф. Харламов пишет, что методы воспитания — это совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.
Методы воспитания в отечественной науке объединяются в четыре группы и составляют такую систему:
1. Методы формирования сознания : рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера.
Основная функция первой группы методов состоит в формировании отношений, установок, направленности, убеждений и взглядов воспитанников — всего того, в основе чего лежат знания о нормах поведения, о социальных ценностях. В свою очередь, убеждения человека отражаются на его поведении.
Лекция, рассказ, объяснение — это словесные методы, сообщение и анализ информации, имеющей воспитательное содержание и значение.
Беседа как обсуждение, дискуссия и диспут — это такие методы, где имеет место интеллектуальная и эмоциональная активность самих школьников. Воспитательная беседа, дискуссия состоят, как правило, из краткого вступления воспитателя и постановки вопросов для обсуждения преимущественно проблемного характера.
Внушение — это воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения : упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций. Методы второй группы реализуют принцип воспитания в деятельности.
Педагогическое требование понимается как предъявление требований к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Требование может выражаться как совокупность правил общественного поведения, как реальная задача, как конкретное указание о выполнении какого-либо действия, как просьба, совет, инструкция. По форме требования бывают прямые и косвенные.
Общественное мнение — это выражение группового требования. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков и выражается в нормах, ценностях, взглядах на жизнь всех членов группы, класса. Приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек, характера.
Приучение — это организация регулярного выполнения воспитанниками действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно формировать. Приучение эффективно на ранних этапах развития.
Упражнение — многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. В широком смысле это такая организация жизни и деятельностивоспитанников, которая создает условия для поступков в соответствии с общественными нормами. Упражнение опирается на приучение, тесно с ним связано и реализуется через поручение, выполнение роли в общей деятельности.
Поручение как метод воспитания — это исполнение учеником какого-либо дела. Участие в коллективных делах на всех стадиях (планирование, исполнение, оценка) развивает способности и формирует качества личности.
Воспитывающие ситуации — это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы воспитателем. Их функция — создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности.
3. Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание.
С помощью методов третьей группы взрослые и сами дети регулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности воспитуемых, потому что общественное одобрение или осуждение влияет на поведение, происходит закрепление одобряемых поступков или торможение неодобряемого поведения.
Поощрение — это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения ребенка. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует к улучшению поведения. Формы поощрения: похвала, благодарность, или материальные награды.
Наказание — это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения.
Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинства личности.
4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, тестирование, анализ результатов деятельности.
Методы контроля и самоконтроля направлены на анализ и оценку результатов воспитания и влияют на формирование воспитанников скорее косвенно. Основная функция методов контроля — оценка степени достижения целей воспитательного процесса, т. е. оценка его эффективности по результатам воспитания.
Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.
Задача взрослого заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод, должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.
Форм воспитательной работы существует огромное множество. Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры.
Мероприятия - это события, занятия, ситуации, организуемые взрослым с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых. Виды форм: беседы, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия.
Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами семьи, коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство.
Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая с целью отдыха, развлечения, обучения.
Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные.
Человек - высшее разумное существо, он становится таковым лишь среди себе подобных. Каждый отдельный индивид становится Человеком в процессе социализации.
Согласно одной концепции социализация - это процесс адаптации индивида к окружающему миру. Родившись, человек сможет жить в человеческом обществе лишь при том условии, если сумеет адаптироваться - приспособиться к нему.
По другой теории, социализация - это «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества.
Третья точка зрения: социализация - это процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром.
У всех этих точек зрения есть общее - человек взаимодействует с социальной действительностью, и результатом данного взаимодействия становится формирование человеческого существа. Широкий окружающий мир и более узкая социальная действительность делают человека человеком; процесс социализации личности, начинаясь с детства, продолжается всю жизнь.
Для педагога интересно и важно разбираться, почему каждый индивид социализируется по-своему, по каким причинам у разных людей накапливается различный социальный опыт. Это необходимо знать, чтобы правильно выстраивать стратегию воспитания, грамотно осуществлять индивидуальный подход к детям.
Какие же факторы влияют на социализацию личности?
МИКРОФАКТОРЫ
Ребенок рождается в определенной семье, у определенных родителей. Именно здесь, в семье, он начинает приобретать первый социальный опыт. Содержание и характер этого социального опыта зависят от духовного богатства родителей, от моральных и жизненных ценностей всей семьи, от понимания родителями
ответственности перед малышом за «качество социализации», которое они ему обеспечат. Механизм социализации, которым владеет семья, объективно заложен в самой ее структуре, в ее воспитывающей функции.
Расширение и обогащение социального опыта ребенка происходят в процессе его общения со сверстниками, с другими детьми, при посещении дошкольного учреждения, школы. Все это и есть микросреда, благодаря которой ребенок не только получает информацию о социальном мире, но и приобретает практику поведения, отношений, чувств.
МЕЗОФАКТОРЫ
К мезофакторам относятся этнокультурные условия. Люди, живущие в одной этнокультуре, как правило, владеют одним и тем же языком. Таким образом, каждый этнос имеет свои специфические черты, которые и образуют его национальный характер, его менталитет. Ребенок присваивает именно тот этнический характер, с которым встретился в своей жизни впервые. Для него это тот первоисточник, который закладывает первые кирпичики фундамента социализирующейся личности. Поэтому так отличаются друг от друга дети, растущие в различных этнических условиях, в разной этнокультуре.
Мезофакторы, так же как и микрофакторы, имеют свои механизмы социализации личности. Прежде всего - это передача этнокультуры, заложенной в социальном опыте родителей и близких ребенку людей, которые сами являются продуктом данной культуры и носителями ее характеристик.
МАКРОФАКТОРЫ
К этой группе факторов относят космос, планету, общество, государство. Изучать и учитывать их влияние на социализацию личности ребенка необходимо по нескольким причинам. Данной группе факторов принадлежит объединяющее начало. Именно они определяют то, что показывает сходство между людьми, как с точки зрения биологического строения, так и с позиции общечеловеческих ценностей.
Взрослый человек предстает перед детьми в двух функциях: как носитель социального опыта, норм и правил общежития, знаний о мире и как организатор процесса воспитания и обучения ребенка.
И псрвая и вторая функция реализуются в двух формах: стихийно и целенаправленно.
Каждый взрослый к моменту его «встречи» с ребенком уже имеет довольно большой опыт жизни в обществе. В этом опыте соединяется то, что накопило человечество в виде, культуры, традиций, быта, моральных ценностей и было,осознанно и принято сегодняшним взрослым. Общаясь с взрослыми, ребенок наблюдает за его деятельностью, слышит его оценки, видит его поступки. И хотя все это может, быть не направлено на ребенка, малыш «впитывает» в себя этот опыт. Особенно если ребенок не безразличен к взрослому если он его любит, привязан к нему, как, напримеp, к родителям. Но даже если ребенок наблюдает за незнакомым взрослым, привлекшим его внимание своими действиями, словами и др., он также что-то берет для себя - стихийно, неосознанно.
В основе механизма воздействия на ребенка лежат такие особенности детства, как подражание и потребность приобщиться к миру взрослых людей. Ведущими являются методы, которые способствуют реализации данной функции в целенаправленной форме. Для ребенка - это наблюдение, а для взрослого - организация совместной деятельности педагогические ситуации, показ.
При стихийной форме передачи социального опыта первой функции для ребенка остается значимым наблюдение, а для взрослого - иллюстрация своего внутреннего социально-нравственного мира. Воспитатель обязан помнить, что ребенок постоянно наблюдает за ним и всегда готов подражанию. Поэтому так велика ответственность взрослого перед детьми за то, что они могут наблюдать и перенимать.
Начиная с самых малых лет, и в течение всей своей жизни человеку приходится встречаться с разными людьми. В поле зрения ребенка находятся и те взрослые, которые о нем заботяться, воспитывают, обучают постоянно, и те, с которыми он встречается от случая к случаю. Естественно, у ребенка складываются различные отношения с категорией взрослых. Но все они оказывают свое влияние на социлизирующиюся личность дошкольника.
Всех взрослых, которые, так или иначе общаются с ребенком, можно условно распределить по разным «уровням приближенности». Каждый уровень характеризуется тремя проказателями: частотой контактов взрослых и детей, эмоциональной насыщеностью контактов, информативностью.
На первом уровне находятся родители.
На втором — воспитатели дошкольного учреждения. Первый и второй уровни приближенности можно отнести к «интимному кругу общения» детей и взрослых.
На третьем — люди, которых дети наблюдают на улице, в транспорте и с которыми общаются редко. Характерны ситуативные, даже, может быть едеиничные контакты, разная степень эмоциональной и информативной насыщенности.
На четвертом — взрослые, о существовании которых дети знают, но никогда с ними непосредственно не встречались, и встретиться не могут (например, герои литературных произведений). В этой форме общения отсутствуют отвлекающие моменты повседеневной жизни, и ребенок наиболее глубоко чувствует образы этих людей.
В дошкольной педагогике имеется ряд исследований по формированию у детей представлений о людях разного уровня приближенности и о воспитании к ним определенного отношения. Анализ исследований говорит о том, что менее всего изучены отношения со взрослыми второго уровня приближенности, более всего — четвертого уровня.
Процесс социализации личности ребенка происходит по разным направлениям. Специальный раздел - «Человек-творец» показывает детям эту замечательную черту взрослого человека и значение ее развитии социального мира.
Ориентируясь на творческую личность взрослого, ребенок начинает понимать, что фужающий мир бесконечно богат и может быть осмыслен с самых различных позиций, в этом случае у него появляется желание участвовать в преобразовании мира. Поэтому особого внимания заслуживает до сих пор мало изученный аспект, воспитать интерес к человеку труда через показ его творческой начала, вызвать у детей стремление и потребность подражать творчеству взрослого, его преобразующей деятельности.
Отличительная черта человека - творческое начало, способность мыслить, создавать новое, преобразовывать мир. Каждый человек в какой-то ситуации обязательно проявля себя как творческая личность. Дело лишь в том, что у одного акт творчества - единичный случай, а у другого это - категория постоянная. Важно, чтобы с первых лет жизни ребенок не только не утрачивал данную ему особенность, а развивался как личность творческая, умелая, мыслящая.
Начинать знакомство детей с творческим началом целесообразно с обогащения социального опыта детей практикой их собственных творческих проявлений, воображения, фантазии. Такой методический ход позволяет идти от близкого, понятного ребенку к более отдаленному, от него самого - к взрослому.
Развитие воображения можно осуществлять в разных видах деятельности - игре, труде, художественной деятельности, а также в процессе целенаправленного обучения через индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы работы.
Это могут быть задания типа «Продолжи рисунок», «Придумай новое название известной картине», «Вообрази, что ты.» при знакомстве детей с этическими проблемами, например морального характера и др.
Очень полезны задания на «разбивание» сложившихся стереотипов, привычных решений. Так, отгадывая загадку «3имой и летом одним цветом», дети без труда находят ответ ель. И это, конечно, правильно. Но далее ребенку было бы полезно подумать о других вариантах разгадки. Воспитатель спрашивает: «Разве меняется цвет предметов в зависимости от времени года?» Дети с удивлением отмечают, что у привычной загадки может быть совсем непривычная отгадка.
Работа по воспитанию в ребенке творческой личности сочетается с ознакомлением детей с видами проявления творчества взрослых людей.
Можно выбрать разные стороны жизни взрослого человека, где он проявляет себя как творческая личность: литературу, искусство, науку, изобретательскую деятельность. Главная цель, определяющая направление методики, - пополнять представления детей о богатейших возможностях для проявления себя как творческой личности, привлекать их внимание к огромному значению творческого начала в личности человека, воспитывать познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности.
Показать творческое начало в личности взрослого человека можно при ознакомлении детей с предметами рукотворного мира, при изучении темы «Предметный мир и его роль в социализации личности ребенка».
В особый содержательный блок можно выделить информацию о том, как человек создал технику. Детей привлекают бытовые приборы, которые они видят, например, дома: телевизор, магнитофон, компьютер. Многие дошкольники легко управляют такими приборами. Опираясь на этот интерес, можно познакомить детей с изобретателями и их изобретениями, показать значение этого вида деятельности для человека не только для кого-то конкретно, но и для человечества в целом.
Таким образом, на первом этапе ознакомления детей с человеком как с творцом необходимо активизировать их внимание на результатах изобретательской деятельности, создать условия для развития детского творчества.
На этом этапе ведущими методами являются эвристические познавательные беседы, наблюдения, экспериментирование и опыты.
Содержанием наблюдений может быть наблюдение за транспортными средствами, за работой механизмов, например, по уборке помещения, снега на улице и др. Предметом наблюдений может быть работа бытовой техники в домашних условиях и в дошкольном учреждении: стиральной машины, кофемолки, кофеварки, миксера, мясорубки.
Наблюдения проводят в быту, а также на специальных экскурсиях. Рассматривание предмета должно сопровождаться репликами воспитателя, родителей, выражающими восхищением «умными» машинами. В последующей беседе воспитатель уточняет, что дети поняли, запомнили; побуждает задавать вопросы и предлагает самим попробовать использовать технику. Например, ребенок может вместе со взрослым перемолоть (нажать кнопку) кофе в кофемолке, почистить пылесосом ковер, поставить в микроволновую печь молоко посмотреть, как оно подогревается, и т. д. Цель такого рода дел - вызвать интерес к технике и небоязнь ее.
Результатом первого этапа ознакомления с техникой и с понятием «человек-изобретатель» должно быть появление у ребенка устойчивого познавательного интереса к технике, к устройству технических приборов, желание пользоваться ими самому.
На втором этапе работы воспитатель, опираясь на полученные результаты, начинает разговор о тех, кто создал такую «умную» технику, и о том, когда техника появилась на Земле. Для настоящего этапа можно выделить два взаимосвязаных направления: формирование представлений о том, как всвязи с чем появилась у людей потребность в технике; ознакомление с конкретными личностями – изобретателями, учеными. Воспитатель подчеркивает величие человеческой мысли и значение ее для людей планеты. Подбирая конкретный материал об ученых, изобретателях, старается рассказать детям о великих людях не только России, но и других стран мира.
Основные методы на втором этапе - рассказ взрослого, эвристическая беседа, рассматривание иллюстраций к книгам, макетов, составление творческих рассказов и др. Главный акцент делается на методах, повышающих познавательную активность.
На третьем этапе работы воспитатель снова пытается вызвать у детей желание самим стать изобретателями. Но это происходит уже на более высоком уровне, на который дети поднялись в результате ознакомления с образом человека-творца. Результатом третьего этапа должны стать новые знания и представления о творческом начале в личности человека и желание самому «преобразовывать мир».
От того как мы, взрослые, будем воспитывать и поддерживать своих детей, способствовать процессу их ознакомления с окружающим миром, зависит кем вырастут и какими будут наши дети. Поэтому, поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное в поведении и деятельности, знакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей, воспитывать доброжелательное отношение к людям – вот наша главная задача.